История

История  »   Ислам  »   "ПОУЧЕНИЕ" ЗАКАВКАЗСКОГО МУФТИЯ И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗАКАВКАЗСКОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ДУХОВНОГО ПРАВЛЕНИЯ СУНН

"ПОУЧЕНИЕ" ЗАКАВКАЗСКОГО МУФТИЯ И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗАКАВКАЗСКОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ДУХОВНОГО ПРАВЛЕНИЯ СУНН

[опубликовано 16 Апреля 2012]

Ганич Анастасия

 

Утверждение российской власти в Закавказье в первой трети XIX в. и включение в со-став Российской империи территорий со значительным мусульманским населением по-требовало от правительства разработки мер по осуществлению государственного контро-ля над новыми мусульманскими подданными и мусульманской духовной элитой. Одним из первых стратегию действий правительства в этой сфере определил главноуправляющий в Грузии генерал от инфантерии А.П. Ермолов (1816–1827). В 1824 г. в предписании кубинскому коменданту К.К. фон-Краббе он рекомендовал установить точное число духовных лиц и круг их обязанностей, чтобы впоследствии ограничить их численность теми, кто лоялен к российской власти, и исключить из разряда «духовенства» [1] сейидов [2], шейхов и дервишей [3, с. 309—310].


Разработка проектов учреждения в Закавказье мусульманских духовных правлений началась с создания в 1828 г., по распоряжению главноуправляющего в Грузии графа И.Ф. Паскевича-Эриванского (1827–1831), специального Комитета об устройстве магометанских провинций [4]. В 1837 г. разработанный Комитетом проект был дополнен новым главноуправляющий в Грузии бароном Г.В. Розеном (1831–1837), а еще год спустя представлен третий вариант. Однако в 1839 г., в связи с подготовкой административной реформы, дальнейшее продвижение этого вопроса приостановилось [5, с. 125], и возобновилось лишь в 1842 г. [6, с. 724]. Существенную поддержку осуществлению проекта организации муфтиятов Закавказья оказал кавказский наместник великий князь Михаил Николаевич (1862–1881). Для пересмотра прежних и составления новых предложений об устройстве закавказского мусульманского «духовенства» в 1864 г. при Совете главного управления наместника в Тифлисе была сформирована специальная Комиссия, в состав которой вошли, помимо чиновников царской администрации, представители мусульманской духовной элиты [7, с. 3—4].



По итогам длительной подготовительной работы, 5 апреля 1872 г. были официально утверждены «Положение об управлении закавказского мусульманского духовенства сун-нитского учения» и «Положение об управлении закавказского мусульманского духовенства шиитского учения», а 2 января 1873 г. торжественно открыты Закавказское мусульманское духовное правление шиитского учения и Закавказское мусульманское духовное правление суннитского учения с центрами в Тифлисе [8, с. 178]. Их юрисдикция распространялась на мусульман Бакинской, Елисаветпольской, Тифлисской и Эриванской губерний. Все прочие территории Закавказья и Северного Кавказа, не имевшие общероссийского гражданского управления, находились вне юрисдикции Закавказских муфтиятов [9, с. 188]. Тем не менее, архивные документы свидетельствуют, что на основании особых инструкций, или с разрешения главноначальствующего гражданской частью на Кавказе Духовное правление суннитского учения могло рассматривать дела, поступившие из районов, неподведомственных данному правлению [10, л. 13]. Проект отдельного северокавказского муфтията, предложенный в 1889 г. главноначальствующим на Кавказе князем А.М. Дондуковым-Корсаковым (1882–1890), реализован не был [9, с. 191–192].



Согласно материалам архивных источников, Закавказские мусульманские правления (шиитское и суннитское) являлись средством надзора и контроля за «неблагонадежными» духовными лицами, в том числе теми, кто поддерживал связи с «духовенством» Ирана и Османской империи. Так, в «Положениях» об управлении Закавказского мусульманского духовенства от 1872 г. отмечено, что «мусульманские духовные лица подчиняются един-ственно властям, установленным Российским правительством. Им воспрещается, без осо-бого дозволения главного управления Наместника Кавказского, обращаться к иностран-ным духовным или иным властям за какими либо наставлениями и разъяснениями; а в случае получения таковых, они обязаны немедленно представлять оные местному граж-данскому начальству, под опасением, за сокрытие их, взыскания по ст. 257 улож. о наказ., изд. 1866» [11, 12, с. 20—22]. Кроме того, «в случае обнаружения между мусульманами вредных и нетерпимых правительством толкований и учений, или неблагонамеренных разглашений, каждое духовное лицо обязано отвращать от оных вразумлениями и увеще-ваниями и немедленно доносить о том местному начальству» [11, 12, с. 20]. В данном слу-чае речь идет об идеях мюридизма [13], распространившихся среди мусульман Бакинской и Тифлисской губерний в 70—80-х гг. XIX в. [14, л. 3 об.]. Показательным в этой связи является «наставление» закавказского муфтия Гаджи-Гамид-Эфенди Мустафы-Эфенди-заде [15, с. 84] от 1873 г., в котором содержатся выдержки из религиозных книг мусуль-ман-суннитов, осуждающих суфийскую практику и опровергающих мюридизм [16, л. 11—14].


