[опубликовано 7 Апреля 2009]
А.М. Эльмесов
Русско-Кавказская война, развязанная царской Россией еще в начале второй половины 18 века, была самой продолжительной (в общей сложности более ста лет!), одной из самых кровопролитных, самых несправедливых колониально - захватнических войн из всех, кои помнит история цивилизации на нашем континенте. Самый тяжелый удар этой войны пришелся на адыгов. Нет на евроазиатском континенте народа, подвергшегося такому геноциду, как адыгский народ. Достаточно сказать, что по окончании этой войны на «… родной земле осталось всего лишь 3 % адыгов». По своей жестокости и беспощадности она также не имеет прецедента. Кровавые страницы этой войны до сих пор приводят в оцепенение: «Неужели могло быть такое на земле? Неужели земля могла терпеть таких людей, которые способны на такие поступки?»
Ледяным бездушием веет от строк из дневника генерала Ермолова: «Моровая язва (чума, занесенная в Кабарду из Астрахани) была союзницей нашей против адыгов, ибо, уничтожив совершенно население Малой Кабарды и производя опустошение в Большой Кабарде, до того их ослабила, что они не могли уже как прежде собираться в больших силах…».
Не меньше поражает воображение современника ставленник царизма на Кавказе – генерал Засс. Вот выдержки из Н. И. Лорера: «В поддержание проповедуемой Зассом идеи страха на нарочно насыпанном кургане у Прочного Окопа при Зассе постоянно на пиках торчали черкесские головы, и бороды их развевались по ветру. Грустно было смотреть на это отвратительное зрелище.»
Лореру и ему подобным «декабристам» всего лишь «грустно было смотреть», но никаких протестов не было. Дальше у него же читаем еще более омерзительные, уму непостижимые опыты этого генерала, который охотно использовался царизмом для своих постыдных дел на Кавказе: «Раз Засс пригласил к себе мадам Нарышкину, и она согласилась с условием, что неприятельские головы будут сняты. Засс исполнил ее желание, и мы все были у него в гостях. Взойдя как-то в кабинет генерала, я был поражен каким-то нестерпимым отвратительным запахом, а Засс, смеючись, вывел нас из заблуждения, сказав, что люди его, вероятно поставили под кровать ящики с головами, и в самом деле вытащил перед нами огромный сундук с несколькими головами, которые страшно смотрели на нас своими стеклянными глазами. «Зачем они здесь у вас?» - возразил я…
«Я их вывариваю, очищаю и рассылаю по разным анатомическим кабинетам к друзьям моим – профессорам в Берлин». В романе С. Голубова «Солдатская слава» приводится эпизод, когда казачки выходили на места битв и отрубали головы у убитых черкесов, которых за какую-то плату поставляли генералу.
История даже сохранила такой факт вандализма… По официальному приказу генералов Засса и Евдокимова «…солдатам и офицерам русской армии разрешалось надругательство над черкесскими девочками семи лет». А «хищники» и «полудикари», «варвары» - черкесы не додумались до таких омерзительных художеств».
Есть историческое предание, заслуживающее доверие. Возмущенный подобными «приказами» и действиями, черкесский владетель Али Цирхиж, один из храбрейших предводителей черкесских отрядов, выкрал дочь самого Засса и держал ее у себя несколько месяцев, конечно же, не в качестве рабыни. Девушку научили адыгскому языку, обучили искусству художественной вышивки золотыми нитками (дэнлъэч хэдык1э) и соблюдению адыгского этикета (Адыгэ Хабзэ). Когда настало время возвратить ее родителю, она якобы категорически отказалась, заявив: «Не хочу вернуться к этим убийцам…». Все-таки Али Цирхиж настоял на своем и отвез девушку к отцу. Конечно, кровного врага генералов хотели тут же арестовать и казнить, на это был готов и Засс. Но девушка выхватила кинжал, весь в серебре и золоте, подаренный ей Али и твердо заявила: «Отец, я убью себя, если вы позволите тронуть его хоть пальцем!».
Али Цирхиж погиб несколькими месяцами позже, совсем молодым, неженатым. Его героическая жизнь оборвалась в одной из героических схваток, как это подобает герою. Может быть, это предание и страдает определенными издержками, но истина в одном: Адыги никогда себе не позволяли ни глумления над павшими противниками, ни надругательства над женщинами.
Так кто же здесь «полудикари» и «варвары»?!!
При всем этом факты свидетельствуют о том, что адыги никогда не относились к русским и к самой России с неприязнью, наоборот, всегда, при малейшей возможности искали пути дружбы и добрососедства с нею. Даже в ходе уже запылавшей Русско-Кавказской войны, когда над Россией нависла опасность в результате нападения Наполеона, адыгский народ сразу откликнулся на призыв некоего Соковнина сформировать ополчение для участия в войне против Наполеона в 1812 г. …
Именно лучшая, сильная духом и телом часть адыгов сложила голову в Русско-Кавказской войне, многие же покинули Родину спасая не свою жизнь, а жизнь своих близких. Генофонду адыгского народа был нанесен сильный удар: не стало цвета и красы народа, той его части, которая выше своей жизни ставила свободу, честь и достоинство своей Родины.
Цивилизованные опричники из русских генералов и воинства отпраздновали свою победу над народами Кавказа 21 мая 1864 г. на Красной Поляне…
А для адыгского народа эта трагическая дата стала днем Памяти наших предков, героически сражавшихся за свободу своей Родины.
Отрывки из книги А. М. Эльмесова «ИЗ ИСТОРИИ РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ» (документы и материалы)
|