История

История  »   Гоцинский  »   СЪЕЗД В КАХИБЕ. 1923 ГОД

СЪЕЗД В КАХИБЕ. 1923 ГОД

[опубликовано 3 Июля 2013]

Хаджи Мурад Доного

 

Нажмуддин ГоцинскийК середине мая 1921 г. закончились боевые действия частей Красной Армии и партизанских отрядов по подавлению антисоветского восстания в Дагестане под руководством Нажмуддина Гоцинского, который, по сведениям Ревкома военного совета Терско-Дагестанской группы, «скрылся в глухих дебрях Салатавии» [1]. Лидер восстания со своими приближенными скрывался в селении Алмак, затем в Хасавюртовском округе и Чечне. Вместе с ним находились Джамал Айдемиров, Мухаммад Амин Ансалтинский, Ибрагим Хаджи Кучрабский, Дарбиш Мухаммад Хаджи и др. Советское правительство объявило амнистию многим рядовым членам вооруженных отрядов, добровольно сложившим оружие.


***

Вскоре Гоцинский вновь сформировал повстанческий отряд численностью свыше 400 человек и предпринял еще одну попытку свергнуть Советскую власть в горных районах Чечни. Действуя на территории Галанчожского, Шароевского, частично Итум-Калинского и Шатоевского районов Чечни, повстанцы уничтожили несколько подразделений Красной Армии, затем повели наступление на Веденский район, однако были разбиты регулярными армейскими частями. После этой неудачи Гоцинский с небольшой группой сподвижников обосновался на хуторе Зумсой Итум-Калинского района Чечни. В дальнейшем он избрал тактику сплочения повстанцев и объединения их усилий для совместных действий. К осени 1921 г. в 8 округах Дагестана из 10 повстанцы вновь активизировали свою деятельность.


30 января 1922 г. в Дагестане было образовано Республиканское военное совещание по борьбе с бандитизмом, в состав которого вошли представители ДК РКП (б), ДагЦИКа, чекистского органа и военного командования. А в июне этого же года в составе Секретно-оперативного управления (СОУ) ГПУ создается Восточный отдел, который отвечал за работу местных органов по так называемой специфической «восточной линии». Одной из главных задач отдела, в работе которого учитывались национальные особенности местного населения, являлась борьба с контрреволюционными проявлениями на Кавказе. Советские оперативные органы старались контролировать ситуацию в горных районах, получая информацию от агентов и предпринимая различные действия. По данным Главного политического управления за февраль 1922 г., следует, что «в Северо-Кавказском округе бандитизм продолжает развиваться….» [2].


22 марта 1922 г. Военное совещание Дагестанской республики приняло постановление в котором в частности говорилось: «Предложить окружным военным совещаниям из аулов, где были случаи убийств и нападения на советских и партийных работников, взять заложников из самых видных контрреволюционеров, а при отсутствии таковых – их семьи, а также близких родственников бандитов. Для проведения вышеуказанной операции высылается сводный отряд, который за все время операции довольствуется за счет бандитов, их соучастников и заложников» [3]. С августа 1922 г. Дагестан был объявлен на военном положении. Важнейшими причинами беспорядков дагестанский СНК считал кумовство и взяточничество местных органов правопорядка, крайне тяжелое положение советских служащих и, как следствие, развал аппарата местной власти.
По-прежнему чекистами предпринимались попытки выйти на след Гоцинского, скрывавшегося в горах Чечни. Временами им это удавалось. Например, в спецполитсводке от 4 февраля 1923 г. сообщалось, что «в с. Баян скрывается главарь восстания Чечни полковник Гоцинский» [4]. В другой сводке Гоцинский представляется как «вдохновитель банд и популярный горский князь» [5].


В обзоре политико-экономического состояния СССР за апрель-май 1923 г. говорилось: «В Дагреспублике население призывается к восстанию против Советской власти. Всего в крае 28 банд, в них 1015 штыков и сабель и 6 пулеметов. Следует отметить усиление деятельности в Чечне и Дагестане очень популярного и авторитетного среди населения организатора банд Гоцинского, стремящегося собрать вооруженные силы для выступления против Советской власти» [6].
Тем не менее, с помощью сочувствующих местных жителей, имаму всякий раз удавалось уйти от преследования.


