История

История  »   Горцы  »   ОРУЖИЕ ХРАБРЫХ

ОРУЖИЕ ХРАБРЫХ

[опубликовано 27 Февраля 2009]

Атаев Мурад

 

…Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных,
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»


Культ железа

Оружие и материал, из которого его изготавливали, были окружены ореолом сверхъестественного могущества. Кинжал и шашка очень часто употреблялись дагестанцами в прошлом в качестве талисманов, ограждающих от нападения злых духов и от вредных влияний, чар, колдовства и прочего. Оберегая роженицу от всяких вредных воздействий, во время родов около нее клали обнаженную шашку. И до сих пор в горах в люльку в изголовье ребенка кладут мальчику нож, девочке – ножницы, чтобы черти и другая нечистая сила не посмели приблизиться к ребенку. Обязательно это делали в том случае, когда ребенок оставался один. Железу приписывали также силу останавливать смертность детей в селении. Если в какой-либо семье часто умирали дети, мать отправлялась к кузнецу с девятью кусками железа. Изготовленный из них браслет мать носила на руке.

Ударное оружие

Для поражения противника, голова которого защищалась железной шапкой, шлемом, мисюркой и т.д., существовало у горцев Дагестана ударное оружие на коротких древках. Это различного рода топорики на коротких древках с тяжелыми, сильными обухами; клевцы, или чеканы, молотки с удлиненным концом наподобие птичьего клюва; булавы, имевшие или вид правильного круглого шара, или же головку грушевидной формы; наконец, кистени – железная гирька, железной цепью или ремнем прикрепленная к короткой деревянной рукоятке. Все перечисленное выше оружие, за исключением кистеня, у большинства народов выражало также степень начальнического достоинства. В Дагестане, в археологических памятниках Чиркей, Сигитма, Гема-Тюбе, Великент, найдены топоры, которые хронологически относятся к периоду ранней бронзы (конец IV–III тыс. до н.э.). Боевые топоры изготовлялись из камня и бронзы.

Топор-клевец из меди был обнаружен в окрестностях с. Ругуджа. По мнению специалистов, топоры-клевцы попали на Кавказ из Средней Азии. Особенно многочисленными находками топоров известен Бежтинский могильник. Боевые булавы также появляются в эпоху энеолита. Из-за простоты изготовления булавы были более распространены. Ими было вооружено население многих дагестанских раннесредневековых образований. Ибн Масуди (X в.) сообщает, что население Карахак (Уркарах и прилегающие к нему земли) вооружено булавами.
По мнению горцев, подобное оружие имело и культовое значение: защищало воина от заговора и заклинания, он становился неуязвимым для противника. Боевые топоры связывали с культом властелина молнии. Этим и объясняется, видимо, что ударное холодное оружие пережило свое время и встречалось значительно позже. По сообщениям русских офицеров, при штурме Аргвани 31 марта 1835 года русские овладели палицей, а в августе 1839 года при штурме Ахульго – булавой имама Шамиля. В 1846 г. к ним попал и бердыш Шамиля. Бердыш представлял собой топор с искривленным наподобие полумесяца железом, насаженным на древко. У сподвижника Шамиля наиба Анцухского был также отбит боевой топор. Все эти предметы, по сведениям Г.Н. Прозрителева, дореволюционного исследователя, хранились в Эрмитаже.

Оружие на древках

Копье – один из древнейших видов холодного колющего оружия, применявшегося во время войны и охоты. В средневековом Дагестане было самым распространенным вооружением. Копье чрезвычайно просто по своему устройству – древко и железный наконечник, состоящий, в свою очередь, из пера, то есть самого острия, и трубки, куда вставляется древко. Возможно, что первоначально это был заостренный с одного конца кол. Наконечники копий – оружие, наиболее часто встречаемое в археологических памятниках Дагестана, в основном, в мужских погребениях.

Копье: авар. – «хеч»; анд. – «ирхъва»; дарг. – «гъуц»; лакск. – «квав»; лезг. – «игида»; чечен. – «гебатI»; черк. – «гебег, гебек». У аварцев встречается даже имя Гебек.