Организация Духовных правлений Закавказского края имела трехчастную структуру. На местах – на уровне селений, городов и уездов, – духовные дела мусульманских общин были переданы выборному мечетскому «духовенству» – муллам, которые совершали бо-гослужения в мечетях и мечетских обществах, исполняли религиозные обряды и требы, заведовали работой приходских школ (мектебов) и вели метрические книги. Надзор за деятельностью мечетского «духовенства», а также разбор по шариату семейных и имуще-ственных споров, оформление брачных договоров принадлежал судьям-кади (казиям). На двух высших уровнях мусульманское «духовенство» было построено по коллегиальному принципу. Для контроля над мусульманскими «приходами» учреждались губернские меджлисы (собрания), во главе духовных правлений в Тифлисе стояли суннитский муф-тий и шиитский шейх-ул-ислам, которые, по представлению наместника кавказского, ут-верждались в должностях императором [11, 12, с. 2—6, 10; 17, л. 1]. Жалобы на действия мулл и апелляции решений кади разбирались в меджлисах, а заключения последних, в свою очередь, могли быть опротестованы в духовных правлениях. Меджлисы и правления также ведали вакфами [18] и прочими имуществами общин, школами и экзаменами на занятие духовных должностей [11, с. 34].


После учреждения Закавказских мусульманских духовных правлений был введен ме-четско-приходской учет населения мусульманского вероисповедания. Мечетское духовенство обязывалось вести метрические книги, в которых записывалось количество новорожденных, умерших, сочетавшихся браком и разведенных. Годовые отчеты о деятельности духовных правлений передавались в Главное управление Кавказского наместничества и содержали помимо движения текущих дел, ведомости о числе приходов, мечетей и духовных лиц, а также об общем числе мусульманских жителей Закавказских губерний обоего пола. Большинство подобных отчетов Закавказского мусульманского духовного правления суннитского учения хранятся в фондах Центрального государственного исторического архива Грузии (ЦГИАГ) в Тбилиси. В одном из таких отчетов за 1892 г. удалось выявить публикуемый ниже документ [19, л. 34—37]. «Поучение Закавказского Муфтия и Председателя Закавказского Мусульманского Ду-ховного Правления Суннитского учения» публикуется впервые. Его выбор обусловлен, прежде всего, характером самого текста. В сборниках документальных источников по ис-тории ислама в Российской империи акцент преимущественно делался на законодатель-ных актах, всевозможных инструкциях и материалах из судебно-бытовой практики [3; 20]. Мы, в свою очередь, посчитали интересным представить документ из сферы религи-озной обрядности закавказского мусульманского «духовенства». Текст «поучения» со-ставлен на азербайджанском языке (тюрки), поскольку он был официальным языком делопроизводства и школы мусульман Закавказья, в арабской графике (‘аджам) с переводом на русский язык.


В 1892 г. Закавказский муфтий и председатель Закавказского мусульманского духов-ного правления суннитского учения Гусейн-Эфенди Гаибов [21] предпринял ревизион-ную поездку по краю [22, с. 38], во время которой обратился к мусульманам с наставлением. Оно составлено по традиционным канонам хутбы (проповеди), и содержит все необходимые компоненты: приветствие собравшихся, воздание хвалы Аллаху, благословения пророку Мухаммаду, чтение отрывков из Корана, молитва за верующих и наставление их в благочестии [23, с. 285]. Подбор молитв, коранических цитат и увещеваний определен задачей самого «поучения», направленного на побуждение мусульманского населения Закавказского края к лояльности и преданности царским властям. Политические значение хутбы связано также с той частью, где произносится молитва за верующих, в которой полагается упомянуть имя здравствующего правителя, в данном случае российского императора Александра III (1881–1894) и царствующего дома (л. 37).



«Поучение» состоит из 7 частей, заключения и составленной муфтием благодарствен-ной молитвы в честь императора и его семьи. После традиционного приветствия следует первая часть, называемая «О повиновении властям». Ее содержание полностью соответст-вует задачам, поставленным российским правительством перед мусульманским «духовен-ством», а именно «поучениями своими внушать единоверцам непоколебимую верность и преданность Государю Императору и послушание установленным властям» [11, с. 10]. Вторая часть касается обязанностей «духовенства» как перед мусульманской общиной, так и перед царским правительством. В третьей части муфтий остерегает закавказское му-сульманское «духовенство» от связи с духовными лицами Ирана и Османской империи, а рядовых мусульман от проявления доверчивости к пришлым дервишам и шейхам, т.е. тем, кто был исключен из числа утвержденных властями мусульманских служителей культа. Четвертая часть посвящена проблеме мухаджирства (вынужденной эмиграции мусульман Кавказа из пределов Российской империи во владения турецкого султана) [24]. В духе наставлений в вере и благочестии построены пятая, шестая и седьмая части («Об обязанности человека в отношении друг к другу», «Об обязанности человека лично в отношении самого себя» и «Обязанности человека в отношении своего отечества»). В последней части муфтий отдельно подчеркивает, что «отечеством считается не только то место, где родился человек, но и все государство, к которому принадлежит родина человека и все население одного государства, без различия религии и национальности, считается между собою соотечественниками» (л. 36 об.). Примечательно, что годом позже, в 1893 г., текст «поучения» и благодарственной мо-литвы были переведены на арабский язык, размножены и распространены среди горского населения Кубанской и Терской областей [25, л. 18–18 об.].


