История

История  »   Ислам  »   ИСТОРИОГРАФИЯ ИСЛАМИЗАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ДАГЕСТАНА (X – XVI ВВ)

ИСТОРИОГРАФИЯ ИСЛАМИЗАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ДАГЕСТАНА (X – XVI ВВ)

[опубликовано 12 Мая 2009]

Шихалиев Шамиль

 

 

Аул Рича в Дагестане. Художник Г.ГагаринИслам на Северо-Восточном Кавказе имеет более чем тысячелетнюю историю. Процесс распространения и утверждения этой религии в Дагестане проходила не в форме единовременного акта перехода от признания прежних божеств и исполнения языческих ритуалов к пяти столпам новой религии, а как сложный процесс смены духовных ориентиров, который привел к глубоким изменениям в культуре, быте и обычаях народов Дагестана. Этот процесс не приводил к механическому вытеснению старых доисламских религиозных практик. Было бы ошибочным считать, что языческие верования постепенно сменялись иудаизмом или христианством, а уже затем христианство в свою очередь уступало позиции исламу.

 

На самом деле в Дагестане имело место сосуществование язычества, иудаизма, зороастризма, христианства и ислама. Многое из прежних религиозных представлений перерабатывалось под воздействием новых понятий и находило свое место в новой системе верований. Так сложился целый пласт представлений, культов и обрядов народного ислама, восходящих своими корнями к домонотеистической эпохе. В процессе исламизации Дагестана языческие и доисламские монотеистические верования преломлялись сквозь призму новой религии и находили свою нишу в системе ислама, определив формирование местного, регионального ислама, который, по утверждению С.М. Прозорова, формируется путем сращивания «нормативного» ислама с местным духовным субстратом разных культур [Прозоров С.М., 2004, с. 377].


Исламизацию Дагестана можно разделить на несколько этапов.
Первый этап охватывает VII – IX вв. Он характеризуется тем, что основными носителями идей ислама являлись арабы. Причем внутри этого этапа политика Халифата несколько отличалась. Если в начале походы арабов на территорию Северо-Восточного Кавказа носили разведывательный характер, то в последующий период Халифат ставил перед собой цель утвердить свое господство на этой территории. Арабам удалось захватить Дербент, построить вблизи него крепости, населенные преимущественно арабским гарнизоном. Дербент вместе с близлежащими крепостями являлся форпостом ислама в Дагестане, откуда в дальнейшем идеи этой религии распространились по всему Северо-Восточному Кавказу.


Второй этап охватывает X-XI вв. Это время укрепления ислама в Южной части нынешнего Дагестана и превращение Дербента в главный центр религиозных процессов в регионе, а так же период доминирования среди мусульман этого региона представителей арабской мусульманской элиты.


Следующий этап – XI-XII вв. характеризуется исламизацией региона сельджуками, а также началом усиления шафиитской правовой доктрины и школы ашаритского богословия, формирования местной интеллектуальной элиты; начало широкого распространения сетей суфийского образования, усиления политических и культурных контактов населения Дагестана с крупными мусульманскими центрами Ближнего Востока.
XIII-XIV вв. – период исламизации Центрального и Северо-Западного Дагестана в период крупных завоеваний монголов и Тимура, усиление роли мусульманской духовной элиты в исламизации региона, усиление роли местных мусульманских общин в исламизационном процессе.


XV – XVI вв – окончательное утверждение ислама в многочисленных союзах сельских общин Северо-Западного Дагестана в качестве господствующей религии, формирование суфийских общин в Центральном и Северо-Западном Дагестане. Необходимо отметить, что первый этап распространения ислама в Дагестане начинался в крупных населенных пунктах, и «лишь затем проникал в районы все глубже и глубже вторгаясь в сферы влияния иных религий и верований»[Аликберов А.К., 2003, с. 442].


В X-XVI вв в регионе произошло становление региональных форм ислама, начала складываться местная мусульманская духовная элита и система мусульманского образования. Х век характеризуется тем, что активная роль исламизации региона перешла от арабов к другим этническим группам – тюркам, а также местным дагестанским народам. Распространение ислама в Дагестане в этот период было прямым следствием религиозной политики Арабского халифата, который к IX веку начал постепенно утрачивать свое политическое господство на Ближнем Востоке. В отличие от периода до IX в., связанного в основном с военными походами Арабского халифата, в исследуемую эпоху распространение ислама шло в основном за счет местных мусульманских миссионеров, в том числе отрядов воителей за веру (газиев).


Истории распространения ислама в средневековом Дагестане посвящено немало работ зарубежной и отечественной историографии. Большую ценность при изучении истории Дагестана в исследуемый период представляют труды дореволюционных, советских и современных учёных.