Не только репрессиями, военными и карательными операциями можно отметить деятельность советских органов на данном этапе. Умелое заигрывание с мусульманскими лидерами давало положительные результаты. После Всероссийского съезда мусульман в Уфе (1923), симбирскими и азербайджанскими исламскими лидерами были выпущены воззвания к мусульманскому населению о поддержке Советской власти. Центральное духовное управление мусульман внутренней России и Сибири обратилось ко всем районным мухтасибам о сборе полагающейся по шариату одной десятой части урожая в пользу бедных, а также приступило к изданию религиозного ежемесячника «Ислам» с программой, лояльной по отношению к Советской власти.


Самым значительным актом поддержки Советской власти и осуждения Гоцинского явился съезд дагестанских мусульманских лидеров, состоявшийся 20 ноября 1923 г. в сел. Кахиб, председателем которого был мюрид шейха Хасана Хильми – Хабибулла Кахибский. Съезд призвал всех помогать Советской власти, осудил Гоцинского, объявив его «злым духом». Поскольку материалы съезда представляют большой интерес в изучении данного вопроса, считаем целесообразным привести их полностью.



Кахиб***

«Резолюция съезда духовенства горских племен Дагестана. Мы, участники съезда духовенства горских племен Дагестана, состоявшегося в селении Кахиб Телетль-Гидатлинского участка Гунибского округа 20 ноября 1923 года по русскому летосчислению при наличии на съезде следующих 76-ти шейхов, кадиев, мулл, при пред-седателе Хабибуле Кахибском и секретаре Кази Магоме Урибском и членов съезда:


из Гунибского округа: шейх Хасан Эфенди Кахибский, Омарил Мухаммад Тидибский, Абдулла Урадинский, Курбан Али Тлоринский, Хаджил Мухаммад Телетлинский, Хабибулла Тидибский, Гази Мухаммад Али Урибский, Ибрагим Дибир Гооринский, Асхаб Али Кахибский, Гусейн Магома Кахибский, Джамалуддин Кахибский, Нур Мухаммад Дибир Кахибский, Мухаммад Ариф сын Хасана Кахибского, Мухаммад Хаджи сын Хасана Кахибского, Касумилав Кахибский, Муслим Курбан Кахибский, Абдусалам Кахибский, Али Омар Урибский, Ахбердилав Ибнухаджар Гонодинский, Хаджиев Гирей Карахский, Магомед Хаджияв Саидов Салтинский, Тамимудар Гонодинский, Абдулатиф Исаев Салтинский, Мухаммад Дауд Кородинский, Мухаммад сын Мухаммада Гонодинский, Мухаммад Эльдар Куядинский, Мухаммад Хаджияв Кородинский, Магома Хаджияв Гонодинский, Меселав Зулкарнай Тлейсерухский, Мухаммад Омар Тлейсерухский;


из Лакского округа: Арслан Гусейн сын Сайфуллы Ницовкринский, Хасан Дауд Хаджи, Нурул Ислам из Унчукатля;


из Аварского округа: Джамалуддин Батлаичский, Гамзат Мухаммад Цадинский, Мухаммад Сулейман Хунзахский, Мухаммад Хаджи Магома Хариколинский, Максут Амин Мухаммад Могохский, Маха Дада Джамалуддин Геничутлинский, Джамалуддин Гоцатлинский, Анас Гоцатлинский, Мухаммад Али Ирганайский, Абдулла Курбан Али Ашильтинский, Пахруддин Мухаммад Араканский, Раджаб Кудутлинский, Ибрагим Шейх Унцукульский, Абдулла Хаджи Дауд Ашильтинский, Абдул Кадыр Абдулла Цатанихский, Имам Газали Шейх Гимринский, Мухаммад Казибек Койсубулинский, Мухаммад Осман Харахинский, Осман Мюрид Оротинский, Гитинав Мухаммад Малаши Андийский, Саду Хаджи Ахма Батлухский, Кура Магома Омар Могохский, Мухаммад Хаджияв Хунзахский, Хаджи Мухаммад Абдул Голотлинский, Яхья Батлухский, Багауддин Хемаванский;