При подготовке документа к публикации оставлены без изменений присущие ему формы написания имен, названий и терминов, которые исправлены и прокомментированы в примечаниях. Особенности пунктуации и орфографии, характерные для конца XIX в., были по возможности сохранены, за исключением очевидных несоответствий с нормами современного русского языка. Автор публикации выражает глубокую благодарность сотрудникам Центрального государственного исторического архива Грузии за помощь в выявлении этого и других документов по истории Духовных правлений мусульман Закавказья.



№ 1.
От Закавказского Муфтия и Председателя
Закавказского Мусульманского Духовного Правления Суннитского учения Гусе-ин Эфендия Гаибова.

ПОУЧЕНИЕ
О братья-мусульмане! Да осчастливит вас Бог в обоих мирах!
Цель настоящих разъездов моих с разрешения высшего Начальства, по местам, насе-ленным мусульманами, состоит, главным образом, в том, чтобы, познакомившись с духо-венством вообще, лично удостовериться в достоинствах каждого из них и составить себе понятие об их деятельности и способностях к точному выполнению возлагаемых на них положением обязанностей соответственно званию каждого из них. При этом случае, я считаю своим священным долгом сообщить и внушить всем и каж-дому: I. О повиновении властям (Улюль-Амр) [26, С. 156–157].



Повиновение и послушание царям и установленным властям (Улюль-Амр) будь они правосудные или неправосудные, мусульмане или не мусульмане обязательно, ибо Бог повелевает: «О, верующие! Повинуйтесь Богу, его посланнику и тем, которые имеют между вами власть» (Коран глава 4 стих 57) [27, с. 88]. Это подтверждается и следующими словами нашего пророка Магоммеда: «Кто повинуется мне, тот повинуется и Богу, а кто восстанет против меня, тот восстанет и против Бога; равным образом кто повинуется своему госуда-рю, тот повинуется и мне, а кто восстанет против своего государя, тот восстанет и против меня. Послушание своему государю и повиновение воле его обязательно для каждого му-сульманина, хотя бы государь был раб из Габеша (Абиссинии)» [28]. Далее пророк пове-левает: «Не будь царей, одни народы уничтожались бы другими», т.е. одни народы пося-гали бы на жизнь, честь и имущество других. Как всем известно, что в подобном положе-нии находилось население Кавказа до времени господства в нем Великого Русского Пра-вительства. Кроме того в книге, сочиненной Имам-Азамом-Ханифа [29] под заглавием «Таалими-Тарик» сказано: «Человек достигнет своей цели только тогда, когда будет пи-тать уважение и почтение к своему начальству, и он не подвергнется унижению, пока не допустит неуважения в отношении своего начальства» [30]. Также Бог повелевает: «Кто творит добро, тот делает это для своей выгоды; кто творит зло, тот делает это для своего разорения» (Коран глава 41 ст. 46) [31, с. 394].



Близкое отношение христианской нации с мусульманской доказывается Божиим пове-лением: «пища получивших писание дозволена вам и ваша равномерно им» (Коран глава 5 стих 6) [32, с. 102]. Близость и любовь христианской нации к мусульманской подтверждается еще следующим: Когда пророк Магоммед в начале своего пророчества пригласил племя Курейш [33] и других жителей Мекки принять религию Ислам, они отвергали такое приглашение и на-чали подвергать последователей пророка разным притеснениям, так что сии последние, доведенные до крайности подобными притеснениями нашлись вынужденными пересе-литься, оставив свою родину – Мекку. Хотя сам Магоммед, благодаря покровительству и защите своего дяди Абу-Талиба [34], находился в безопасности, но он не в состоянии был ограждать своих последователей от обид и притеснении со стороны племени Курейш и населения Мекки.



По этому он нашел удобным, во всех отношениях, переселиться во владения царя Ха-беша [35] (Абиссинии) Асхама Наджаши [36], исповедовавшего христианскую религию, почему и приказал Осману Ибн Аффан [37] и Джафару Тайяр Ибн Абу Талиб [38] пересе-литься туда вместе с девятью мужчинами и четырьмя женщинами, в числе которых нахо-дилась и дочь пророка – жена Османа, Ракия [39]; при чем пророк сказал им, что в Хабеше есть праведный царь, который не допускает притеснений в отношении кого бы то ни было и при нем никто не может подвергаться притеснениям. Узнавши о подобном пересе-лении, племя Курейш и жители Мекки отправили послов к царю Асхаму Наджаши и его министрам с большими подарками, с целью возвратить переселенцев, и тем препятствовать распространению исламизма в разных местностях. Царь Наджаши потребовал к себе обе стороны, т.е. послов и переселенцев и по внимательном выслушании их объяснений с начала до конца, предложил одному из переселенцев Джафар Тайяру, известному своим красноречием, в присутствии собравшихся здесь духовных лиц, вельмож и народа христианского исповедания, прочесть что либо из Корана, ниспосланного Магоммеду. Когда Джафар прочел с начала до конца 19-ю главу Корана о Марьям (Марии) [40, с. 251—257], то Асхама Наджаши и все присутствовавшие пролили слезы умиления. Об этом Бог повелевает, обращаясь к пророку Магоммеду: «О Магоммед! Ты узнаешь, что питающие сильнейшую ненависть к верным, это Иудеи и язычники, а более расположенные любить верных, это люди, которые называют себя христианами; это от того, что у них есть священники и монахи и от того, что у них нет гордости. Когда они услышат стихи Корана, то увидишь как у них в изобилии полются из глаз слезы, ибо они узнают истину». (Коран глава 5 стихи 85 и 86) [41, с. 112]. После того послы племени Курейш и жители Мекки были отпущены, без успеха, обманутые в надеждах. Царь же Асхама Наджаши обратился к переселенцам с приветливыми словами, предоставить им выбрать для себя место жительства в его владении, где им угодно, и жить спокойно. Все это подробно изложено в разных местах священного писания.



