История

История  »   Восстание 1877 года  »   «КАЗНИТЬ ПОВЕШЕНИЕМ...»

«КАЗНИТЬ ПОВЕШЕНИЕМ...»

[опубликовано 6 Января 2018]

Махач Мусаев

 

К вопросу о количестве казненных дагестанцев и чеченцев - руководителей освободительного движения 1877 г.

 

Попытка дагестанских и чеченских духовно-религиозных лидеров в 1877 г., воспользовавшись благоприятной внешнеполитической конъюнктурой в виде оче­редной русско-турецкой войны, установить шариат и получить независимость, за­вершилась неудачей, что имело трагические последствия для жителей региона. В результате крупного по масштабам вооруженного освободительного движения, ставшего известным в исторической литературе как «Восстание 1877 года», в наказание и назидание несколько тысяч человек были отправлены на каторгу или сосланы на поселение во внутренние губернии империи, предводители же были казнены.

 

Непосредственный участник восста­ния Раасу Гайтукаев, человек вы­полнявший роль секретаря Алибе­ка-хаджи - руководителя сопротивления в Чечне, приводит список казненных из 12 человек. При этом он отмечает в пре­дисловии к своему очерку: «все, что я изложу... не будет иметь ничего обще­го с вымыслом» [1]. Очерк Р. Гайтукаева, первоначально написанный на арабском языке, стал известен в середине 90-х годов прошлого века, и, естественно, не использовался советскими исследова­телями восстания 1877 г. в Чечне. Но в тоже время А.И. Иванов, основываясь на русскоязычных архивных материалах, указал, что было повешено 11 повстан­цев [2]. Это мнение по сей день является превалирующим [3]. Так, в диссертаци­онном исследовании А.И. Исмаиловой, выполненном в наши дни, приводится список из 11 казненных руководителей чеченского восстания [4].

Между тем известен «Список участ­ников восстания, приговоренных к по­вешению и каторге», датированный 6 марта 1878 г. В нем указаны имена и фамилии подсудимых, а также мера наказания, назначенная им судом.

В соответствии с этим списком, фотокопия которого неоднократно публиковалась в исторической литературе, к «смертной казни повешением» приговорено 13 чело­век из 21 подследственного.

Таким образом, мы имеем три различ­ных списка повешенных, в котором указа­но разное количество казненных или при­говоренных к смерти.

Как уже отмечалось, «Список участ­ников восстания, приговоренных к по­вешению и каторге» датирован 6 марта 1878 г. Это тот день, когда завершился суд над руководителями восстания [5]. В этом списке обращает на себя внимание, что первые 17 имен отделены свободным пространством от 4 имен, указанных ниже и написанных другим почерком. Из 17 че­ловек, отмеченных в верхней части этого списка, приговоренными к казни указы­ваются 11. Т.е. первая часть этого списка полностью совпадает с информацией, впервые изложенной А.И. Ивановым, что из 17 человек, привлеченных к суду, было повешено 11 [6]. Также обращает на себя внимание, что все 11 приведенных имен в «Списке», совпадают с данными         из очерка Р. Гайтукаева.

Губахан из Тазин-Кале, ука­занный в списке Р. Гайтукаева последним среди повешенных, видимо был привле­чен к суду позднее и повешен. Янгулбай Пиркиев не указывается Р. Гайтукаевым как жертва казни, что можно связать с отсутствием у него информации, посколь­ку Р. Гайтукаев сам находился под след­ствием и вскоре был отправлен в ссылку. Подтверждение тому, что Янгулбай не был схвачен ко времени казни основной части лидеров восставших, мы находим в научной литературе. Исмаилова А.И. указывает, что «Янгалбий» продолжал сопротивление, а впоследствии эмигри­ровал в пределы Османской империи [7]. Мы склонны считать, что он был привле­чен к суду и казнен, вероятно после казни Губахана.

Мы имеем основания считать выше­приведенный «Список» довольно точным источником, где тезисно отражены ре­зультаты двух разновременных судов над руководителями восстания.