из Андийского округа: Бегав Хаджи Мехельтинский, Кадилав Малачи, Айдемир Гайтамир Андийский, Сулейман Сулейман Андийский, Муртазали Мухаммад Шодродинсикй, Абдулла Хаджи Лабазан Тандынский, Сайдула Малачилав Ахвахский, Мухаммад Муса Ахвахский, Мухаммад Халид Ахвахский, Мухаммад Нур Мухаммад Асабский, Мухаммад Хаджияв Асабский, заслушав доклады по вопросам:


1. Как относится Советская власть к мусульманской религии и духовенству и почему духовенство отделено от светской власти?
2. Как духовенство и широкие мусульманские массы должны относиться к существующей сейчас советской власти?
3. Обязаны ли мусульмане в чем-либо оказывать содействие советской власти или нет?
4. О светской науке и ее пользе мусульманам Дагестана.
5. О самозванном имаме Нажмуддине Гоцинском и том, как должно относиться все население Дагестана к нему и к его деяниям, тщательно обдумав содержание их, после серьезных обсуждений сообщив свои взгляды, постановили:


1) Мы точно выяснили, что советская власть относится по-братски ко всем народам мира, в том числе и к мусульманам, выяснили, что советская власть никаких препятствий к совершению религиозных обрядов не оказывает, она дает право каждому человеку верить, как он сам находит нужным, и молиться, сколько он хочет. Мы выяснили, что советская власть не только сама не угнетает или насилует человека, но наоборот она строго наказывает тех граждан и своих служащих, которые оказывают насилие, что и будет делать всегда. В настоящее время мы поняли, что советская власть, разделяя религию от земной власти, поступает правильно, она говорит: «Земные заботы духовенству должны быть чужды». Мы, ученые арабисты, видим, что этому же учил наш пророк Мухаммад. Отныне мы не будем вмешиваться во внутренние дела власти земной. А будем помогать советской власти окрепнуть, чтобы она могла улучшить положение бедноты, о чем она всегда заботится, ибо Аллах и Его пророк Мухамад учили лечить бедных, помогать им и тем, кто заботится о них. Мы слышим, что в Турции и в других местах мусульманская религия отделяется от светской земной власти, как и в советских республиках.


2) Мы считаем, что все мусульмане должны от души подчиниться существующей сейчас советской власти и всеми силами помочь ей во всем и рука об руку с нею бороться против врагов советской власти, т.е. против врагов мусульман не только Дагестана, но и всего мира. Главными причинами, подтверждающими этот долг, мы считаем, во-первых, то, что соввласть борется против рабства и шаг за шагом добивается полной свободы каждого человека из всех крупных и мелких народностей, второе – советская власть всеми доступными ей силами поддерживает борьбу всех мусульман мира за их освобождение от гнета и насилия больших и сильных царских или буржуазно-ханских государств Запада. Коран говорит, что подчинение существующей власти есть обязанность всех мусульман. Пример – победы Турции, победы Афганистана, других мест, а так же то, что советская власть стремится помочь Персии, Аравии и другим местам бороться против насилия Франции, Англии и других мест, желающих заставить мусульман Востока работать на свое обогащение. Третья причина та, что советская власть будет во всем мире, т.к. многомиллионные бедняки и рабочие сбросят со своих плеч кучу ханов, беков и богачей. Подчинению такой власти нас учат все заветы нашего пророка Мухаммада, который всю свою жизнь со своими асхабами боролся против ханов, богачей и насильников. Этому же нас учат аяты, посланные нам Аллахом через его пророка Мухаммада в Коране.


3) Все мусульмане, как живущие в Дагестане, так и живущие в других странах, в силу вышесказанного, безусловно, должны оказывать полную и всестороннюю поддержку советской власти. Мусульмане должны помнить, что ослабление советской власти грозит закабалением всех мусульман, т.к. Англия, Франция, Италия и др. страны, пока у них будет царская или буржуазная власть, всегда будут стараться задушить советскую власть и с нею вместе весь мусульманский Восток, рука об руку, с которыми работает советская власть против общих врагов своих.