Истории распространения ислама в средневековом Дагестане посвящено немало работ зарубежной и отечественной историографии. Немалая заслуга в изучении истории раннесредневекового Дагестана принадлежит крупному дагестанскому учёному Гасану-эфенди Алкадари (1834-1910). Много важных сведений находим мы в его сочинении «Асари Дагестан» [Алкадари Г.-Э., 1929.], где Алкадари освещает историю арабских завоеваний. Здесь мы находим подробные сведения о деятельности Абу Муслима (Масламы), строительстве крепостей в окрестностях Дербента, а также о селениях с арабским населением.

 

Для изучения религиозно-политических процессов в регионе очень важным представляется монографическое исследование «Гюлистан-и Ирам» выдающегося историка, филолога первой половины XIX в. Аббас-Кули-Ага Бакиханова. В своём труде он подробно останавливается на многих вопросах, связанных с исламизацией Дагестана, в том числе с господством сельджукидов на Северо-Восточном Кавказе, походами Тимура в этот регион [Бакиханов А.-К. А., 1991].


Вслед за Алкадари к вопросу об арабских завоеваниях в Дагестане в нескольких своих работах обращался и дагестанский ученый Р.М. Магомедов, который справедливо отмечал, что к Х веку была исламизирована лишь небольшая часть территории, прилегающей к Дербенту. В Средний и Западный Дагестан ислам начал проникать не ранее XI в. [Магомедов Р.М., 1961].


Изучение истории средневекового Дагестана не может быть полным без осмысления того значительного вклада, который внёс Али Каяев (1878-1943) – дагестанский учёный, краевед, собиратель исторических материалов. Особенно важным для историографии дагестанской науки является краткий, но ёмкий по содержанию его био-библиографический справочник «Тараджими ‘улама’и Дагистан» («Биографии дагестанских учёных») [Каяев А.]. В этой работе он собрал биографии ряда дагестанских ученых, начиная с X в.


По ценности фактического материала и охвату затрагиваемых вопросов особо следует отметить произведение начала XX в. Назира ад-Дургили «Нузхат ал-азхан фи тараджим улама’и Дагистан» («Прогулка умов по биографиям дагестанских учёных») [Назир ад-Дургили], основанное на обширном фактическом материале. В нём, главным образом, освещается творчество более 220 дагестанских ученых X – XX вв. Совсем недавно это сочинение было издано на немецком языке с комментариями востоковедами М. Кемпером и А.Р. Шихсаидовым [Nadir ad-Durgilis, 2004].


Обширный материал о биографии некоторых представителей мусульманской духовной элиты, а также хронологии исламизации Дагестана, подчерпнутые из различных арабских рукописей содержится и в работах дагестанского арабиста Мансура Гайдарбекова [Гайдарбеков М.]


Особое внимание вопросам, связанным с историей Восточного Кавказа и Дагестана, уделил крупный советский востоковед академик В.В. Бартольд (1869-1930). Его перу принадлежит несколько работ, которые он посвятил Дагестану [Бартольд В.В., 1965, с. 419 – 431]. В них В.В. Бартольд собрал и систематизировал имеющиеся сведения по Дагестану в целом и о городе Дербенте в частности, осветил вопросы религии и степень распространения ислама в Дагестане.


Много сделал для изучения древней и средневековой истории Кавказа также патриарх отечественного востоковедения И.Ю. Крачковский (1883-1951). В своих работах он проследил историю распространения в Дагестане арабского влияния, обосновал значимость арабских источников в изучении истории Кавказа, осветил вопросы арабской культуры, её развитие и последующее воздействие на культуру Дагестана.


Особое место в изучении вопроса наличия на Кавказе арабского элемента после военных походов арабов занимает работа А.Н. Генко «Арабский язык и кавказоведение» [Генко А.Е., 1941, с. 81 - 110],. Этой работой учёный положил конец распространённому в кавказоведении взгляду о ранней ассимиляции арабов на Кавказе, зафиксировав в Дагестане ясные воспоминания о живой арабской речи, звучавшей ещё в XIX веке, не говоря уже о более ранних временах.


Значительная работа в области исследования истории политических образований и религиозной жизни населения средневекового Дагестана проделана историком-востоковедом В.Ф. Минорским. В своей работе «История Ширвана и Дербенда в Х-ХI вв.» он рассматривает вопросы исторической географии Дагестана, взаимоотношения феодальных правителей местных политических образований, происхождение мусульманских династий средневекового Дагестана. Особо важным в его работе является то, что он привлек так же разнообразные письменные источники мусульманского происхождения, и на основе их дал обширные комментарии, касающиеся истории, географии и этнографии ряда политических образований Северо-Восточного Кавказа [Минорский В.Ф. 1963.].