В популярной исторической лите­ратуре, публикуется фотография подследственных повстанцев, сделанная в Грозном. На ней изображено 18 человек. Ее подлинность не вызывает сомнения. На одной из фотографий не­известный пронумеровал подследствен­ных, а в обрамлении фотографии, напро­тив соответствующих цифр проставил их имена. Однако это является поздней и отчасти неточной попыткой идентифи­кации изображенных на снимке. Среди прочих на снимке «идентифицированы» Губахан и Янгулбай, которые по нашему мнению к этому моменту еще были вне досягаемости властей. А попытка иден­тификации подследственных повстан­цев, возможно, принадлежит покойному директору Государственного архива ЧИАССР Далхану Хожаеву.

Таким образом, 9 марта 1878 г. в Гроз­ном в 6 часов утра приговор относительно 11 человек был приведен в исполнение. К месту казни впереди на «позорной» ко­леснице везли Уму, за ним на двуколке Алибека-Хаджи. Остальные шли пешком в кандалах, со связанными руками [8]. Алибека-Хаджи водрузили на табуретку, и надели на шею веревку. Арестанты-уголовники грозненской главной гауп­твахты Нахматулин и Пенявин, исполняв­шие обязанности палачей, получили по 5 рублей каждый [9]. Еще два руководителя восстания были казнены впоследствии, и общее количество жертв по смертному приговору за участие в восстании в Чечне достигло 13 человек.

Относительно казни лидеров освобо­дительной войны в Дагестане, нам не удалось найти столь подробные сведения. Вероятно историкам предше­ствующих поколений также оказались недоступными русские военные источни­ки по этому вопросу. Поскольку в научной литературе по сей день фигурируют весь­ма завышенные, на наш взгляд, данные о повешенных в количестве, «доходящем до 300 человек». Впервые эта цифра по­явилась в труде профессора Расула Ма­гомедова «Восстание горцев Дагестана в 1877 г.» [10], изданном в 1940 г. Далее этот тезис вошел в специализирован­ные [11] и обобщающие научные труды по истории Дагестана, превратившись в «более чем 300 повешенных дагестан­цев» [12]. Поиск в российских и грузин­ских архивохранилищах материалов, подтверждающих или опровергающих эту информацию, пока успехом не увен­чался. Поэтому для выяснения количе­ства казненных повстанцев желательно воспользоваться данными, содержащи­мися большей частью в местных источ­никах.

Восстание 1877 года стало заметным событием в жизни мусульман Кавказа и нашло отражение в ряде исторических сочинений, написанных дагестанцами на арабском языке. Большинство авто­ров (Али-кади Салтинский, Исхак Урминский, Хайдарбек Геничутлинский) обращавшиеся к теме событий 1877 года в Дагестане указывают, что за ру­ководство освободительным движени­ем российскими властями было казнено пятнадцать человек. Наиболее полный список повешенных приводит Абдуразак Согратлинский. По его сведениям было повешено 13 руководителей джихада, которых он перечисляет поименно [13], при этом он единственный из авторов дагестанских исторических сочинений, который не указал общего количества повешенных.

Сведения А. Согратлинского под­тверждаются иными источниками. Али-кади Салтинский пишет, что было пове­шено «пятнадцать человек», но при этом приводит имена 11-ти из них [14]; Исхак Урминский, дополнивший сочинение А. Салтинского, из числа 15 повешен­ных перечисляет имена 12 человек [15]. Оба автора в качестве повешенного ука­зывают Малдая (Налди) Багиклинского (ал-Бахрики), не указанного А. Согратлинским. При этом имена остальных лиц, приведенные А. Салтинским и И. Урминским в качестве казненных, совпадают с упоминаемыми А. Согратлинским.

Таким образом, при общем количестве указываемых повешенными в 15 человек, нам из письменных источников известны имена 14-ти из них.

