[опубликовано 17 Января 2013]
Автандил Арабули, Николай Джавахишвили
Среди грузинских родов довольно часто встречаются фамилии, образованные с помощью суффикса –ел. Таковы, например, фамилии: Джак-ел-и, Тор-ел-и, Чорчан-ел-и, Чаладид-ел-и, Ахмет-ел-и, Мачхан-ел-и и др. Основная функция указанного суффикса – это указать на происхождение фамилии, да и структура подобных фамилий со всей очевидностью свидетельствует о том, что большинство из них связано с конкретным топонимом.
Можно предположить, что к подобному типу фамилий относится и редкая грузинская фа-милия – Чотанели, которая зафиксирована в исторических источниках в качестве одной из коренных кахетинского села Цинандали. Этот факт потверждается как историческим источником трехвековой давности, так и архивными данными XIX века.
С начала XX века фамилия Чотанели фиксируется как Чоталишвили. На 1 февраля 1995 года общее число представителей фамилии Чоталишвили составляло 111 человек. Столь малое число носителей данной фамилии обусловлено её «молодым возрастом».
Исходя из вышесказанного, Чоталишвили в основном всё еще проживают в своем древнейшем очаге – Цинандали, но некоторые из них переселились в другие места, большей частью в Телави и Тбилиси. Цинандали, одно из центральных сел Кахети, расположено в Телавском районе, у подножия северо-восточного склона Гомборского хребта, на правом берегу реки Кисисхеви (правый приток реки Алазани).
Представляет интерес, с каких времен упоминается в исторических источниках основатель фамилии Чоталишвили-Чотанели и когда поселился он в Цинандали.
В датированном первой четвертью XVIII века давтаре (книге записей) описи населения Кахети, который исследовал и подготовил к изданию академик Иванэ Джавахишвили (1876-1940), в означенный период в Цинандали (в рукописи упоминается как «Циналдани») проживал некий «чотанельский поп» со своей семьей. На основе этого исторического источника документированно выясняется, что род Чотанели обитал в Цинандали еще три века тому назад.
Уже в последующий век, по данным описи населения в 1886 года, в селе Цинандали Телавского уезда проживало четыре дыма Чотанели, которые были грузинами православного вероисповедания. Ниже приведем состав каждого дыма Чотанели (как было принято в то время, в описи упоминаются только мужчины): 1) Дым Игнатия Иосифовича Чотанели (род. в 1828 г.). У него были сыновья: Михаил (род. в 1864 г.), Алексей (род. в 1867 г.), Иван (род. в 1871 г.) и Александр (род. в 1872 г.). В состав этого же дыма входил младший брат Игнатия – Николай (род. в 1844 г.), у которого был сын Захарий (род. в 1885 г.). В составе дыма упомянуты также: Георгий (род. в 1867 г.), Гавриил, род. в 1869 г.) и Савва (род. в 1870 г.); 2) Дым Ивана Петровича Чотанели (род. в 1823 г.). Его сыновья: Адам (род. в 1857 г.), Алексей (род. в 1867 г.), Арчил (род. в 1874 г.) и внук – Захария Адамович (род. в 1885 г.). 3) Дым Гавриила Петровича Чотанели (род. в 1835 г.). Гавриил в 1884 году отделился от своего брата Ивана Петровича. У Гавриила были сыновья: Леван (род. в 1865 г.), Михаил (род. в 1868 г.) и Сергей (род. в 1885 г.); 4) Дым Алексея Семеновича Чотанели (род. в 1848 г.). Алексей в 1884 году отделился от своего брата Давида (род. в 1858 г.).
Теперь, что касается структуры и происхождения фамилии Чотанели. Основой или корнем этой фамилии, исходя из вышеприведенных аналогий, должно быть – чотан, – к которому добавляется суффикс –ел, указывающий на то, что в основе этой фамилии лежит наименование места. Таким образом, следует искать место под названием «Чотан». Однако такого топонима не существует ни в самой Грузии, ни вообще на территории Кавказа.
Однако истина в том, что топоним «Чотан» реально существует, но далеко от Кавказа, в частности в западной части горной цепи Тянь-Шаня (по-китайски – «небесные горы»). И здесь высочайший ледник Маидентальского хребта – Чотан (4.100 м. н. у. моря). Таково же и наименование перевала (3.670 м. н. у. моря), расположеного на этом хребте.
Отметим здесь же, что на коми-зырянском языке (относится к пермской подгруппе финно-угорской семьи языков) слово «чотан» означает «хромой». Коми – самоназвание двух близко родственных, имеющих общее происхождение народов (собственно коми и коми-пермяков), входящей в финно-угорскую (уральскую) семью народов.
