[опубликовано 6 Января 2018]
Махач Мусаев
К вопросу о количестве казненных дагестанцев и чеченцев - руководителей освободительного движения 1877 г.
Попытка дагестанских и чеченских духовно-религиозных лидеров в 1877 г., воспользовавшись благоприятной внешнеполитической конъюнктурой в виде очередной русско-турецкой войны, установить шариат и получить независимость, завершилась неудачей, что имело трагические последствия для жителей региона. В результате крупного по масштабам вооруженного освободительного движения, ставшего известным в исторической литературе как «Восстание 1877 года», в наказание и назидание несколько тысяч человек были отправлены на каторгу или сосланы на поселение во внутренние губернии империи, предводители же были казнены.
Непосредственный участник восстания Раасу Гайтукаев, человек выполнявший роль секретаря Алибека-хаджи - руководителя сопротивления в Чечне, приводит список казненных из 12 человек. При этом он отмечает в предисловии к своему очерку: «все, что я изложу... не будет иметь ничего общего с вымыслом» [1]. Очерк Р. Гайтукаева, первоначально написанный на арабском языке, стал известен в середине 90-х годов прошлого века, и, естественно, не использовался советскими исследователями восстания 1877 г. в Чечне. Но в тоже время А.И. Иванов, основываясь на русскоязычных архивных материалах, указал, что было повешено 11 повстанцев [2]. Это мнение по сей день является превалирующим [3]. Так, в диссертационном исследовании А.И. Исмаиловой, выполненном в наши дни, приводится список из 11 казненных руководителей чеченского восстания [4].
Между тем известен «Список участников восстания, приговоренных к повешению и каторге», датированный 6 марта 1878 г. В нем указаны имена и фамилии подсудимых, а также мера наказания, назначенная им судом.
В соответствии с этим списком, фотокопия которого неоднократно публиковалась в исторической литературе, к «смертной казни повешением» приговорено 13 человек из 21 подследственного.
Таким образом, мы имеем три различных списка повешенных, в котором указано разное количество казненных или приговоренных к смерти.
Как уже отмечалось, «Список участников восстания, приговоренных к повешению и каторге» датирован 6 марта 1878 г. Это тот день, когда завершился суд над руководителями восстания [5]. В этом списке обращает на себя внимание, что первые 17 имен отделены свободным пространством от 4 имен, указанных ниже и написанных другим почерком. Из 17 человек, отмеченных в верхней части этого списка, приговоренными к казни указываются 11. Т.е. первая часть этого списка полностью совпадает с информацией, впервые изложенной А.И. Ивановым, что из 17 человек, привлеченных к суду, было повешено 11 [6]. Также обращает на себя внимание, что все 11 приведенных имен в «Списке», совпадают с данными из очерка Р. Гайтукаева.
Губахан из Тазин-Кале, указанный в списке Р. Гайтукаева последним среди повешенных, видимо был привлечен к суду позднее и повешен. Янгулбай Пиркиев не указывается Р. Гайтукаевым как жертва казни, что можно связать с отсутствием у него информации, поскольку Р. Гайтукаев сам находился под следствием и вскоре был отправлен в ссылку. Подтверждение тому, что Янгулбай не был схвачен ко времени казни основной части лидеров восставших, мы находим в научной литературе. Исмаилова А.И. указывает, что «Янгалбий» продолжал сопротивление, а впоследствии эмигрировал в пределы Османской империи [7]. Мы склонны считать, что он был привлечен к суду и казнен, вероятно после казни Губахана.
Мы имеем основания считать вышеприведенный «Список» довольно точным источником, где тезисно отражены результаты двух разновременных судов над руководителями восстания.
В популярной исторической литературе, публикуется фотография подследственных повстанцев, сделанная в Грозном. На ней изображено 18 человек. Ее подлинность не вызывает сомнения. На одной из фотографий неизвестный пронумеровал подследственных, а в обрамлении фотографии, напротив соответствующих цифр проставил их имена. Однако это является поздней и отчасти неточной попыткой идентификации изображенных на снимке. Среди прочих на снимке «идентифицированы» Губахан и Янгулбай, которые по нашему мнению к этому моменту еще были вне досягаемости властей. А попытка идентификации подследственных повстанцев, возможно, принадлежит покойному директору Государственного архива ЧИАССР Далхану Хожаеву.
Таким образом, 9 марта 1878 г. в Грозном в 6 часов утра приговор относительно 11 человек был приведен в исполнение. К месту казни впереди на «позорной» колеснице везли Уму, за ним на двуколке Алибека-Хаджи. Остальные шли пешком в кандалах, со связанными руками [8]. Алибека-Хаджи водрузили на табуретку, и надели на шею веревку. Арестанты-уголовники грозненской главной гауптвахты Нахматулин и Пенявин, исполнявшие обязанности палачей, получили по 5 рублей каждый [9]. Еще два руководителя восстания были казнены впоследствии, и общее количество жертв по смертному приговору за участие в восстании в Чечне достигло 13 человек.