Немалая заслуга в изучении истории раннесредневекового Дагестана принадлежит современным дагестанским учёным. Так, важный вклад в изучение истории распространения ислама в Дагестане внес дагестанский востоковед М.-С. Саидов. В ряде своих работ он освещает некоторые вопросы, связанные с исламизацией Нагорного Дагестана, место и роль арабского языка в культурном развитии Дагестана [Саидов М.-С., 1956; 1957; 1963.]. Специальную работу исламизации Дагестана посвятил известный востоковед А.Р. Шихсаидов [Шихсаидов А.Р. 1962.].

 

Его труд «Ислам в средневековом Дагестане» – одна из важных работ, посвященных исламизации средневекового Дагестана, не потерявшая актуальность и в наши дни. В этой монографии автор подробно останавливается на политической карте Дагестана накануне арабских вторжений, вопросах социально-экономической политики арабов на подвластных территориях, а также на истории распространения мусульманской идеологии в феодальных владениях и многочисленных союзах сельских общин Нагорного Дагестана. Особой заслугой автора следует признать использование в работе широкого круга источников – письменных памятников, археологического, топонимического и фольклорного материалов.

 

К сожалению, в период господства атеистической идеологии в советский период, когда вопросы, связанные с изучением религиозных процессов в регионе не приветствовались, автору не удалось в своей монографии осветить ряд вопросов, связанных с духовной арабо-мусульманской культурой Дагестана, формой распространения мусульманской идеологии в рамках суфизма. Однако в своих последующих работах он широко освещает вопросы, связанные с историей развития арабо-мусульманской науки и культуры в Дагестане, роли арабского языка в становлении мусульманской духовной элиты региона и многие вопросы, связанные с ролью и местом арабского языка в становлении местной литературной традиции. [Шихсаидов А.Р. 1972; 1974; 1988, с. 5 – 21; 1991, с. 5 – 22; 2001, с. 33 – 51]


Важной работой по истории Северо-Восточного Кавказа до XV в. является опубликованная недавно монография коллектива авторов М.Г. Гаджиева, О.М. Давудова и А.Р. Шихсаидова. В этой работе с достаточной полнотой освещаются широкий спектр самых разнообразных вопросов – политических, экономических, социальных, духовных. Многие описываемые события подтверждаются отрывками из сочинений арабских историков, что, безусловно, делает их более значимыми и весомыми. В этой монографии также нашли отражение вопросы общественной, экономической жизни народов Дагестана, их внутренней и внешней политики, культуры.[Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р., 1996.]


Ряд вопросов, связанных с исламизацией Дагестана и борьбой народов Дагестана с иноземными завоевателями содержится в коллективной работе «Очерки истории Дагестана» [Очерки, 1957.].
Вопросы социально-экономического развития средневекового Дагестана нашли отражение в коллективной работе Б.Г. Алиева, Ш.М. Ахмедова, М.-С. К. Умаханова [Алиев Б.Г., Ахмедов Ш.М., Умаханов М.-С.К., 1970]. Особо важным для нашей работы является раздел, где авторы рассматривают социальную структуру средневекового Дербента.


В коллективном труде А.Р. Шихсаидова, Т.М. Айтберова, Г.М.-Р. Оразаева «Дагестанские исторические сочинения» собранны, переведенные и прокомментированные исторические хроники местного происхождения, рисующие процесс распространения ислама в регионе, а также некоторые вопросы политического и социально-экономического характера связанные с взаимоотношениями феодальных владений и союзов сельских общин средневекового Дагестана [Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р., 1993; Оразаев Г.М.-Р., 2003 ].


Следует особо отметить недавнюю монографию А.Р. Шихсаидова, Н.А. Тагировой, Д.Х. Гаджиевой «Арабская рукописная книга в Дагестане», где подробно освещены вопросы, связанные с развитием арабоязычной письменной культуры народов Дагестана, обозначены состав, место и характеристика научных трудов по различным дисциплинам мусульманской науки [Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х., 2001.]
Не менее важной для данной работы является исследование М.Р. Гасанова «Исторические связи Дагестана и Грузии», где на основе комплекса разных источников – письменных памятников, археологического, топонимического и фольклорного материала автор подробно осветил вопросы, связанные с политическими и культурными взаимоотношениями народов Дагестана и Грузии [Гасанов М.Р., 1991].