Во многих языках имеются и другие лексемы, обозначающие копье – музрахъ. Это, видимо, позднее заимствование из арабского или персидского – mazrag – копье. Менее известным в Дагестане, а потому и непопулярным был зубин (перс. – жубин) – короткий двухлезвийный дротик. В аварском языке сохранилась лексема къартI – железная оконечность стрелы или пики. Отсюда и къартIавчи – стройный, «железный» человек. Многочисленные изображения всадников с копьями на камнях, упоминаемые арабскими авторами X в., подтверждают широкое распространение в Дагестане копья задолго до появления огнестрельного оружия.

Метательное оружие

Наиболее распространенным с древнейших времен метательным оружием является лук. Это было довольно грозное оружие: стрела легко проникала до костей, а если она была отравлена, то противник поражался насмерть. Сила полета стрелы зависела от силы воина, технологии изготовления лука и стрелы. В музейных собраниях не сохранилось луков и стрел, о которых с уверенностью можно говорить как о дагестанских, но по археологическим, этнографическим и особенно по изобразительным материалам можно восстановить их описание. Существовало два типа луков – простые и сложные. Конструкция их однотипна – пять частей: рукоять, два плеча и два рога-конца.

Простой лук представлял собой симметрично обточенную палку длиной до 2 м из гибких и крепких пород дерева – кизила, ясеня, вяза. В середине дуги имелось утолщение. Тетива для такого лука изготовлялась из жил животных (оленя или дикого козла) либо шелка. Из трех скрученных жил свивали веревку, а из двух таких скрученных веревок – тетиву. Сложный лук склеивался из разных материалов, имел усовершенствованное устройство и требовал высокой квалификации мастера. Материалом для его изготовления служили рог, вареные сухожилия крупных животных и дерево твердых пород. Сложный лук благодаря наличию в нем роговых пластин обладал очень большой упругостью, следовательно, и большой силой, но при этом имел размеры меньшие, чем лук простой. Поэтому он был наиболее пригоден для применения в коннице, так как меньше связывал движения сидящего на лошади стрелка.

В археологических памятниках (Аркасском и Охлинском) обнаружены предохранительные кольца для лучников, изготовленные из кости. Такие кольца известны были горцам Дагестана в далеком прошлом. Лучники использовали их, чтобы предохранить большой палец от поражения тетивой. В аварском языке название большого пальца на руке – букв. «буртIин килишь» – палец для кольца из железа. По мнению же некоторых исследователей, дагестанские воины переняли использование предохранительных колец с XII–XIV вв. у монголов, а вместе с ними и их способ стрельбы из лука. 

Появление сложного лука свидетельствует об изменениях социального порядка – появлении более мощного защитного доспеха, а также об изменениях в самой тактике ведения боевых действий. В неолитических памятниках Кавказа обнаружены единичные экземпляры стрел. Находки наконечников стрел увеличиваются в эпоху железа, а с VII в. они встречаются наиболее часто. Встречаются в могильниках различные виды стрел: трехлопастные, конические или втульчатые. Стрелы изготавливались из очень прямого легкого кустарника «мурзали». У него была пористая сердцевина, которая выдалбливалась. Делали стрелы и из камыша. Для стрельбы на близкое расстояние применялись короткие стрелы (0,5 м), на дальнее – более длинные (0,8 м). Особо ценились стрелы из Черкессии. По историческим сведениям, за пределы Черкессии вывозилось до 300 тыс. стрел в год.

Существовало несколько видов стрел по их назначению: для крупной дичи, для хищных зверей. Средняя скорость стрельбы и меткость были довольно велики. Лучник обычно мог выпустить в минуту от 8 до 12 стрел. На расстоянии в 130 шагов почти все они попадали в цель. Средняя же дальность стрельбы из лука колебалась от 200 до 300 шагов. При стрельбе с лошади дальность увеличивалась на 30-40 процентов. В снаряжение лучника входили и другие предметы. К числу их, будь то вооружение пешего или конного воина, принадлежали налучье – чехол, который надевался на лук в походе, и колчан, или тул – твердый или мягкий чехол для хранения стрел. Колчан (авар. – тIиркIач) носился на правом боку и пристегивался к специальному поясу (авар. – тIиркIачул рачел). Лук в налучье носился на том же поясе слева.