Относительно казни лидеров освободительной войны в Дагестане, нам не удалось найти столь подробные сведения. Вероятно историкам предшествующих поколений также оказались недоступными русские военные источники по этому вопросу. Поскольку в научной литературе по сей день фигурируют весьма завышенные, на наш взгляд, данные о повешенных в количестве, «доходящем до 300 человек». Впервые эта цифра появилась в труде профессора Расула Магомедова «Восстание горцев Дагестана в 1877 г.» [10], изданном в 1940 г. Далее этот тезис вошел в специализированные [11] и обобщающие научные труды по истории Дагестана, превратившись в «более чем 300 повешенных дагестанцев» [12]. Поиск в российских и грузинских архивохранилищах материалов, подтверждающих или опровергающих эту информацию, пока успехом не увенчался. Поэтому для выяснения количества казненных повстанцев желательно воспользоваться данными, содержащимися большей частью в местных источниках.
Восстание 1877 года стало заметным событием в жизни мусульман Кавказа и нашло отражение в ряде исторических сочинений, написанных дагестанцами на арабском языке. Большинство авторов (Али-кади Салтинский, Исхак Урминский, Хайдарбек Геничутлинский) обращавшиеся к теме событий 1877 года в Дагестане указывают, что за руководство освободительным движением российскими властями было казнено пятнадцать человек. Наиболее полный список повешенных приводит Абдуразак Согратлинский. По его сведениям было повешено 13 руководителей джихада, которых он перечисляет поименно [13], при этом он единственный из авторов дагестанских исторических сочинений, который не указал общего количества повешенных.
Сведения А. Согратлинского подтверждаются иными источниками. Али-кади Салтинский пишет, что было повешено «пятнадцать человек», но при этом приводит имена 11-ти из них [14]; Исхак Урминский, дополнивший сочинение А. Салтинского, из числа 15 повешенных перечисляет имена 12 человек [15]. Оба автора в качестве повешенного указывают Малдая (Налди) Багиклинского (ал-Бахрики), не указанного А. Согратлинским. При этом имена остальных лиц, приведенные А. Салтинским и И. Урминским в качестве казненных, совпадают с упоминаемыми А. Согратлинским.
Таким образом, при общем количестве указываемых повешенными в 15 человек, нам из письменных источников известны имена 14-ти из них.
Единственное разночтение в источниках, это общинная принадлежность Аббас-паши (он же: хаджий Аббас). Он упоминается как ансалтинец или как анцухец (ал-Ансалти, ал-Ансухи).
Возникает вопрос о том, кто был пятнадцатым повешенным. В 2001 г. на месте массовой казни в местности Саланиб был сооружен мемориал. На памятной плите указано, что одним из повешенных был не упоминавшийся в дагестанских письменных источниках в качестве жертвы Баар-Месед ал-Ири (Ирибский). Это вероятно является ошибкой, т.к. удалось обнаружить его имя в числе горцев, отправленных на поселение под надзор полиции в один из городов внутренних губерний России [17].
По предположению автора пятнадцатым повешенным был Хитинавас ал-Хуцали (Гоцатлинский). В архивных источниках и научной литературе указано, что через три месяца после казни лидеров освободительного движения в Саланиб он был схвачен в родовом селении. Приговор в отношении Хитинаваса был приведен в исполнение в Шуринской крепости [18].
Казни также состоялись в Дербенте. Ни в одном из известных местных источников подробности этого события не зафиксированы. Это может быть связано с тем, что известные нам сегодня дагестанские исторические сочинения, подробно описывающие события 1877 года, написаны аварцами, которые жили довольно далеко от Дербента и информационно были отрезаны от Южного Дагестана. Гасан Алкадарский, бывший непосредственным свидетелем событий в Южном Дагестане ограничился фразой: «Многих виновных повесили» [19]. Архивные данные свидетельствуют, что к казни было приговорено восемь «главных виновников мятежа: Гази Ахмед-хан и Абдул-Халик эфенди-кади из с. Ахты, Абдул Гамид-эфенди из Кюры, Шейх Бата из с. Верх. Сталь, Гаджи-Мурад Гаджиев из с. Кабур, Абдурашид сын Молла Шейх Ахмеда из Хинага, из Маджалиса-Такай - наиб Карней из Чоха» [20]. Казнь состоялась в последних числах июля 1878 г. [21].
