История

История  »   Аулы и города Дагестана  »   АНДЖИ. ТЫСЯЧА ЛЕТ ПОД СОЛНЦЕМ.

АНДЖИ. ТЫСЯЧА ЛЕТ ПОД СОЛНЦЕМ.

[опубликовано 19 Июня 2009]

Тахнаева Патимат

 


Город Порт-ПетровскВремя основания городов, имеющих многовековую историю, увязывается обычно с датой первого упоминания их в письменных документах, хотя достоверно известно по археологическим данным, что в ряде случаев они существовали и раньше. Официальная дата рождения Москвы не является датой основания города. Археологи уверены, Москва на самом деле намного старше своего официального возраста. Если в столице будут проведены все необходимые археологические работы, можно будет доказать, что город был основан гораздо раньше 1147 года.


В последние годы среди специалистов преобладает мнение о возможности, при отсутствии "письменной", принять за точку отсчета истории города "археологическую" дату, подтвержденную методами других наук. И одним из главнейших условий археологического доказательства времени возникновения любого средневекового города является определение городского статуса первоначального поселения путем выявления следов ремесленной и торговой деятельности его населения, признаков города. Не менее важным в исследовании истории современного города является изучение его исторической преемственности, т.е. непрерывности развития его от первоначального поселения, представляющего, как правило, его исторический центр, историческое ядро.
В 2005 г. Казань отметила свое тысячелетие. Спорный вопрос о времени возникновения Казани и его возрасте возникал не единожды. Например, в 1894 году городская дума инициировала попытку объявить 500-летие основания города. Общество археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете, куда был сделан запрос на сей счет, постановило: "Ввиду невыясненности вопроса о времени основания Казани ходатайства об разрешении празднования юбилея не возбуждать". А в 1977 году желание властей города отметить 800-летие Казани не нашло поддержки Академии наук СССР, вынесшей вердикт: "С одной стороны, недостаточно аргументов в пользу основания Казани в 1177 году, а с другой - нет веских данных и для отрицания возможности ее основания в XII веке, малочисленность археологических находок не позволяет точно определить время основания города...".


Забота об имидже столицы суверенного Татарстана, многочисленные вопросы как гостей, так и самих горожан послужили причиной проведения на протяжении ряда лет (с конца 90-х гг. по 2005 г.) широкомасштабных исследований. Они проводились специалистами научных центров Татарстана: Национального центра археологических исследований Института истории АН РТ, Казанского госуниверситета, Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова, Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский Кремль", Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника, а также учеными России: институтов археологии, востоковедения, всеобщей истории, российской истории РАН, МГУ, Российской государственной библиотеки, Государственного Эрмитажа, Пермского педуниверситета и других научных учреждений. Кроме того, к изучению вопроса были привлечены ученые более 20 зарубежных стран - Болгарии, Германии, Турции, Чехии, Финляндии и других.


На территории Казанского Кремля, а также на территориях, связанных с историей Казани, было заложено 27 археологических раскопов. Все находки археологов тщательно изучались и оценивались как в России, так и в Германии, Австрии, Франции. Результаты работы археологов на территории Казанского Кремля были представлены и обсуждены на международных симпозиумах и конференциях, доведены до сведения научной общественности на представительных форумах в Лилле (Франция), Барселоне (Испания), Шумене (Болгария), Международной конференции исторических городов Европы (Мальта), учредительной сессии Союза исторических городов и регионов России.


В ходе научно-исследовательской работы было обнаружено более 50 карт, содержащих информацию о древней Казани, большинство из которых были впервые введены в научный оборот. Карты обнаружены в библиотеках и архивах Москвы, Рима, Венеции, Парижа, Анкары, Вены, Праги, Берлина и других центров.


Для обобщения и оценки полученных материалов в Казани было проведено три международных научных форума. Констатируя вывод о дате возникновения Казани, участники одного из них - заключительной конференции "Средневековая Казань: возникновение, развитие" - сочли достоверным празднование 1000-летия Казани в начале третьего тысячелетия. В работе этой конференции приняли участие более 150 ученых - ведущих специалистов в области археологии, нумизматики, истории, источниковедения из стран ближнего и дальнего зарубежья. Было признано, что казанскими учеными сделаны крупные открытия европейского масштаба. Главное из которых - открытие новой методики датировки древнейших городов.