О, братья – мусульмане! Из вышеприведенного вам сделалось известным, что 1316 лет тому назад, т.е. в такую эпоху, когда в мире существовали, во всех отношениях, совер-шенно другие взгляды и потребности, чем в наше время, наш пророк Магоммед счел удобным для своих последователей переселиться во владения царя-христианина Асхама Наджаши, убедившись в том, что там можно провести жизнь в спокойствии и что дейст-вительно царь Асхама Наджаши оправдал мнение Магоммеда, приняв переселенцев под свое покровительство; что дружественные отношения христиан к нам – мусульманам и то, что во время нахождения ислама в самом слабом состоянии христианская нация оказала ему помощь и покровительство, чего нельзя было ожидать от других наций, – все это ясно доказано Божием словом [42]. Вследствие этого люди, одаренные чувством справедливости и благодарности, не должны отрицать подобных благодеяний христианской нации и забывать их.


И так обратитесь к совести и здравому рассудку: есть ли какие либо причины, по ша-риату или обычаю, чтобы мы лишили себя счастья жить в благоденствии в нашей родине под сенью милости нашего Милостивого и Правосудного ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА? Есть ли возможность допустить мысль к непри-знанию ЕГО многочисленных милостей и благодеяний и в состоянии ли мы отблагодарить ЕГО за эти милости и благодеяния? Не обязаны ли наши светские и духовные дела своим процветанием отеческим заботам Великого Монарха и Его Августейших Родителей и Дедов? Не учредил ли Он, для улучшения наших шариатских дел, духовные правления, губернские меджлисы и должности Муфтия, Шейх-Уль-Ислама и казиев на Кавказе, в Оренбурге и Крыме [43], отпуская на содержания их значительные средства из своей казны? Не Он ли заботится постоянно о благосостоянии своих верноподданных? Не открыты ли во всей России, в особенности на Кавказе, училища, исключительно для воспитания детей мусульман? В какие, вообще, учебные заведения не принимаются без различия вероисповеданий и национальности дети мусульманские? В какие училища не назначены учителя из мусульман для преподавания мусульманским детям закона Божия и родного языка? [44] Какие мусульмане не пользуются правами и преимуществами наравне с другими верноподданными Русского Правительства? В виду всего этого, а также в виду столь многочисленных милостей и благодеяний Августейшего Монарха, шариатский долг заставляет нас служить усердно и ревностно ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ и во всех отношениях без малейших упущений действовать согласно ЕГО царской воле, оказывать повиновение установленным властям и тем осчастливить себя в обоих мирах. В случае же если обнаружатся с нашей стороны какие либо поступки, несогласные с ЕГО царскою волю (чего не дай Бог!), то это будет противодействием самим шариатским правилам, и мы лишим себя счастья в обоих мирах.


II. Об обязанностях духовенства.


Казии и приходские моллы обязаны неуклонно и с особенным усердием исполнять возложенные на них положением о Закав. мус. духов. обязанности. Независимо сего они должны по мере возможности и силы стараться распространять догматы религии между своими единоверцами и поощрять в них чувство уважения к ней. Они должны объяснять мусульманам дозволенные и недозволенные шариатом предметы, отправлять совместно с ними пятикратные молитвы, внушать им условия истинной веры: необходимость поста, намаза, поездки в Мекку, закята и проч. [45]. Имамы [46] же должны в пятницы и празд-ничные дни читать проповеди и делать добрые и полезные наставления. Кроме того ду-ховные лица должны направлять народ на путь истины, стараясь вселять в него отвраще-ние от предосудительных поступков вроде убийства, грабежа, воровства и захвата чужих имуществ и склонять его к возведению в каждой деревне мечети и устройству разных бо-гоугодных заведений.



Духовные лица должны и обязаны избегать действий и слов, могущих иметь дурные последствия и, придерживаясь прямых указаний шариата, вразумлять и отклонять массу населения от доверия лицам, заявляющим себя боговдохновенными и обладающими сверхъестественными силами. Такие личности никогда не были свободны от честолюби-вых и эгоистических целей. Благовидные действия их, клонящиеся лишь к достижению личных целей, причиняют народу вред и убытки. Лица эти не включены в число признанных Правительством, в положении должностных лиц. Они именуются: шейхами, софитами [47], дервишами и зачидами [48].



III. Об отношениях к духовенству иностранных государств.


Духовные лица иностранных государств прибывают к нам в Закавказский край в виде софитов и дервишей и бродят между нашими сельскими жителями. Сии последние, видя их в чалмах и ведущими себя подобающим образом, слушают их соблазнительные речи всею душою и сердцем предаются им и отдают им: свои фитры [49], закяты и прочие при-ношения, никак не думая о том, что если бы лица эти были люди достойные, то они в сво-ей таковой же мусульманской стране, заслужили бы подобные приношения и, покинув свою родину, не приходили бы сюда нищенствовать, ибо истинные дервиши всегда отка-зывали себе во всем. Лица эти кажутся нашему народу святыми от того, что наши видят их только первый раз, не зная о поведении и образе жизни их на своей родине, по чему увлекаясь лишь наружным видом их принимают их за достойных людей. Но стоит только вникнуть, дабы убедиться, что наши самые последние нищие и духовные лица в тысячу раз, во всех отношениях, выше их и потому как пред Богом, так и пред самим пророком они больше заслуживают подаяний.