Упоминаемый первым в этом списке Газиахмад-хан, сын Хаджи был одним из руководителей освободительного движения в Самурском округе. Из русских источников известно, что он бежал после поражения восстания из Ахты в Согратль, где видимо был пленен. Кроме него по этим источникам как руководители восстания известны только Такай из Маджалиса и Каранаилав из Чоха.
Казнь через повешение 15 предводителей комбатантов из Среднего и Западного Дагестана была произведена в местности Саланиб, которая находится на территории ругуджинской общины недалеко от Гунибской горы у реки Кара-Койсу. Место казни упоминается во всех источниках. Исполнение приговора проводили в непосредственной близости от того места, где находилась ставка имама Мухаммада-хаджи, т.е. рядом с Анада-майдан. Практика повешения на месте начала преступления практиковалась русской армией на Кавказе ранее.
Дата казни упоминается лишь в одном источнике, автором которого является Хайдарбек Геничутлинский: «Произошло это событие в пятницу, двадцать второго числа месяца зу-л-хиджа 1294 (29.12.1877) года» [22].
При повешении присутствовало большое количество людей из различных селений Дагестана. «Дело в том, что русские главари привели туда по два, по три и более мужей из каждого селения, чтобы смотрели они на проводимую акцию и видели бы повешенных. Окриками своими они должны были бы удерживать в будущем тех, кто попытаются творить дела, подобные тем, что совершили повешенные. Далее, укажем, что присутствовало тогда на площадке ещё также и огромное количество русских главарей, да и вообще русских военных» [23]. Видимо подобным же образом, с вызовом людей для демонстрации казни, процедура исполнения приговора проходила в Дербенте. П.И. Тахнаева, ссылаясь на архивные материалы, пишет, что для осуществления казни из военного лагеря был вызван батальон для ограждения осужденных от толпы горцев, вызванных к этому дню со всех мест Южного Дагестана [24].
Все казненные в г. Грозном были зарыты в общей яме на месте казни [25].
Повешенным в Саланиб повезло больше. Предания гласят, что казненные должны были провисеть еще несколько дней. Это был приказ командующего войсками Дагестанской области генерала Л.И. Меликова, чтобы висящих на виселице могли увидеть не успевшие подойти ко времени казни представители отдаленных общин Дагестана. Воспользовавшись беспечностью охранников, жители близлежащего селения Ругуджа сняли тела с эшафота. Согратлинцы были захоронены в родном селении. Телетлинцев и цудахарца похоронили в селении Ругуджа (их могилы известны и сохранились до сих пор). Аббас-паша был захоронен в селении Хоточ, поскольку оттуда родом была его жена. Лидеры восстания из Казикумухского округа были доставлены в ближайшее лакское селение, жители которого обязались захоронить тела.
Возвращаясь к данным о количестве повешенных дагестанцев числом, «доходящим до 300 человек», впервые в историографии указанным P.M. Магомедовым, можно предположить, что это связано с умышленной гиперболизацией «зверств царского режима». Возможно, известный ученый писал о числе казненных дагестанцев, доходящем до 30, а при публикации книги «Восстание горцев Дагестана в 1877 г.» закралась ошибка, которая по сей день фигурирует в научной литературе.
Таким образом, за руководство и активное участие в восстании 1877 г. в Чечне были казнены:
1. Алибек-Хаджи Алдамов из Симсира;
2. Ума Дуев из Зумсоя;
3. Курку из Дышне-Ведено;
4. Ларсан-Хаджи из Махкеты;
5. Хусейн-Хаджи из Айты-Макх;
6. Касум из Чечель-юрта;
7. Hyp-Хаджи из Чечель-юрта;
8. Дада, сын Ума-Хаджи Дуева из Зумсоя;
9. Мита Залмаев из Чеберлоя;
10. Дада Залмаев из Чеберлоя;
11. Тазарка из Турты-Отара (ныне Турты-хутор);
12. Губахан из Тазен-Кала;
13. Янгулбай Пиркиев (аккинец).
За руководство и активное участие в освободительном движении 1877 г. в Дагестане в местности Саланиб, а также городах Темир-Хан-Шура и Дербент
были казнены (соответственно 14, 1 и 8 человек):
1. Муртазаали из Телетля.
2. Хамзат из Телетля,
3. Абдулла из Цулда;
4. Ника-кади из Цудахара;
5. Али-Умар из Кулла;
6. Аббас из Анцуха/Ансалта;
7. Абдулла из Согратля;
8. Умар из Согратля;
9. Мухаммад-хаджи из Согратля (имам);
10. Абдулхалим из Согратля;
11. Абдулмаджид из Кумуха;
12. Зубаир из Кумуха;
13. Хаджи из Кумуха;
14. Малдай из Багикли;
15. Хитинавас из Гоцатля
16. Каранаилав из Чоха;
17. Газиахмед-бек из Ахты;
18. Абдулхалик из Ахты;
19. Абдулхамид из Кюры;
20. Шейх Бата из Юхари Стала;
21. Хаджимурад из Кабира;
22. Абдурашид из Ханага;
23. Такай из Маджалиса.