Специальную статью, посвященную распространению ислама в Дагестане посвятил Г.С. Федоров, где он на основе археологических памятников показывает хронологические рамки исламизации Дагестана, отодвигая их на несколько столетий вперед [Федоров Г.С., 1994].


Огромным вкладом в отечественное востоковедение является исследования А.К. Аликберова, в частности его монография «Эпоха классического ислама на Кавказе», где автор на основе анализа труда Абу Бакра Мухаммада ад-Дарбанди отразил многие вопросы, связанные с процессом исламизации в домонгольский период, возникновением и развитием сетей суфийского образования, становлением местной мусульманской духовной элиты. Изучение А.К. Аликберовым широкого круга источников позволило сделать важный вывод о том, что суфизм в средневековом Дагестане являлся той формой бытования ислама, которая примирила мусульманскую идеологию с доисламскими религиозными воззрениями. [Аликберов А.К., 2003].


Подводя итоги сказанному, можно с достаточной степенью достоверности утверждать, что охарактеризованные выше работы, помогают понять условия распространения и утверждения ислама в качестве господствующей мусульманской идеологии в средневековом Дагестане, роли суфизма в этом процессе, становления и развития системы мусульманского образования и формирования местной мусульманской духовной элиты.

Литература


Алиев Б.Г., Ахмедов Ш.М., Умаханов М.-С.К. Из истории средневекового Дагестана. Махачкала, 1970.
Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI-XII вв.). М., 2003.
Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан. (Исторические сведения о Дагестане) / Пер. и прим. Али Гасанова. Махачкала, 1929;
Бакиханов А.-К. А. Гюлистан и ирам. Пер. и комм. З.М.Буниятова. Баку., 1991.
Бартольд В.В. Дагестан // Сочинения Т. III. М., 1965.
Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времён до конца ХV в. Махачкала, 1996.
Гайдарбеков М. Хронологии истории Дагестана // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп.1. № 236.
Гасанов М.Р. Исторические связи Дагестана и Грузии. Махачкала, 1991.
Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение // Труды II сессии ассоциации арабистов. М.-Л., 1941.
Каяев А. Тараджим ‘улама’и Дагистан («Биографии дагестанских учёных») (на тюркском яз.) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.25. Оп.1. Д.1.
Магомедов Р.М. Завоевание арабами Дагестана в VIII – IX вв. Махачкала, 1940.
Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М., 1963.
Назир ад-Дургили. Нузхат ал-Азхан фи тараджим ‘улама’и Дагистан («Прогулка умов по биографиям дагестанских учёных») // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. ФМС. № 95.
Очерки истории Дагестана. Т. I. Махачкала, 1957.
Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.
Саидов М.С. О некоторых памятниках материальной культуры в лакских районах ДАССР // УЗ ИИЯЛ ДФ АН СССР. Т.1., Махачкала, 1956;
Саидов М.С. О распространении Абу Муслимом ислама в Дагестане // УЗ ИИЯЛ ДФ АН СССР. Т.1. Махачкала, 1957;
Саидов М.С.: Дагестанская литература XVIII-XIX вв. на арабском языке // Труды двадцать пятого Международного конг¬ресса востоковедов. М., 1963. Т.II.
Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане; его же: Когда и как насаждался ислам в Дагестане. Махачкала, 1962.
Шихсаидов А.Р. Дагестан в X-XIV вв. Опыт социально-экономической характеристики. Махачкала, 1974;
Шихсаидов А.Р. Археографическая работа в Дагестане // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический ас¬пект. Махачкала, 1988.
Шихсаидов А.Р. Дагестанская историческая хроника «Тар’их Дагестан» (к вопросу об изучении) // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник. М., 1972,
Шихсаидов А.Р. Ислам и становление дагестанской исто¬рической традиции // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.
Шихсаидов А.Р. Книжные коллекции Дагестана (К вопросу о формировании и изучении) // Рукописная и печатная книга в Да¬гестане. Махачкала, 1991.
Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.
Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М. 1993; Оразаев Г.М.-Р. Исторические сочинения Дагестана на тюркских языках. Махачкала, 2003.
Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала, 2001.
Федоров Г.С. Распространение ислама в Дагестане (по данным археологии) // Ислам в Дагестане. Межвузовский сборник научно-тематических статей. Махачкала, 1994.
Nadir ad-Durgilis (st. 1935). Nuzhat al-adhan fi taragim ulama Dagistan. Herausgegeben, übersetzt und kommentiert von Michael Kemper und Amri R. Šixsaidov // Muslem Culture in Russia and Central Asia. Vol. 4: Die Islamgelehrten Daghestans und ihre arabischen Werke. Klaus Schwarz Verlag. Berlin, 2004.