Все описанное выше вооружение и снаряжение лучника имело общее название – саадак. Предметы, входившие в его состав, иногда имели роскошную отделку и ценились очень дорого. В песне плакальщицы над телом убитого Солтанмута (кумыкского князя XVI в.) встречаются такие строки:
             Ретивый конь – гордость батыра.
            Позолоченный саадак – украшение его стана.
Дагестанские воины применяли и другое метательное оружие – камнемет. От лука его отличало только то, что он был в две тетивы. На них крепился кожаный кусочек, куда помещался снаряд – каменный шар. В горах Дагестана луку отдавали предпочтение перед самострелами и арбалетами, так как скорострельность лучника была выше. Усовершенствование лука устройством затвора, или щеколды, и особой натяжки для тетивы было шагом вперед, но после появления пороха он утратил свое значение.

Праща

Праща – также очень древнее оружие. Она представляла собой ремень с расширенной средней частью, с помощью которого производилось метание камней или глиняных и металлических шариков. Их в больших количествах находят в могильниках на территориях раннеземледельческих поселений Ближнего Востока.

В авар. «мача»; лак. – «уруно»; чечен. – «джIорман»; «ширдуалаг»; перс. – «флахон»; тюрк. – «сабгъан».

На Кавказе праща встречается, начиная с эпохи неолита. По легенде, Голиаф был поражен Давидом именно с помощью этого оружия. В Дагестане праща быстро вышла из применения в военных действиях, хотя у горцев до XX века употреблялась довольно широко в детских играх. В Кумухе и Хунзахе происходили целые сражения подростков с применением пращей. Сами шарики, или пули, назывались у аварцев – гула; лак. – ккула; лезг. – гьуле; дарг. – гула.


Оборонительное вооружение 

Оборонительным вооружением, или броней, называются средства личной защиты воина, предохраняющие его от оружия противника. К ним относятся различные виды боевых наголовий: шлемы, шишаки, мисюрки. Корпус защищали кольчуги, панцири и куяки. Дополнительные части – наручи или налокотники служили для защиты рук, набедренники и наколенники предохраняли ноги. Зерцала – прямоугольные или круглые пластины усиливали защиту груди, спины и боков. Все это вместе взятое называлось доспехом. Оборонительное вооружение известно с глубокой древности, его знали в Египте, Ассирии, Персии. В Дагестане оборонительное вооружение известно с конца I тысячелетия до н.э. В период доогнестрельного оружия металлическая броня являлась надежной защитой и от стрел, и от копья, и даже от шашки. С изобретением пороха все внимание мастеров и воинов стало сосредотачиваться на выделке кольчуги, панциря – стальной рубашки. Кавказский панцирь предохранял от пули почти до изобретения игольчатого ружья. Малая убойность пули кремневого ружья облегчала эту задачу, пуля «отскакивала» от воина и пятнала его, не проникая в тело.

Кольчуга по-аварски – «къолден»; анд. – «къолденгIекI» – кольчужное кольцо; бежт. – «колос, мухун»; лак., агул. – «хIурни»; чечен. – гIагIа»; лезг. – «кверкь».

Кольчуга получила наибольшее распространение в VIII–XIII вв., как вид защитного вооружения, особенно широко она стала применяться в X–XVIII вв. Это была рубашка, сплетенная из железных колец. В кольчатом доспехе их было не менее 15 тысяч. Весила кольчуга от 12 до 16 кг, более поздние – от 3 до 5 кг. Изготовление кольчуги было весьма трудоемкой работой, требо¬вало от мастера высокого профессионализма, поэтому стоила она весьма дорого и принадлежала чаще всего знатным воинам. Кольчуги были найдены в археологических памятниках раннесредневекового периода – в могильниках Верхнего Караная, городище Урцеки, Чирюрта, Уркараха, Хуштада, Бежта. Арабский автор Ибн-Русте (IX–X вв.) сообщает, что жители крепости царя Сарира (политического образования в Нагорном Дагестане) «облачились в панцири и кольчуги». Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Дагестан в 1666 г., сообщает, что войско шамхала Тарковского состоит из воинов «в латах или в кольчугах, и все это были всадники на чистокровных арабских конях».