4) Съезд считает необходимым широко разъяснить дагестанской бедноте значение светских наук, которые дают человеку знание, а целым народностям силу и мощь, т.к. народ не знает, как улучшить свое существование, что хорошо и что плохо, темный человек и темный народ видит только то, что около него и что готовится для него и как его заставляют работать на других – быть рабом других, но он не видит и не знает, за что и как борются другие народы. Темнота есть самое большое зло, которое служит основанием всяких бедствий. Тот, кто не учится, подобен неразумному животному, с которым можно сделать все. Мы будем помогать советской власти просвещать умы темной дагестанской бедноты, мы убедим население, не жалея ни сил, ни средств, учиться и учить своих детей.

 

5) За тяжелый период с начала 18-го года и конца 1920 года мы все убедились, что самозванный имам Нажмуддин Гоцинский есть злой дух, который кроме несчастий, осиротения и овдовения и всяких других бедствий ничего населению не дал. Мы видим, что сам Аллах проклял Нажмуддина Гоцинского, осыпая каждый шаг его неудачей и проклятиями безвинных жертв его работы.

Мы видим, что Нажмуддин Гоцинский совершенно не думал о благе народа дагестанского, и все его неудачные попытки были направлены к тому, чтобы подобно своему предку продать свободу дагестанцев общему врагу всех мусульман и свободных республик – Англии, которая хотела превратить нас и всех мусульман в своих рабов.
Мы знаем, что Гоцинский обманул нас, говоря, что с ним работает внук Шамиля – Саид. Зная все его деяния и учитывая все зло, бедствия, жертвы, принесенные Гоцинским всем племенам Дагестана, учитывая, что он искал власти и богатства, а также продавал свои услуги общим нашим врагам – англичанам ради себя, забыв всех мусульман мира, мы считаем необходимым объявить всему народу, что Гоцинский заслуживает самых суровых кар. Мы заявляем населению аят Корана, который говорит, что тот, кто проливает безвинную кровь, заслуживает сурового наказания распятием и забрасыванием камнями. Мы считаем необходимым широко распространить среди населения это Божье проклятье Гоцинскому и объявляем Гоцинского врагом мусульман не только Дагестана, но и всего мира. Мы громко заявляем, что Гоцинский изменил дагестанскому народу и всем мусульманам мира. Да будет Гоцинский уничтожен Всеве¬щим Аллахом нашим и Его пророком Мухаммадом! Аминь!


Мы обращаемся к правительству Дагестана с призывом не допускать в советские учреждения тех лиц, кои хоть один день работали против советской власти. Съезд духовенства горских племен Дагестана считает нужным широко оповестить мусульман о своих решениях, для чего составить воззвание ко всем мусульманам мира и распространять его в Дагестане через своих представителей и во всем мире путем объявления в газетах. Все участники съезда посылают привет истинным сынам Дагестана, вождям революционной борьбы в Дагестане и выражают пожелания советскому правительству Дагестана с успехом продолжать свою плодотворную работу в деле восстановления разрушенного хозяй¬ства Дагестана. Аминь!
Председатель съезда, выбранный съездом Хабибулла Кахибский. Следует 76 подписей вышеуказанных участников съезда. Уполномоченные съездом для заверения подписей катибы: Кази Магома Урибский и Абдул Латиф Салтинский» [7].


Между прочим, Самурский утверждал, что «съезд проходил очень бурно, временами дело едва не доходило до кинжалов... В конце концов, однако, советское течение решительно победило: резолюция о содействии соввласти была принята 67 голосами из 76» [8].
О значении, которое придавала Советская власть данному съезду мусульманских алимов, говорит тот факт, что материалы съезда были освещены сразу в трех номерах газеты «Красный Дагестан». Разумеется, что подобные резолюции съезда произвели немалое впечатление среди населения Дагестана. Кроме того, участниками съезда было отправлено письмо в Москву Ленину, в котором говорилось: «... Съезд духовенства и шейхов горного Дагестана в числе 76 человек приветствует тебя, вождь великой армии трудящихся, освобождающей весь мир от цепей рабства и позора. Мы верим победе твоей армии, мы верим, что мусульманство с помощью твоей армии освободится от насилия. Мы вместе с нашей беднотой ждем твоего выздо¬ровления, мы будем помогать твоей армии... » [9].

