История

История  »   Имам Шамиль  »   ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ БОРЬБЕ ЗА СВОБОДУ

ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ БОРЬБЕ ЗА СВОБОДУ

[опубликовано 5 Февраля 2009]

Доного Хаджи Мурад

 

ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ БОРЬБЕ ЗА СВОБОДУ 

Имам ШамильБлагополучно совершив паломничество в Мекку в 1870 г., Шамиль со своей семьей временно поселился в Медине. Здесь умерла его дочь Сапият. Сам он, видимо, предчувствовал и свой конец. Он был стар, болен, да и многочисленные старые раны давали о себе знать. До последних дней своих он молил и просил Всевышнего о прощении грехов, пока ангел смерти тихо посетил и забрал его душу. Так закончилась необыкновенная жизнь дагестанского горца, имя которого гремело на Кавказе и сегодня известно далеко за пределами России, начавшаяся в ауле Гимры и закончившаяся в священных местах Аравии.


На надмогильной стеле Шамиля были высечены три надписи:
«Могила шейха Шамуйила, (бывшего) борцом за правое дело, так что в теле его оказалось двадцать ран, (полученных) от неверных и людей порока. Эта могила сведущего об Аллахе и борца за правое дело, двадцать пять лет ходившего по пути Аллаха, славного, превосходного ученого, труженика, имама, повелителя правоверных ал-Хаджи аш-Шайх Шамуйила ад-Дагестани. Да простит Аллах его и родителей его и потомков его и да будет милость тому, кто посетит могилу его для (произнесения) благородной Фатихи за его душу! 1287 года, 24 зи-л-ка да».
«Он (т. е. Аллах) живой, вечный!»
«Это могила шейха, имама, борца за правое дело, повелителя правоверных аш-Шайх Шамуйила ад-Дагестани, который в течение двадцати пяти лет боролся с русскими, так что тело его получило двадцать четыре раны. Душе его - благородная Фатиха!»
Перевод данной надписи был опубликован в 1980 г. в научном сборнике «Эпиграфические памятники Северного Кавказа». В комментарии говорится, что летописец Кавказской войны Мухаммад Тахир ал-Карахи относит смерть Шамиля к «ночи заклания», т.е. к 10-му дню месяца зул-хиджа, что соответствует 4 марта. Зять Шамиля Абдурахман пишет, что имам умер 4 февраля. Данная эпитафия вносит ясность, указывая на 3 февраля или на 15 февраля по новому стилю. Дело в том, что мусульманские календари считают начало суткам с вечера, после захода солнца, и если смерть произошла вечером (по словам Мухаммад-Тагира - «в ночь»), то Абдурахман мог отнести ее уже к следующему числу месяца, т.е. 4 февраля 1871 г.


Что касается старого и нового стиля, то хронологию Кавказской войны мы изучаем по ис¬точникам, документам, где даты даны по старому стилю. Поэтому и дату смерти Шамиля желательно определять по старому стилю, хотя не будет ошибкой, если делать это по новому.