Воины сел. Эндери, по сообщениям Э.Челеби, – пешие стрелки… в латах, в кольчугах и шлемах. Сам Э.Челеби также получил из рук шамхала в подарок роскошный панцирь. Русский офицер и исследователь И.Гербер, побывавший в Дагестане в 1723 году, указывает, что панцири носили многие воины кумыкских, аварских, лезгинских, табасаранских владетелей. Феодальная верхушка Кабарды и Балкарии заказывала себе панцири в Дагестане. Даже во время Кавказской войны горцы продолжали носить защитные доспехи. О кольчужнике упоминают генерал Фезе и Яков Костенецкий. В 1882 г., по свидетельству русского ученого Д.И. Анучина, у помощника старшины аула Кубачи он видел железные налокотники с золотой насечкой.

Боевые наголовья

Боевые металлические наголовья-шлемы в зависимости от формы, а иногда времени и страны носили различные названия – шишаки, шлемы, мисюрка. В борьбе с ударным оружием форма шлема все больше и больше вытягивалась вверх, навершие представляло собой трубку-шишечку на макушке, а иногда и заканчивалось железным прутом, к которому прикреплялся небольшой кусок кожи или сукна красного цвета, либо перья. Этим, может быть, и отличался шлем от шишака. Видимо, только у предводителей отрядов были подобные наголовья с перьями. Оружие соскальзывало с конической поверхности шлема, а высокое навершие не давало возможности нанести прямой удар по голове. Можно было только ударить в бок или контузить.

Своеобразное место занимает среди военных наголовий мисюрка. Судя по названию, мисюрка пришла с Востока, а точнее – из Египта (Мисри – Египет). Благодаря ее простой форме она широко вошла в дагестанский военный быт. Шапка-мисюрка состоит из плосковатой металлической тульи-черепа и кольчужной сетки-бармицы, короткой на лбу и очень длинной сзади, спускающейся на плечи со стороны ушей и затылка. Ученые отмечают, что как в Дагестане, так и в Грузии центры явления шлемов находились в горных их частях. На бронзовой статуэтке воина, найденной вблизи сел. Гигатли Цумадинского района Дагестана, мы видим остроконечный шлем. По мнению археолога республики О.М. Давудова, шлем, надетый на этого воина, относится к VII–VI вв. до н.э. и похож на закавказско-ассирийские аналоги.

Генетически кавказские шлемы возводятся к урартским и переднеазиатским. В Дагестан и на Северный Кавказ, по мнению ряда ученых, подобные шлемы могли по¬пасть благодаря скифским походам. Скифы, как известно, в качестве наемников служили в урартской крепости Тайшибайни, а царь скифов Партатуа был женат на дочери ассирийского царя. В 1861 г. известный исследователь Кавказа Б. Дорн, будучи в Кубачах, скопировал здесь со
шлема одну арабскую надпись.

Щит

Самым древним оборонительным вооружением воина-горца являлся щит, служивший также символом войны и победы. Изготовлялись щиты из крепкого дерева, обтянутого кожей с железными круглыми бляхами в центре (так называемыми умбонами). В археологических раскопках находят в Дагестане только умбоны, и о ранних щитах можно судить лишь по изображениям на камнях и по музейным экспо¬натам.

Щит: авар. – «бача»; дарг, лезг. – «хъалхъан»; лак. – «къалхъан»; чечен. – «туре»; тюрк. – «къалкъан».

По преданиям, при нанесении сильного удара по щиту, положенному на табурет, даже шашка разбивалась вдребезги. На щитах клялись перед боем. С XVII в. щиты были постепенно вытеснены в силу своего практического несоответствия тяжести и дороговизны и из-за более высокого уровня развития вооружения противника. На бронзовой статуэтке, найденной в Дагестане, мы видим круглый щит с умбоном в центре, который имеет коврик, подвешенный снизу для защиты от стрел нижней части тела. Такие коврики были характерны для греческих, малоазийских и балканских щитов (VI в. до н.э.).