По сему каждый должен стараться устранять из среды своей иностранцев не давая им фитры, закята и прочих приношений: духовные же лица специально обязаны всеми мера-ми стараться удалять из среды общества прибывающих сюда с целью наживы иностран-цев, а в случае невозможности доводить о том немедленно до сведения казия или местно-го начальства.


IV. Об эмиграции.


Некоторые из невежд, превратно поняв вопрос об эмиграции, думают, что переселе-ние с места жительства необходимо для нас, тогда как шариат наш не только не отнимается от нас, но напротив, как яснее солнца видно, еще более укрепляется и улучшается [50, с. 21—23, 31—32].


При неприкосновенности шариата, как видно из постановлений самого шариата, эмиграция уже не является необходимостью. Неприкосновенность же шариата очевидна и неоспорима.


И так да поймут заблаговременно те, которые решаются на эмиграцию, что они: во 1) действуют против самого шариата и во 2) сами собственными своими руками ввергают себя в погибель, бросая своих родных (что также воспрещается шариатом) движимые и недвижимые имущества, как перешедшие к ним от отцов и дедов, так и приобретенные ими при больших трудах и расходах. Все это лишь для того, чтобы осудить себя на веч-ную нищету и бедствия на чужбине.


Хотя эмигранты эти вскоре после того и раскаиваются в своем поступке, но раскаяние уже не приносит им пользы. Некоторые из них, [п]обуждаемые любовью к отчизне, воз-вращаются в самом жалком и бедственном положении, а многим при всем старании и этого не удается [51, с. 153—155]. По сему духовные лица обязаны отеческими и братскими проповедями и наставления-ми отклонять подобных людей от эмиграции.


V. Об обязанностях человека в отношении друг к другу.


Так как весь человеческий род происходит от одних прародителей Адама и Евы, то существующие между отдельными племенами отношения и связи не должны быть пре-рваны и, будучи созданиями и рабами одного Всемогущего Творца, мы обязаны сохранить между собою добрые отношения и, в случае нужды, оказывать друг другу помощь. Из этого видно, что никто из человеческого рода не имеет права и не должен посягать на жизнь, честь и имущество людей, не говоря уже о том, что подобные поступки заслуживают кару Божью, последствием чего является то, что совершающий такие поступки подвергается разным бедствиям в здешнем мире и его ожидает еще более горькая участь в том свете, чему явным доказательством служит следующее изречение Корана: «Кто убьет верующего намеренно, тот будет иметь в награду ад; он проживет там вечно. Бог, разгневанный на него, проклянет его и осудит на страшное наказание» [52, с. 92]. Кто допустит в отношении кого либо презрение и жестокость, то подобные действия его не прощаются, хотя бы он оказался незнающим содержания Корана и постановлений шариата, ибо Бог в сердце каждого человека начертал свою Божью волю. Например, когда человек, намеривающий сделать кому либо зло, обратится сам к себе с вопросом: согласился ли бы я на такое зло по отношению меня со стороны другого? Тогда он получит отрицательный ответ. Человек, не допускающий какого либо зла в отношении себя, должен воздерживаться от совершения подобного же зла и в отношении других. Также человеческая совесть не позволит отказать в помощи тому, кто находится в бедственном положении. А потому следует оказывать помощь и милость людям подобного рода, за что получится вознаграждение от Бога, как он повелевает в Коране: «Кто сделал доброе дело, получит награду вдесятеро» [53].


VI. Об обязанностях человека лично в отношении самого себя.


Бог создал человека наивысшим существом в мире, как об этом повелено в Коране: «Мы прославили детей Адама» (глава 17 стих 72) [54, с. 238] и для отличия его от других одушевленных созданий одарил его разумом, т.е. духовною силою, которая указывает че-ловеку дорогу и служит для него орудием для защиты себя от всяких опасностей. При этом Бог возложил на человека некоторые важные обязанности. К числу таких обязанно-стей принадлежит и обязанность человека в отношении самого себя. Разум или духовная сила, которым Бог одарил человека, подобен лампе, которая будет освещать ярче тогда, когда по временам будешь наливать в нее масло и отрезывать кончик фитиля. Точно так-же для подкрепления и развития духовных сил нужно заниматься умственными упражне-ниями, т.е. научным образованием, каковое приобретается благодаря ревности и усердию учащихся и учащих. Очевидно, что стремление к изучению наук и ремесел есть в высшей степени дело полезное для человека как в сем, так и в будущем мире, а равнодушие к та-кому делу – чего не дай Бог – влечет за собою последствия, лишающие человека всех благ в обоих мирах. Человек, равнодушный к приобретению наук и полезным ремеслам и занятиям и не трудящийся для доставления средств к поддержанию себя с семейством, действует против воли и желания Бога и Его пророка, ибо Бог повелевает: «Скажи которые знают и которые не знают будут ли суждены одинаковым образом» (Коран глава 39 стих 4) [55, с. 377]. Также пророк повелевает: «Приобретайте знания хотя бы в Китае (чин) [53]. Далее Бог повелевает: «Когда молитва окончена, то идите куда хотите и снискивайте дары благословения Божия.» (Коран глава 62 ст. 10) [56, с. 458]. Это повеление Бога еще подтверждается тем, что однажды пророк Магоммед после свершения намаза, обращаясь к народу сказал, что «Мы совершив намаз, исполнили первый свой долг, а теперь нам следует исполнить второй наш долг, заключающийся в приобретении средств к жизни» [53]; при чем пророк и произнес вышеприведенное изречение Корана.