В результате датой основания Казани был назван стык 1004-1005 годов. Как она была выявлена с такой точностью? Все находки, а их было сделано более двух тысяч, прошли тщательную экспертизу. Все оценки ее сводились в одну таблицу, в которой хорошо просматривалась частота совпадений экспертных оценок. Ученые-математики совместно с историками путем аппроксимации и назвали конечную дату.
Президенты России и Татарстана своими указами постановили провести в августе 2005 года празднование 1000-летия Казани. Отныне Казань по праву входит в мировой список не такого уж большого числа городов-тысячелетников, которые курирует ООН.


Теперь к вопросу о тысячелетии города Махачкалы. В 1921 г. в г. Махачкала был переименован российский портовый город Петровск. Собственно город Петровск стал известен на географических картах с 1857 г., когда указом императора Александра II военное укрепление Петровское официально получило статус города и было переименовано в г. Петровск. Укрепление Петровское в свою очередь было заложено в 1844 г. на возвышенности Анджи-арка, на том месте, где во время Персидского похода 1722 г. Петр I разбил свой лагерь.
Одно из предположений (не самое удачное), высказанное еще дореволюционными исследователями, что дагестанцы стали называть укрепление Петровское Анджи-калой, т.е. "мучной крепостью" как главный пункт доставки продовольствия с Волги для войск в Дагестане, получило широкое распространение. На самом деле топоним Анджи очень старинный, принадлежал древней крепости Анджи и по настоящее время продолжает употребляться некоторыми народами Дагестана (в частности, кумыками, аварцами, даргинцами) для называния нынешнего г. Махачкалы.


Письменное упоминание о крепости Анджи встречается в историческом сочинении "Дербенд-наме", составленном Мухаммадом Аваби Акташи в начале XVII в., но протограф которого относится к XI в. В нем описаны события, связанные с Дербентом и прилегающими к нему областями, начиная с V в. и до 456/1064 г. Как было отмечено академиком В.В. Бартольдом, составитель "Дербенд-наме" использовал хорошие источники - труды арабских историографов ал-Балазури, ал-Йакуби, ат-Табари, ал-Куфи и др. авторов IX-X вв.
Особый интерес вызывает эпизод из истории о походах арабского полководца Абу Убайды Джарраха в 103/721-22 гг. и его сражениях с войсками хазарского полководца Пашенека за город Анджи: "...Когда мусульманские войска пошли на Семендер, они привели Тарху к подчинению путем заключения перемирия. Оттуда [Абу] Убейда Джеррах с мусульманским войском пошел на Анджи. Крепость Анджи была прочная, а город большой: один его край был морем, а другой край был горой. Правитель Анджи укрепил свою крепость, привел ее в полный военный порядок. Войска мусульман остановились, поставив сначала на поле шатры. [Противники] оспаривали [город] и вели бои несколько дней, но Анджи не сдался [и] не был побежден.


Через некоторое время [мусульмане] задумали оставить крепость и уйти, но победила сила преданности исламу. Их было тридцать тысяч человек, которые были известны своей храбростью. …Они предприняли необходимые меры: соорудили телеги, а перед телегами установили огромные доски. Позади телег стали мусульмане и пошли на этих телегах. Все мусульманские воины дошли [таким образом] до ворот крепости. [Всего] соорудили двенадцать телег. Приложив большое усилие, они взяли большой город. Все мусульманское войско вступило в Анджи… Анджи предложили [принять] мусульманскую религию. [Жителям Анджи], принявшим мусульманство, сохранили [жизнь]. А тех, кто остались кафирами, не приняв мусульманство, сделали пищею для меча из закаленной стали. Их детей и домочадцев взяли в плен, а имущество их раздали газиям. Мусульмане разрушили крепость [города] Анджи. …Анджи был покорен в воскресный день месяца раби ул-аввал сто четырнадцатого года хиджры Пророка (май 732 г.) … забрав имущество правителя [города Анджи] в качестве трофея, [Абу Убейда] Джеррах прибыл в Дербенд".


Локализация крепости Анджи тесно связана с древним Семендером. Согласно местной исторической традиции, отраженной в "Дербенд-наме": "Город Семендер - это крепость Таргу. Анджи, …находился на берегу моря в трех фарсахах от Тарху". Вместе с тем, в "Дербенд-наме" утверждается, что Семендер - это Анджи (рукопись Казембека). Семендер - первая столица Хазарии, ее строительство арабские авторы приписывают шаху Хосрову I Ануширвану (531-579), правителю Ирана из династии Сасанидов (в дальнейшем хазарская столица под давлением арабов будет перенесена к устью Волги, в Итиль). Большинство исследователей, начиная с конца XIX в. отожествляют Семендер с современным дагестанским селением Тарки/Таргу (у города Махачкалы) и с его окрестностями (М. Казембек, Б.А. Дорн, Б.К. Малачиханов, В.Ф. Минорский, С.Т. Еремян, Л.И. Лавров, В.Г. Котович, М.Г. Магомедов).


