История

История  »   Имам Шамиль  »   РОДОМ ИЗ ГИМРЫ

РОДОМ ИЗ ГИМРЫ

[опубликовано 13 Июля 2023]

Доного Хаджи Мурад

 

В истории родословной имама Шамиля немало вопросов и разночтений, тем не менее, опираясь на сведения авторитетных авторов, имевших длительное общение с имамом, рассказы самого Шамиля, членов его семьи можно представить себе картину его происхождения. Это прежде всего, воспоминания Абдурахмана из Гази-Кумуха, зятя имама, человека образованного, находящегося рядом с Шамилем не один год; данные полковника Д. Богуславского, принимавшего Шамиля в Москве и Санкт-Петербурге, владевшего арабским языком, не раз беседовавшего с имамом (последний был расположен к нему и был часто откровенен в разговорах); очерки востоковеда М. Казем-Бека, имевшего встречу с Шамилем в столице и подробно изложившего свою беседу с имамом в одной из своих публикаций; труды А. Руновского, около двух лет находящегося приставом при Шамиле в Калуге, общаясь с имамом на самые разные темы из истории его жизни и деятельности; «сказания» сподвижника имама Гаджи-Али из Чоха; наконец, ценные народные воспоминания, собранные нашим современником, историком и писателем, жителем селения Гимры М.-Н. Ибрагимовым и др. Все эти сведения, хотя и не всегда единые в своем описании родословной Шамиля, дополняют друг друга важными данными, на основе которых можно иметь общее представление о предках кавказского имама.

 

Семья

 

Шамиль родился в первый день месяца мухаррам 1212 г. по хиджре в селении Гимры (авар. Генуб) Койсубулинского общества. Эту дату приводит Абдурахман, зять имама, Мирза А. Казем-Бек, пристав А. Руновский. И хотя существуют и другие мнения по поводу года рождения Шамиля, общепринятым считается дата – 1797 год, благодаря усилиям М.-Н. Ибрагимова, проанализировавшего ряд названных и дополнительных источников о Шамиле, с помощью календарей и синхронистических таблиц, удалось установить точный год, месяц и день рождения имама Шамиля – 25 июня 1797 г.

Абдурахман заявляет, что дед Шамиля в пятом колене – Али из Гази-Кумуха, хотя не уточняет – по отцовской или материнской линии (впрочем, из арабского текста оригинала представляется, что по материнской). Сподвижник Шамиля Гаджи-Али из Чоха в своих воспоминаниях указывает на родство Шамиля с гази-кумухскими ханами по матери.

По Д. Богуславскому «отец Шамиля был гимринский житель Мухаммед сын Али, а пятый предок – Кумык Амир-Хан, человек очень известный на Кавказе» из чего следует, что деда Шамиля звали Али и, возможно, первоначально в честь него назвали ребенка. Здесь же автор упоминает предка в пятом колене, но уже как Кумык Амир-Хан (здесь, скорее всего подразумевая под Кумук Амир-Хан, т.е. Амир-Хан из Кумуха, учитывая, что Абдурахман говорил о кумухских корнях).

Гаджи-Али также называет отца Шамиля Мухаммедом (Мухаммад).

Да и сам Шамиль в сентябре 1859 г. оставляя свой автограф (в настоящее время хранящийся в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге), указал: «Шамиль сын Мухаммада ал-Гимрави».

Из всего сказанного, становится ясным одно, что дед Шамиля носил имя Али. Отца Шамиля звали Мухаммад (Денгау-Мухаммад, Денгав-Мухаммад). По народным преданиям, прозвище «Денгав» он «получил от своего отца, в честь известного в прежнее время богатыря Дэнгау, неспокойный и драчливый характер которого, неизвестно каким случаем, отразился полностью и со всеми своими оттенками в отце Шамиля, тогда еще молодом человеке…».

 

«Реальное предание о происхождении прозвища «Денгав» дано в письме Мухидина Дагестани полученном Хайбулаевым Магомедом от двоюродного брата своего отца, потомка эмигрировавших в Османскую империю после Кавказской войны гимринцев, родственника имама Шамиля. Его письмо гимринцам известно с конца 60-х годов ХХ века. Образование Мухидин получил в Саудовской Аравии. Он известен как Сурая ибн Шахбаз аль-Гимрави аль-Авари ад-Дагестани, сирийский поэт, автор многих сборников стихов, учитель, философ и ученый-арабист. Он сообщил, что прозвище отца Шамиля было «Тункалав» («Толкач» или «Ударник»), что в результате искажений как «Дункалав-Денкалав-Денгалав», превратилось в итоге в «Денгав». Эта версия более интересна еще и тем, что исходит от родственника Шамиля и основана на аварском языке, родном для имама и его предков».

 

Мать Шамиля – Баху-Меседу, являлась дочерью Пирбудаг-бека из с. Ашильты. Это данные Абдурахмана. 

А. Руновский представляет мать Шамиля как «дочь Аварского бека Пир-Будаха Баху-Меседу».

Д. Богуславский дает более подробные сведения: «Мать Шамиля Баху-Меседу, по отцу была аварского племени. Отец ее был Пир-Будах, дед Амир-Али, а прадед Манташ, знаменитый в целом Дагестане».

Гаджи-Али Чохский называет мать Шамиля «гимринкой» и этому заявлению есть объяснение. У Пирбудаг-бека было две жены, одна ашильтинка, другая гимринка. О первой его семье сведений мало, о другой, которая проживала в Гимры, чуть больше.  Вторую жену звали Хадижат, которая и родила дочь, названную Баху-Меседу (Бахумеседо). Последняя воспитывалась в гимринской среде, замуж вышла за гимринца, детей родила в Гимры, судьбу своих детей тоже связала с гимринцами и в годы имамства сына, по мере возможности, оставалась в Гимры, наконец, умерла и похоронена в Гимры. Таким образом, можно смело назвать Гимры, ее родным селением, хотя родовые корни по линии отца находились в Ашильте. Пирбудаг-бек был известным горским предводителем набегов на сопредельные с Дагестаном территории Закавказья во 2-ой половине XVIII в.      

Чем был знаменит Манташ, прапрадед Шамиля? В народе он известен как житель с. Ашильта. «У аварцев даже есть поговорка, прямо указывающая на это: «как Манташ в Ашильта» (ГIашилтIа Манташ гIадин), характеризующие вольность, абсолютную независимость, полную свободу».

По народным поверьям род Шамиля был довольно многочисленным.

Отец Шамиля «умер в конце двадцатых годов», мать намного позже.

И отец, и мать Шамиля похоронены в с. Гимры.

 

Из книги: Хаджи Мурад Доного. Шамиль. Издательство «БАДР», 2023 г.