История

История  »   Горцы  »   ДИБИРОВ МАГОМЕД-КАДИ ДИБИРГАДЖИЕВИЧ

ДИБИРОВ МАГОМЕД-КАДИ ДИБИРГАДЖИЕВИЧ

[опубликовано 8 Июня 2013]

Гасан Оразаев

 

Родом из аула Гочоб Карахского общества (ныне Чародинского района РД), известный общественно-политический, религиозный деятель, публицист, культуртрегер и просвещенец-тюркофил, переводчик. Он известен в литературе также под фамилиями «Дебиров Мухаммад-Кады», «Карахский», «Карахлы», «ал-Карахи» - по месту рождения и «Казанищенскнй» по месту проживания. Впоследствии он перебрался в г. Темир-Хан-Шуру.

Прекрасно владел как родным, так и арабским, турецким, кумыкским языками, которые он использовал при написании многочисленных своих публицистических статей, учебных пособий и других материалов. Учился в медресе Умалат-хаджия в кумыкском селении Аксай. Впоследствии преподавал в медресе Н. Казанище (с 1895), в медресе шейха А.-В. Дыдымова в с. Аксай (с 1901), затем переехал в Темир-Хан-Шуру где открыл мусульманскую школу, состоял здесь кадием нар. училища, долгие годы был мударрисом, преподавал предмет «педагогика» в Буйнакском педтехникуме. (У него учился будущий нар. поэт Дагестана Аткай Аджаматоа в 1926).

Автор первых кумыкских букварей книг на кумык яз. под названиями: «Къумукъ алифба», переиздававшихся несколько раз в Темир-Хан-Шуре (Буйнакске) - в 1913,1914 1915, 1922, 1924, 1926, 1927, 1928; «Букварь для взрослых» («Уллулар учун къумукъ алифба») - в 1924, 1926, 1927, 1928; «Уроки шариата» («Шариат дарслар уьч йыллыкъ мактабларда») - в 1914 г.; хрестоматии для 2-го года обучения под названием «Детский мир» («Яшланы дюньясы») - в 1922; учебного пособия для учителей по педагогике и педологии в 1924; трактата о нравственности «Наука по этике» («Илму ахлакъ») - в 1915. Важное место занимают также его книги, изданные в его переводе на кумыкский язык с русского, арабского, турецкого языков: «Снотолкователь» («Ажам таъбир») Сирина ибн Мухаммада - в 1907 и 1912; «Акъаид: илму-гьалдан биринчи къысым» - в 1914 и 1915; «История культуры» («Маданият тарихи») Н.Н. Генко - в 1923; повесть Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» («Къафкъасия эсири») - в 1922; рассказ «Бартек-победитель» («Озгъан Бартек») - в 1923; учебное пособие «Природоведение» («Маълумат табиийя») А.П. Скрабе - в 1923.

Интересен также «Легкий вечный календарь» («Битмейген тынч рузнама», составленный им и изданный в 1912. М.-К. Дибиров издал также букварь на аварском языке в 1927 и перевод на авар. яз. повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» - в 1922. Особо следует отметить крупное (более 300 страниц) историч. сочинение, написанное им на кумык, языке и посвященное событиям революционного периода и гражданской войны в Дагестане: «Дагъыстанда инкъылабны тарихи». Оно было в 1925 переведено Т. Бийболатовым с кумыкского на русский язык. (Текст русского перевода опубликован историком А.-Г. Гаджиевым в виде отд. книги: История Дагестана в годы революции и гражданской войны. Махачкала, 1997). М.-К.Дибиров отличался как своей весьма активной деятельностью в области культуры и просвещения, так и общественно-политической деятельностью. Назовем некоторые знаковые события в его бурной жизни за два года. 1917 г. на съезде представителей всех округов Дагестана в Темир-Хан-Шуре избран членом Исполкома вновь созданного Дагоблисполкома и комиссаром Гунибского округа; вместе с Агарагим-кадием, Абусуфьяном Акаевым и др. активистами создал «Мусульманское общество» («Джамиятул исламие»), участвовал на съездах кавказских мусульман в Тифлисе, Баку; возглавил вновь созданный Даг. областной «Милли Комитет»; назначен заместителем директора впервые созданного в Дагестане педагогического института в Темир-Хан-Шуре.

1918 г. совместно с Г. Бамматовым. З. Темирхановым, Д. Чермоевым и Д. Кантемиром ездил в Турцию с просьбой к тур. султану оказать военную помощь в борьбе даг. контрреволюционеров против большевистской власти; активный деятель «Мусульманского комитета» (общ.-полит. и религ. организации), одним из организаторов и руководителей которого был он; член «Общества попечения о больных, раненых и убитых воинах», созданного пр-вом Республики Союза Горских народов Кавказа. М.-К. Дибиров активно сотрудничал с тогдашней прессой, публиковался во многих журналах и газетах Дагестана 1917-1928 гг.. в т.ч. «Джаридату Дагистан», «Баянуль-хакаик», «Маариф йолы», «Мусават» и других, в 1920 был редактором тюрк. журнала «Шура Дагыстан». Он являлся рьяным поборником и пионером движения за введение тюрк. языка в дагестанской школе. Еще в 1910 начал обучать даг. детей тюрк. языку и распространял тюрк. газеты и книги (см. «Мемуары» М. Джафарова), писал стихи собственного сочинения на кумыкском языке. Убеждения М.-К. Дибирова-Карахского совершенно не совпадали с платформой большевиков, и вполне закономерным стало то обстоятельство, что 25 июня 1929 был арестован советскими репрессивными органами и вскоре (14 декабря) расстрелян в Махачкалинской тюрьме. Реабилитирован официально в 1988 г.

Кумыкский энциклопедический словарь. Издание 2-е дополненное. – Махачкала: «Издательство «Дельта-пресс», 2012. С. 118-119.