«Воистину, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы и вернемся».
Примечания:
1. Гайтукаев Раасу. Имам Алибек-хаджи Зандак ский. Из истории освобождения религии. Исторический очерк из восстания Чечни 1877-1878 гг. против гнета царского режима. Из арабских записок беноевского муллы Раасу Гайтукаева, бывшего кадия. С чеченского на русский язык перевел С. Хамидов // Ахульго. 2008. № 8. С. 21, 28.
2. Иванов А.И. Восстание в Чечне в 1877 г. // Исторические записки АН СССР. 1941. Т. X. С. 293
3. Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX - XX веках. М.: Пульс, 2005. С. 384.
4. Исмаилова А.И. Восстание горцев Чечни и Дагестана в 1877 - 1878 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 - «Отечественная история». Грозный, 2007. С. 113.
5. Иванов А.И. Указ. ст. С. 293.
6. Там же.
7. Исмаилова А.И. Указ. дисс. С. 113-114.
8. Иванов А.И. Указ. ст. С. 293.
9. Исмаилова А.И. Указ. дисс. С. 113. В чеченской устной традиции довольно распространенным является тезис о том, что, дескать, стулья из под приговоренных при повешении выбивали дагестанцы, конкретнее жители Хасавюрта кумыкской национальности, что не имеет под собой никаких оснований.
10. Магомедов Р. Восстание горцев Дагестана в 1877 г. Махач-Кала: Дагестанское государственное книжное издательство, 1940. С. 63.
11. Гасанов М.М. Национально-освободительная и классовая война народов Дагестана в 60-70-е годы XIX в. Махачкала: Юпитер, 1997. С. 87.
12. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Т. 1: История Дагестана с древнейших времен до XX века / Ин-т истории, археологии и этнографии ДНЦ. М.: Наука, 2005. С. 531.
13. Абдуразак Согратлинский. История имамата 1877 года и восстания на территории Дагестана // Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У., Омаров Х.А. Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и Имамат 1877 года. Махачкала, 2001. С. 195.
14. Шехмагомедов М.Г., Мусаев М.А. «Очерк о событиях в Дагестане в 1294 году» Али-кади Салтинского: предисловие, перевод, примечания // Дагестанский востоковедческий сборник. Вып. 2. Махачкала, 2011. С. 163.
15. Исхак Урминский, Али Салтинский. История шариатского восстания в Чечне и Дагестане и Имамата 1877 года // Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У., Омаров Х.А. Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и Имамат 1877 года. Махачкала, 2001. С. 118.
16. Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки / Пер. с арабского Айтберова Т.М. Махачкала, 1992. С. 114.
17. Центральный исторический архив Грузии. Ф. 545. On. 1. Д. 1473. (Переписка о выселении из Дагестанской области во внутренние губернии России под надзор полиции и в Сибирь навсегда жителей той же области, виновных в бунте произошедшем в Дагестане в 1877 году, во время войны с Турцией /23 мая 1877- 6 сентября 1880 г.). Л. 128.
18. Исхак Урминский, Али Салтинский. Указ. соч. С. 119; Центральный исторический архив Грузии. Указ. Ф. Оп. Д. Л. 223.
19. Алкадари Г.-З. Асари-Дагестан / Вступительная статья, комментарии, примечания и общая редакция В.Г. Гаджиева. Махачкала, 1994. С. 143.
20. ЦГА РД. Ф. п-8. Оп.1. Д. 19. ЛЛ.12-13. П.И. Тахнаева, цитируя этот же документ, пишет, что всего было казнено 7 человек. См.: Тахнаева П.И. «...Но скоро были усмирены» (К вопросу об участии чохцев в восстании 1877 года) // Ахульго. 2008. № 8. С. 36.
21. Тахнаева П.И. Указ. ст. С. 36.
22. Хайдарбек Геничутлинский. Указ. соч. С. 114. Дата соответствует 27 декабря 1877 года, а не 29 числу того же месяца, как указано издателями текста X. Геничутлинского.
23. Исхак Урминский, Али Салтинский. Указ. соч. С. 121.
24. Тахнаева П.И. Указ. ст. С. 36.
25. Гайтукаев Р. Указ. соч. С. 28; Иванов А.И. Указ. ст. С. 293
Ахульго. 2013. № 2 (14)
|