***

С окончательным установлением Советской власти в Дагестане Хасан Кахибский (как и многие другие религиозные деятели) стал не нужен новой власти. Тревожное состояние шейха чувствуется в его письмах, в одном из которых он пишет, что больше не покидает дома и не принимает гостей, потому что повсюду шпионы [10]. В 1927 г. его арестовали органы ОГПУ, предъявив шейху обвинение в пособничестве «бандам Гоцинского». Однако ввиду отсутствия явных доказательств Хасана Хильми вскоре освобождают. Но это только пробный шаг. В середине 30-х годов подобные обвинения «щедро» пополняются доказательствами. 29 июля 1937 г. в доме Хасана Кахибского незаконным путем проводится обыск, и без санкции прокурора его арестовывают. Теперь из свидетелей активно выбиваются показания, и Хасан Хильми уже обвиняется почти в ру-ководстве антисоветским восстанием вместе с Гоцинским. Сам шейх был трижды допрошен 22, 23 сентября и 6 октября 1937 г. в хунзахской тюрьме. Среди вопросов, задаваемых начальником опергруппы НКВД по Кахибскому району сержантом госбезопасности Волковым, был и такой вопрос:

«Вопрос: Следствием установлено, что в годы Гражданской войны Вы имели связь с бандитами Гоцинским и Алихановым, снабжали их оружием и продуктами. Ответьте по существу заданного вопроса.


Ответ: В годы Гражданской войны я имел связь с бандой и Гоцинского и Алиханова, но никакой помощи я им не оказывал... » [11].
Но самым удивительным является один из пунктов обвинительного заключения, который гласит: «... В 1920–1921 гг. принимал активное участие в бандах Гоцинского и Алиханова, являлся идейным руководителем банды... » [12]. Шейх обвинялся в том, против чего сам агитировал. 23 декабря 1937 г. его расстреляли, а принадлежавшее ему имущество конфисковали. Только через 20 лет шейх Хасан Хильми Кахибский был реабилитирован.



***

Свидетельством того, что съезд был организован советскими органами, являются материалы «Обзора политико-экономического состояния СССР за период с 15 сентября до 1 ноября 1923 г.», составленного зампредом ОГПУ Г. Ягодой, в котором говорилось: «Политическая обстановка на Северном Кавказе крайне серьезна ввиду наблюдаемых тенденций к сплочению среди враждебных Советской власти нацгруппировок. Предпринимаемый ЦИКом съезд авторитетнейших шейхов должен воспрепятствовать этому путем разложения отдельных группировок Дагестана и Чечни и лишения авторитета виднейших вождей антисоветского движения Гоцинского и Акушинского» [13].
Прошедший в декабре 1923 г. Третий Вседагестанский Съезд Советов «заявил громко на весь Дагестан о том, что необходимо принять самые решительные меры по борьбе с бандитизмом в горах, мешающим мирной жизни горских крестьян и их творческой работе по восстановлению хозяйства, разрушенного в процессе гражданской войны бандами имама Гоцинского и интервентами» [14].
Эти пропагандистские выпады, а также активные действия чекистов затруднили деятельность повстанцев. Кольцо вокруг Гоцинского и его сторонников неумолимо и быстро сужалось.



Примечание

1. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2053. Л. 254-255.
2. Совершенно секретно: Лубянка-Сталину о положении в стране (1922-1934): Сб. док. М., 2001. Т. 1. Ч. 1, 2. С. 92.
3. РГВА. Ф. 25896. Оп. 3. Д. 178. Л. 4-4 об.
4. Совершенно секретно... С. 666.
5. Там же. С. 907.
6. Там же. С. 882.
7. Красный Дагестан. 1923. 17. XII.
8. Самурский Н. Дагестан. М.-Л.: Госиздат, 1925. С. 134.
9. Там же. С. 136.
10. Хасан Хильми б.Маухаммад ал-Кахи. Мактубат ал-Кахи ал Мусама васалал мюрид. – Дамаск. 1997. (на араб. яз.)/ Письмо 142.
11. Цит. по: Мусаев М.М. Палачи и жертвы. – Кизилюрт, 1999. С. 122.
12. Там же. С. 129.
13. Совершенно секретно: 2001. Т. 1. Ч. 2… С. 946.
14. Красный Дагестан. 1923. 20. XII.

 

Газават. 2013. № 1. С. 25-31.