Единственное разночтение в источни­ках, это общинная принадлежность Аббас-паши (он же: хаджий Аббас). Он упо­минается как ансалтинец или как анцухец (ал-Ансалти, ал-Ансухи).

Возникает вопрос о том, кто был пят­надцатым повешенным. В 2001 г. на месте массовой казни в мест­ности Саланиб был сооружен мемориал. На памятной плите указано, что одним из повешенных был не упоминавший­ся в дагестанских письменных источ­никах в качестве жертвы Баар-Месед ал-Ири (Ирибский). Это вероятно явля­ется ошибкой, т.к. удалось обнаружить его имя в числе горцев, отправленных на поселение под надзор полиции в один из городов внутренних губерний Рос­сии [17].

По предположению автора пятнад­цатым повешенным был Хитинавас ал-Хуцали (Гоцатлинский). В архивных ис­точниках и научной литературе указано, что через три месяца после казни лидеров освободительного движения в Саланиб он был схвачен в родовом селении. Приговор в отношении Хитинаваса был приведен в исполнение в Шуринской крепости [18].

Казни также состоялись в Дербенте. Ни в одном из известных местных источ­ников подробности этого события не за­фиксированы. Это может быть связано с тем, что известные нам сегодня дагестан­ские исторические сочинения, подробно описывающие события 1877 года, написа­ны аварцами, которые жили довольно да­леко от Дербента и информационно были отрезаны от Южного Дагестана. Гасан Алкадарский, бывший непосредственным свидетелем событий в Южном Дагестане ограничился фразой: «Многих виновных повесили» [19]. Архивные данные свиде­тельствуют, что к казни было приговоре­но восемь «главных виновников мятежа: Гази Ахмед-хан и Абдул-Халик эфенди-кади из с. Ахты, Абдул Гамид-эфенди из Кюры, Шейх Бата из с. Верх. Сталь, Гаджи-Мурад Гаджиев из с. Кабур, Абдурашид сын Молла Шейх Ахмеда из Хинага, из Маджалиса-Такай - наиб Карней из Чоха» [20]. Казнь состоялась в последних числах июля 1878 г. [21].

Упоминаемый первым в этом списке Газиахмад-хан, сын Хаджи был одним из руководителей освободительного движе­ния в Самурском округе. Из русских источ­ников известно, что он бежал после пора­жения восстания из Ахты в Согратль, где видимо был пленен. Кроме него по этим источникам как руководители восстания известны только Такай из Маджалиса и Каранаилав из Чоха.

Казнь через повешение 15 предво­дителей комбатантов из Среднего и Западного Дагестана была произ­ведена в местности Саланиб, которая на­ходится на территории ругуджинской об­щины недалеко от Гунибской горы у реки Кара-Койсу. Место казни упоминается во всех источниках. Исполнение приговора проводили в непосредственной близо­сти от того места, где находилась ставка имама Мухаммада-хаджи, т.е. рядом с Анада-майдан. Практика повешения на месте начала преступления практикова­лась русской армией на Кавказе ранее.

 

Дата казни упоминается лишь в од­ном источнике, автором которого явля­ется Хайдарбек Геничутлинский: «Про­изошло это событие в пятницу, двадцать второго числа месяца зу-л-хиджа 1294 (29.12.1877) года» [22].

 

При повешении присутствовало боль­шое количество людей из различных се­лений Дагестана. «Дело в том, что русские главари привели туда по два, по три и более мужей из каждого селения, чтобы смотрели они на проводимую акцию и ви­дели бы повешенных. Окриками своими они должны были бы удерживать в бу­дущем тех, кто попытаются творить дела, подобные тем, что совершили повешен­ные. Далее, укажем, что присутствовало тогда на площадке ещё также и огромное количество русских главарей, да и во­обще русских военных» [23]. Видимо по­добным же образом, с вызовом людей для демонстрации казни, процедура ис­полнения приговора проходила в Дербен­те. П.И. Тахнаева, ссылаясь на архивные материалы, пишет, что для осуществле­ния казни из военного лагеря был вызван батальон для ограждения осужденных от толпы горцев, вызванных к этому дню со всех мест Южного Дагестана [24].