А потому необходимо: 1) заботиться об открытии новых медресе и училищ, 2) отда-вать своих детей в открытые уже училища, дабы наши дети обучались татарскому языку и шариатским наукам и познакомились, по мере возможности, с правительственным языком и грамотою и 3) заниматься полезными ремеслами и работами для поддержания жизни.


VII. Обязанности человека в отношении своего отечества.

 

Придерживаясь изречения нашего пророка: «Любовь и привязанность к отечеству есть признак любви к вере» [53], каждый должен любить свое отечество, как родную мать и, по мере силы и возможности, заботиться о благосостоянии его, ибо благосостояние каж-дого человека зависит от благосостояния его отечества и на оборот. Сколько необходимо для населения, в мирное время, всячески стараться к поддержанию спокойствия и тишины и препятствовать к проявлению разных раздоров и беспорядков, столько же оно обязано, в виду угрожающей со стороны врагов опасности, с оружием в руках защищать свое отечество; при чем или победить врага и жить покрытым славою, или пожертвовать жизнью за возлюбленное отечество. Отечеством считается не только то место, где родился человек, но и все государство, к которому принадлежит родина человека и все население одного государства, без различия религии и национальности, считается между собою соотечественниками. Все они обязаны повиноваться своему Государю, как это изложено в книгах Макасидуль-Ислам [57] и Тафсир-Такмил [58].



Заключение.


О, братья мусульмане! Человек должен слушать полезное наставление и дать ему ме-сто в своей душе, ибо подобно тому, как семя пока не останется в продолжение известно-го времени в земле не принесет плодов и пока капля апрельского дождя не останется внутри раковины некоторое время, не получит значения драгоценного жемчуга, точно так же наставление не принесет никакой пользы пока оно не вкоренится в душе и сердце человека, И так я надеюсь, что вы с благословения Божия не забудете настоящее отеческое мое наставление и тем будете снискивать себе счастья в обоих мирах. – Помолимся Богу указать нам путь истинный с спасением и удалением нас от всякого беспутства.


Благодарственная молитва.


О, единоверцы – мои братья – мусульмане! Милость, щедрость и благодеяния Всемо-гущего, Всевышнего и Всесвятейшего Бога ко всем творениям, в особенности к роду че-ловеческому, простираются до такой степени, что если допустим, что у нас было бы столько языков, сколько волос, то и тогда мы не могли бы хоть по величине кончика од-ного волоса отблагодарить Его! Из обильных нам даров Всемогущего и Всеблагодетель-ного Бога, в числе которых бывают и редкие, самым высоким и самым первым из них должно считать щедрую, великодушную, благодетельную сень милости на земле Всесо-храняющего Бога, Всемилостивейшего и Правосудного ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА Са-модержца Всероссийского АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, под сенью милости которого все ЕГО верноподданные вообще и мы, мусульмане, в особенности, благоденствуем и все наши светские и духовные дела, благодаря ЕГО же попечениям и заботам, находятся, во всех отношениях, в самом цветущем состоянии, как об этом было подробно изложено выше. И так мы мусульмане, по изречению: «Облагодетельствованный должен отблагодарить благодетеля» должны отблагодарить, ибо в Алкоране написано: «Если вы отблагодарите, то я без сомнения возвеличу». А потому я молюсь о ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМ ВЕЛИЧЕСТВЕ и об Августейшем Его Семействе; молитесь же и вы чистосердечно произнося: «Аминь».


О, Всемогущий, Всещедрый, всех питатель, Всемилостивый, в обилии дарующий блага и многочисленные благодеяния. Боже, молимся, просим Тебя, чтобы Ты сохранил помазанника Твоего над нами во всем величии Отца Отечества, Царя Могущего и Великого АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, Самодержца Всероссийского и прочая и прочая, продлил ЕГО царствования на многие лета, ниспослал счастье всем верноподданным по многим ЕГО деяниям, дабы сохранил ЕГО в высоком сане и степени царства ЕГО и удвоил дни ЕГО жизни с здравием и величием без недостатков, с счастливою судьбою. Соделай ЕГО победителем врагов, умножи количество ЕГО любя-щих и союзников, уничтожь ЕГО врагов и ненавистников в силу заповедей Алкорана; осчастливь мусульман продлением ЕГО жизни, чтобы исполнились ЕГО желания, цели и намерения как дома, так и в походе. Боже! молимся, чтобы Ты сохранил Ее Императорское Величество Государыню Императрицу МАРИЮ ФЕДОРОВНУ и Его Императорское Высочество Государя Наследника Цесаревича НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА и всех членов Августейшего Дома.



Молим Тебе о Боже, о милосердный всех милосердных. Аминь.

(С отчетом Закавказского Мусульманского Духовного Правления Суннитского учения о деятельности Правления за 1892 год // ЦГИАГ, ф. 12, оп. 7, д. 929, л. 34–37).



Примечания.