Разумеется, что об этом факте нельзя судить со всей серьезностью, невозможно проложить нить между фамилией Чотанели и наименованием тянь-шаньского ледника и, тем более, группой народов коми, проживающих на севере Российской Федерации. Это скорее всего случайное совпадение собственных имен.
В связи с данными исторических источников и топонимии, небезынтересно, на наш взгляд, фамильное предание, сохранившееся в памяти потомков Чотанели (Чоталишвили).
Ныне покойный акад. Михаил Курдиани (1954-2010), по материнской линии – Чоталишвили, часто вспоминал рассказанное предание, услышанное от своих цинан-дальских родственников: «Предок Чоталишвили (Чотанели) поселился в Цинандали на исходе XVII века. По происхождению он был из Дагестана, который с северной стороны непосредственно граничит с регионом Восточной Грузии – Кахети. А случилось это так. В тот период на Кахети совершили набег дагестанцы, которыми командовал Али-бек, сын Чопана. Грузинам удалось выдворить их из страны. Во время борьбы был тяжело ранен младший сын Али-бека, который, потеряв сознание от нанесенных ран, остался лежать на поле боя. Оказывается он был настолько хорош собой, обладал мужественной внешностью, что грузинам стало жаль добивать его. После долгого лечения его поставили на ноги. Но по выздоровлении молодой человек не пожелал возвращаться на родину. Очарованный грузинским гостеприимством, он принял христианство и женился на дочери своего лекаря. Его потомки, в знак уважения своих предков – Чопана и Али-бека, – взяли своей фамилией их объединенное имя – Чопан-Али, которое окончательно сформировалось как Чотан-ели. В XX веке Чотанели записались как Чоталишвили».
Ставится вопрос: существовали ли в Дагестане во второй половине XVII века феодалы по именем Чопан и Али-бек? Во главе Кази-Кумухского шамхальства, которое существовало в XI- XVII веках и в XVI веке представляло собой сильнейшее государство, охватывало, наряду с южной частью Дагестана, север современного Азербайджана, Тарк и определенную часть Чечни, несколько раз стоял шамхал по имени Чопан. В разное время шамхальством управляли: Чопан ибн Будай (в 1569-1574 гг.), Сурхай II ибн Чопан (в 1605-1614 гг.) и Андия II ибн Чопан (в 1614-1623 гг.). Примечательно, что в 1642-1700 годах Кази-Кумухом управлял Али-бек II, который был сыном Чопан-Мурзы, того же Тючилава.
Кроме того, совпадение исторических данных с фамильным преданием придает последнему большую достоверность.
Таким образом, проживающий в кахетинском селе Цинандали немногочисленный род Чоталишвили берет свое начало от рода Чотанели, старейший представитель которого («чотанельский поп») упоминается в грузинских исторических источниках еще три века тому назад, в частности в первой четверти XVIII века, как глава одного из семейств, проживающих в Цинандали.
Согласно преданию, род Чотанели берет свое начало с младшего сына дагестанского феодала Али-бека, сына Чопана, который принял христианство и осел в Цинандали. Его потомки, в знак уважения своих предков – Чопана и Али-бека, взяли фамилией их объединенное имя – Чопан-Али, которое впоследствии оформилось как Чотан-ели.
Таким образом, данная фамилия реально не связана с наименованием места и возможность по¬добного объяснения возникла на основе реинтерпретации формальных данных. Реинтерпретация подразумивает то, что на каком-то этапе теряется понимание («память») Чопан-али как двусоставного имени и начинается его приноровление к действующей деривационной модели языка (с суффиксом –ел, указывающим на происхождение). Так мы получили бы вариант Чопан-ел-и, который путем чередования п>т дает окончательную форму Чотан-ел-и. Подобные примеры можно найти в грузинском языке, например: febervali//Tebervali, felgami//Telgami, felamuSi//TelamuSi .
Подобная реинтерпретация – не редкость касательно собственных имен. Например, объяснение акад. Акакием Шанидзе топонима «Меджврисхеви»: «В некоторых случаях старое наименование непонятно и пытаются осмыслить его («Народная этимология»)... Меджврисхеви – село выше Гори на берегу реки Меджуда, в старину оно, должно быть, называлось Меджудисхеви».
В заключение надо сказать, что это тот случай, когда наука воспринимает предание как документ, но оставляет возможность для осмысления новых языковых фактов.
|