Все казненные в г. Грозном были за­рыты в общей яме на месте казни [25].

 

Повешенным в Саланиб повезло боль­ше. Предания гласят, что казненные должны были провисеть еще несколько дней. Это был приказ командующего во­йсками Дагестанской области генерала Л.И. Меликова, чтобы висящих на висели­це могли увидеть не успевшие подойти ко времени казни представители отдален­ных общин Дагестана. Воспользовавшись беспечностью охранников, жители близ­лежащего селения Ругуджа сняли тела с эшафота. Согратлинцы были захоронены в родном селении. Телетлинцев и цудахарца похоронили в селении Ругуджа (их мо­гилы известны и сохранились до сих пор). Аббас-паша был захоронен в селении Хоточ, поскольку оттуда родом была его жена. Лидеры восстания из Казикумухского округа были доставлены в ближай­шее лакское селение, жители которого обязались захоронить тела.

 

Возвращаясь к данным о количестве повешенных дагестанцев числом, «дохо­дящим до 300 человек», впервые в исто­риографии указанным P.M. Магомедовым, можно предположить, что это связано с умышленной гиперболизацией «зверств царского режима». Возможно, известный ученый писал о числе казненных даге­станцев, доходящем до 30, а при публика­ции книги «Восстание горцев Дагестана в 1877 г.» закралась ошибка, которая по сей день фигурирует в научной литературе.

Таким образом, за руководство и ак­тивное участие в восстании 1877 г. в Чечне были казнены:

1.   Алибек-Хаджи Алдамов из Симсира;

2.  Ума Дуев из Зумсоя;

3.  Курку из Дышне-Ведено;

4.  Ларсан-Хаджи из Махкеты;

5.  Хусейн-Хаджи из Айты-Макх;

6.  Касум из Чечель-юрта;

7.  Hyp-Хаджи из Чечель-юрта;

8. Дада, сын Ума-Хаджи Дуева из Зумсоя;

9.  Мита Залмаев из Чеберлоя;

10.  Дада Залмаев из Чеберлоя;

11.  Тазарка из Турты-Отара (ныне Турты-хутор);

12.  Губахан из Тазен-Кала;

13.  Янгулбай Пиркиев (аккинец).

 

За руководство и активное участие в освободительном движении 1877 г. в Дагестане в местности Саланиб, а также городах Темир-Хан-Шура и Дербент

были казнены (соответственно 14, 1 и 8 чело­век):

1. Муртазаали из Телетля.

2. Хамзат из Телетля,

3. Абдулла из Цулда;

4. Ника-кади из Цудахара;

5. Али-Умар из Кулла;

6. Аббас из Анцуха/Ансалта;

7. Абдулла из Согратля;

8. Умар из Согратля;

9. Мухаммад-хаджи из Согратля (имам);

10. Абдулхалим из Согратля;

11. Абдулмаджид из Кумуха;

12. Зубаир из Кумуха;

13. Хаджи из Кумуха;

14. Малдай из Багикли;

15. Хитинавас из Гоцатля

16. Каранаилав из Чоха;

17. Газиахмед-бек из Ахты;

18. Абдулхалик из Ахты;

19. Абдулхамид из Кюры;

20. Шейх Бата из Юхари Стала;

21. Хаджимурад из Кабира;

22. Абдурашид из Ханага;

23. Такай из Маджалиса.

«Воистину, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы и вернемся».

 

Примечания:

 

1. Гайтукаев Раасу. Имам Алибек-хаджи Зандак ский. Из истории освобождения религии. Исто­рический очерк из восстания Чечни 1877-1878 гг. против гнета царского режима. Из арабских запи­сок беноевского муллы Раасу Гайтукаева, бывшего кадия. С чеченского на русский язык перевел С. Ха­мидов // Ахульго. 2008. № 8. С. 21, 28.