1. Определение «иерархической постепенности духовных званий» вызвало трудности у чиновников царской администрации. Отсутствие в исламе понятия «церкви» и «духовен-ства» поставило разработчиков проектов управления служителями мусульманского рели-гиозного культа перед необходимостью соотносить исламские реалии с опытом устроения Русской Православной Церкви.
2. Сейиды (араб. саййид) – роды, возводившие свое происхождение к семье пророка Му-хаммада.
3. Колониальная политика Российского царизма в Азербайджане в 20–60-х гг. XIX в. / Ред. И.П.
Петрушевский. Ч. II. М.-Л., 1936. Зд. последователи суфийских братств (араб. тарика) Накшбандийа-Халидийа и Кадирийа, распространившихся на Северо-Восточном Кавказе в конце XVIII – первой трети XIX в.
4. ЦГИАГ, ф. 2, оп. 1, д. 2232.
5. АКАК, т. IX, ч. I. Тифлис, 1884.
6. АКАК, т. IX, ч.II. Тифлис, 1884.
7. «Записка о пересмотре Положения 5 апреля 1872 г. об управлении Закавказского му-сульманского духовенства». [Б.м., б.г.].
8. Кавказский календарь на 1886 год. Тифлис, 1885. Открытие двух закавказских магоме-танских правлений дополнило существовавшую общегосударственную систему мусуль-манских учреждений империи:
Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) в Уфе (1788–1917) и Таврического магометанского духовного правления в Сим-ферополе (1794 / 1831–1917).
9. Программа государственных экзаменов для «мусульманского духовенства» Закавказья (1873 г.) (Публикация по архивным материалам, введение и комментарии Д.Ю. Арапова и В.О. Бобровникова) // Кавказский сборник. Т. 3(35). М., 2006.
10. ЦГИАГ, ф. 12, оп. 7, д. 929.
11. «Положение об управлении Закавказского мусульманского духовенства Суннитского учения». [Б.м., б.г.].
12. «Положение об управлении Закавказского мусульманского духовенства Шиитского учения». [Б.м., б.г.].
13. Мюридизм – мусульманское сопротивление российскому завоеванию Северного Кав-каза в годы и после окончания Кавказской войны (1817–1864), активными участниками которого были члены суфийских братств Накшбандийа-Халидийа и Кадирийа.
14. ЦГИАГ, ф. 416, оп. 3, д. 609.
15. Гаджи-Гамид-Эфенди Мустафа-Эфенди-заде назначен закавказским муфтием и пред-седателем Закавказского суннитского духовного правления с момента его открытия в 1873 г. // Кавказский календарь. Тифлис, 1874. Адрес-календарь.
16. ЦГИАГ, ф. 416, оп. 3, д. 1260.
17. ЦГИАГ, ф. 12, оп. 1, д. 2074.
18. Вакф (араб.) – частное имущество, переданное на религиозные и благотворительные нужды мусульманских общин.
19. ЦГИАГ, ф. 12, оп. 7, д. 929.
20. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / Сост. Д.Ю. Арапов. М., 2001.
21. Закавказский муфтий Гусейн-Эфенди Гаибов был назначен председателем Закавказ-ского мусульманского духовного правления суннитского учения в 1885 г. и занимал эту должность до 1917 г. // Кавказский Календарь на 1885 год. Тифлис, 1884. Отдел IV. Ад-рес-Календарь. С. 83–84; Кавказский Календарь на 1917 год. Тифлис, 1916. Адрес-Календарь. С. 775–776.
22. Периодические поездки с целью «обозрений подведомственных ему учреждений» и представление по их итогам соответствующих отчетов входило в обязанности закавказ-ского муфтия // «Положение об управлении Закавказского мусульманского духовенства Суннитского учения».
23. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
24. Подробнее о «кавказском» мухаджирстве см.: Бадерхан Ф. Северокавказская диаспора в Турции, Сирии и Иордании. М., 2001; Ганич А.А. Черкесская диаспора в Иордании: осо-бенности исторического и этнокультурного развития». М., 2007; Кушхабиев А.В. Черкес-ская диаспора в арабских странах (XIX–XX вв.). Нальчик, 1997 и др.
25. ЦГИАГ, ф. 12, оп. 7, д. 979.
26. Улил-амр (араб.) – «те, которые имеют власть», фрагмент 62 айата 4 суры Корана // Коран. Перевод с арабского языка Г.С. Саблукова: Репринт. Воспроизведение изд. 1907 г. в двух томах. М., 1990. Т I.
27. В переводе Корана, подготовленном академиком И.Ю. Крачковским, эти строки 62/59 айата 4 суры звучат следующим образом: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» // Коран. Перевод академика И.Ю. Крачковского. М., 1990.
28. Данное изречение (араб. хадис) пророка Мухаммада вошел в сборник хадисов «ал-Джами ас-Сахих» суннитского мухаддиса-традиционалиста ал-Бухари (810–870).
29. Абу Ханифа, ан-Нуман б. Сабит ал-имам ал-азам (699–767) – богослов-законовед (араб. факих), основатель ханафитской религиозно-правовой школы (араб. мазхаб).
30. На данном этапе разработки темы мы не располагаем сведениями об этом источнике.
31. «Кто творил благое, то для самого себя, а кто творил злое, тоже против себя, и твой Господь не обидчик для рабов» // Коран… Сура 41, айат 46.
32. «Сегодня разрешены вам блага; и пища тех, кому даровано писание, разрешается вам, и ваша пища разрешается им. …» // Коран… Сура 5, айат 7/5.
33. Племя Курейш (Курайш) составляло основное население Мекки. К одному из его ро-дов Хашим принадлежал Мухаммад.
34. Абу Талиб – глава рода Хашимитов, дядя пророка Мухаммада.