Чем было обусловлено то, что Семендер отождествляется в исторической хронике и с Таргу, и с Анджи, расположенными друг от друга на расстоянии нескольких километров? Ответ на этот вопрос предложил археолог, профессор М.С. Гаджиев. Наличие двух (даже трех!) названий за одним объектом было обусловлено, по его мнению, особенностями сложившейся в раннем средневековье исторической топографии города: вероятно, в середине VI в. в период активной градостроительной и фортификационной деятельности Хосрова Ануширвана на Восточном Кавказе, вызванной активизацией кочевников, два городища, расположенных в стратегически важном Махачкалинском перешейке на расстоянии около 5 км друг от друга, одно (Таркинское или Таргу) - у склона г. Тарки-тау, а другое (Анджи-кала или Анджи-арка) - на возвышенности у моря, фактически архитектурно соединились двумя "длинными" стенами, перегородившими проход между морем и горами. Остатки этих стен сохранялись еще в начале ХХ века. Руины их видел, в частности, профессор А.С.Башкиров в 1924 г., который писал: "…между городом Махачкалой и аулом Тарки обнаружен ряд монументальных памятников, среди которых едва заметны фрагменты древних оборонительных стен, идущих от гор к морю (как в Дербенте)".

 

Сейчас можно только предполагать, что строительство этих стен, перегородивших Махачкалинский проход, относится ко времени строительной деятельности шаха Хосрова Ануширвана. Возведенные стены положили начало новому этапу в развитии исторической топографии Махачкалинского прохода, архитектурному переоформлению его. Этот город, соединивший оборонительными укреплениями два ранее существовавших здесь самостоятельных городища - Таргу и Анджи - получил в это время и новое имя Семендер. Кстати, как установлено специалистами это название имеет прозрачную среднеперсидскую этимологию - "Пограничные (крайние) ворота" от персидских слов саман и дар. И действительно, Махачкалинский проход представляет собой крайний (пограничный) проход между горами и морем вдоль дагестанского отрезка Прикаспийского пути. Севернее Махачкалы Приморская равнина резко расширяется. Южнее Махачкалы горы так близко подходят к морю только в районе Избербаша и Дербента.


Подобное явление изменения названия и некоторого сосуществования двух названий (старого и нового) наблюдалось и в Дербенте. Здесь, в период строительной деятельности Хосрова две оборонительные стены также перекрыли узкую полосу приморской равнины, положив начало новому этапу в развитии города, который получил и новое имя - Дербент (точнее Дарбанд). С этого времени жизнь с дербентского холма постепенно перемещается на равнину, под защиту городских стен. Но город сохранял еще до недавнего времени и свое более древнее название Чор, которое зафиксировано (начиная с барона Услара в XIX веке) в даргинском, кубачинском, лакском, аварском языках (Чулли, Чурул, Чор).


Резюмируя отметим, что в Махачкалинском проходе при образовании нового города, получившего наименование Семендер (правильнее Самандар), его составными частями стали более древние городища - Таргу и Анджи-кала. Правда, если в Таргу культурные напластования и архитектурные остатки этого древнего города, а также его некрополь (могильник) частично исследовались археологами, то, к сожалению, на территории Анджи-калы такие исследования не проводились.


Мы имеем только письменные свидетельства о существовании на этой доминирующей и стратегически важной возвышенности древнего города. Археологических свидетельств в виде находок керамики, культурных слоев, строительных остатков в силу сплошной застройки этой территории, не имеется. Отдельные попытки археологов в 1980-х гг. выявить их в срезах строительных котлованов не принесли успеха. К тому же, как свидетельствовал А.С. Башкиров, строительство Петровска и Махачкалы в начале ХХ в. активно велось за счет интенсивной выборки строительного камня из архитектурных остатков некогда существовавшего на Анджи-кале городища. Но можно надеяться, что хоть какие-то остатки еще сохранились. И поэтому особенно важным представляется археологический надзор за проведением земельно-строительных работ на территории Анджи-арки.