2. Иванов А.И. Восстание в Чечне в 1877 г. // Истори­ческие записки АН СССР. 1941. Т. X. С. 293

3. Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX - XX веках. М.: Пульс, 2005. С. 384.

4. Исмаилова А.И. Восстание горцев Чечни и Даге­стана в 1877 - 1878 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 - «Отечественная исто­рия». Грозный, 2007. С. 113.

5. Иванов А.И. Указ. ст. С. 293.

6. Там же.

7. Исмаилова А.И. Указ. дисс. С. 113-114.

8. Иванов А.И. Указ. ст. С. 293.

9. Исмаилова А.И. Указ. дисс. С. 113. В чеченской устной традиции довольно распространенным является тезис о том, что, дескать, стулья из под приговоренных при повешении выбивали даге­станцы, конкретнее жители Хасавюрта кумыкской национальности, что не имеет под собой никаких оснований.

10. Магомедов Р. Восстание горцев Дагестана в 1877 г. Махач-Кала: Дагестанское государственное книжное издательство, 1940. С. 63.

11. Гасанов М.М. Национально-освободительная и классовая война народов Дагестана в 60-70-е годы XIX в. Махачкала: Юпитер, 1997. С. 87.

12. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Т. 1: История Дагестана с древнейших времен до XX века / Ин-т истории, ар­хеологии и этнографии ДНЦ. М.: Наука, 2005. С. 531.

13. Абдуразак Согратлинский. История имамата 1877 года и восстания на территории Дагестана // Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У., Омаров Х.А. Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и Имамат 1877 года. Махачкала, 2001. С. 195.

14. Шехмагомедов М.Г., Мусаев М.А. «Очерк о со­бытиях в Дагестане в 1294 году» Али-кади Сал­тинского: предисловие, перевод, примечания // Дагестанский востоковедческий сборник. Вып. 2. Махачкала, 2011. С. 163.

15. Исхак Урминский, Али Салтинский. История ша­риатского восстания в Чечне и Дагестане и Имама­та 1877 года // Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У., Омаров Х.А. Восстания дагестанцев и чеченцев в послеша­милевскую эпоху и Имамат 1877 года. Махачкала, 2001. С. 118.

16. Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биогра­фические и исторические очерки / Пер. с арабского Айтберова Т.М. Махачкала, 1992. С. 114.

17. Центральный исторический архив Грузии. Ф. 545. On. 1. Д. 1473. (Переписка о выселении из Дагестанской области во внутренние губернии России под надзор полиции и в Сибирь навсегда жителей той же области, виновных в бунте произо­шедшем в Дагестане в 1877 году, во время войны с Турцией /23 мая 1877- 6 сентября 1880 г.). Л. 128.

18. Исхак Урминский, Али Салтинский. Указ. соч. С. 119; Центральный исторический архив Грузии. Указ. Ф. Оп. Д. Л. 223.

19. Алкадари Г.-З. Асари-Дагестан / Вступительная статья, комментарии, примечания и общая редак­ция В.Г. Гаджиева. Махачкала, 1994. С. 143.

20. ЦГА РД. Ф. п-8. Оп.1. Д. 19. ЛЛ.12-13. П.И. Тахнаева, цитируя этот же документ, пишет, что всего было казнено 7 человек. См.: Тахнаева П.И. «...Но скоро были усмирены» (К вопросу об участии чохцев в восстании 1877 года) // Ахульго. 2008. № 8. С. 36.

21. Тахнаева П.И. Указ. ст. С. 36.

22. Хайдарбек Геничутлинский. Указ. соч. С. 114. Дата соответствует 27 декабря 1877 года, а не 29 числу того же месяца, как указано издателями тек­ста X. Геничутлинского.

23. Исхак Урминский, Али Салтинский. Указ. соч. С. 121.

24. Тахнаева П.И. Указ. ст. С. 36.

25. Гайтукаев Р. Указ. соч. С. 28; Иванов А.И. Указ. ст. С. 293

 

Ахульго. 2013. № 2 (14)