35. Хабеш (Хабаш) – Эфиопия.
36. Ан-Наджаши – негус (правитель) христианской Эфиопии, под покровительство кото-рого в 614/615 г. бежала группа мусульман из Мекки.
37. ‘Усман б. ‘Аффан (ок. 575–656) – один из первых сподвижников Мухаммада. Впослед-ствии был избран третьим «праведным» халифом (644–656).
38. Джа’фар ибн Абу Талиб – сын Абу Талиба.
39. Рукаййа – дочь пророка Мухаммада, жена ‘Усмана б. ‘Аффана.
40. Коран… Сура 19.
41. Ты, конечно, найдешь, что более всех людей сильны ненавистью к уверовавшим иудеи и многобожники, и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы христиане!» Это – потому, что среди них есть иереи и монахи и что они не превозносятся. / А когда они слышат то, что низведено посланнику, то ты видишь, как глаза их переполняются слезами от истины, которую они узнали. Они говорят: «Господи наш! Мы уверовали, запиши же нас с исповедниками!» // Коран… Сура 5, айаты 85/82 и 86/83.
42. Религиозная политика царской России была построена на принципе примата РПЦ над другими «иноверческими» исповеданиями. В данном документе тезис о «защите и покро-вительстве» над мусульманами и исламом со стороны христианского правителя подкреп-ляется примером из ранней истории ислама.
43. Речь идет об упомянутых выше Оренбургского магометанского духовного собрания с центром в Уфе (1788–1917), Таврического магометанского духовного правления в Симфе-рополе (1794 / 1831–1917) и двух Закавказских мусульманских духовных правлений с центром в Тифлисе (1872–1917).
44. К моменту создания данного документа система мусульманского образования в Закав-казье представляла собой достаточно стройную структуру. В Тифлисе функционировало два высших мусульманских училища «Алиева» и «Омарова» учения, в центральных уезд-ных городах уездные училища, а в населенных пунктах первоначальные училища // Свод действующих штатов гражданских учреждений ведомства Наместника Кавказского, со-ставленный в Главном Управлении Его Императорского Высочества. Тифлис, 1865. С. 434–467; ЦГИАГ, ф. 12, оп. 7, д. 1094, л. 7–12 об.
45. Речь идет о пяти столпах ислама (араб. аркан ал-ислам): «свидетельство» (араб. аш-шахада) – исламский символ веры; пост (араб. ас-саум) в священный для мусульман ме-сяц рамадан (араб.; перс., тюрк. рамазан); намаз (перс.) – ежедневная пятикратная молит-ва; хадж (араб. ал-хаджж) – паломничество в Мекку и закат (араб.) – налог в пользу ну-ждающихся мусульман.
46. Имам (араб.) – предстоятель на молитве, а также руководитель общей молитвы в мече-ти.
47. Софт (тур.) – учащийся медресе.
48. Захид (араб.) – аскет.
49. Раздача милостыни беднякам в праздник разговения ‘ид ал-фитр (араб.) в честь за-вершения поста в месяц рамадан.
50. На завершающем этапе Кавказской войны XIX в. вопрос о том, является ли переселе-ние (араб. хиджра) в «область, находящуюся под властью мусульманских правителей» (араб. дар ал-ислам) обязательным для мусульман вызвал серьезную дискуссию в среде мусульманского «духовенства» Северного Кавказа. На Северо-Восточном Кавказе возоб-ладала позиция тех, кто выступал против эмиграции. На Северо-Западном Кавказе, в виду ряда причин решающими оказались заявления эмиссаров турецкого султана, которые активно пропагандировали эмиграцию. В этот период российское правительство стремилось к скорейшему покорению Кавказа, и поэтому всячески способствовало переселению. Однако в конце 60-х – начале 70-х гг. XIX в. оно изменило свою тактику, и тогда усилия царской администрации на Кавказе были направлены на постепенное прекращение мухаджирского (переселенческого) движения народов Северного Кавказа. См. подробнее: Ганич А.А. Указ. соч.
51. Многие мухаджиры, выселенные по приказу царских властей и эмигрировавшие самостоятельно в ходе и по завершении Кавказской войны, пытались вернуться на родину и подавали многочисленные прошения в российское посольство и консульства в Османской империи. Однако большинству из них было отказано в возвращении. См. подробнее: Ганич А.А. Указ. соч.
52. «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему – геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое на-казание» // Коран… Сура 4, айат 95/93.
53. Хадис пророка Мухаммада.
54. « Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделили им благ, и ока-зали им преимущество пред многими, которых создали» // Коран…Сура 17, айат 72/70.
55. «… Скажи: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?»…» // Ко-ран … Сура 39 айат 12/9.
56. «А когда кончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, - может быть, вы будете счастливы!» // Коран… Сура 63, айат 10.
57. Макасид ал-ислам (араб.) в переводе на русский язык может означать «цели, намере-ния ислама».
58. Речь идет об одном из толкований (араб. тафсир) Корана.



Опубликовано: Актуальные проблемы истории и этнографии народов Кавказа. Сборник статей к 60-летию В.Х. Кажарова. Нальчик: Институт гуманитарных исследований КБНЦ РАН, 2009. С. 328—346.