История

История  »   Искусство, культура, образование  »   ХАЛИЛ-ВЕК МУСАЯСУЛ И ГРУЗИЯ

ХАЛИЛ-ВЕК МУСАЯСУЛ И ГРУЗИЯ

[опубликовано 25 Ноября 2010]

Джавахишвили Николай

 

Всемирно известный дагестанский (аварский) художник Халил-бек Мусаясул (Мусаев) (1896-1949) является одним из достойных представителей когорты великих кавказских творцов [7, 50-51]. Он имел тесную творческую связь с Грузией и с грузинами.


Х. Мусаясул был родом из тухума (родовое объединение) Манижал, проживающего в Чохе (Авария). Его предки были военными и служили в армии Российской империи. В частности, дед – Мухаммад (Мохама) служил в дагестанской милиции, участвовал в Крымской войне (1853-1856 гг.) и 1854 году погиб во время сражения при крепости Карс [8, 17-44], а отец – офицер лейб-гвардии Исрафил-бек служил в личном конвое императора Александра II, а позже сделал карьеру военного чиновника в военно-народном управлении Дагестана [1, 70-71].


Известно, что правами свободных общинников (узденей) обладали не все проживающие в общинах Дагестана. К таковым относилось осевшее пришлое население – „апарагал“ (наемные работники, приглашенные мастера, кровники и др.). Отдельную группу составляли так называемые, переселенцы и вольноотпущенники – потомки некогда захваченных в бою или купленных рабов, которые со временем включались в тухумы. В Чохе было известно 6 таких больших групп.


Чохские тухумы описали: в 1882 г. – О. Каранаилов, в 1916 г. – Д. Бутаев [4, 295], а в 1927 г. – этнограф Г. Чурсин [9, 16], однако они не упоминают о тухуме Манижал. Любопытно, что сопровождавший Чурсина в поездке по Гунибскому округу в качестве переводчика брат Х. Мусаясула – Абдул-Каир, у которого он гостил в Чохе, не называл ему в числе тухумов аула свой род – Манижал.


Интересно, чем это вызвано? Можно предположить, что основоположник тухума Манижал обосновался в Чохе позже других и был из совершенно другого края. На наш взгляд, он был из Грузии, в частности, из Кахетии, соседного с Дагестаном региона, где до сих пор проживает род Манижашвили. По переписи 1995 года их численность во всей Грузии составляла 410 человек [2, 131].


Определенный период жизни и творческой деятельности Х. Мусаясула связан с Грузией. В 1910-1913 и 1916-1921 годах он в разное время жил в Тбилиси, где учился, дружил с видными деятелями грузинской общественности и участвовал в выставках. Он написал портреты многих грузинских деятелей. Их часть хранится в Грузии, в государственном музее и в частных коллекциях [3, 214-234].


После оккупации Демократической Республики Грузия войсками Красной армии РСФСР (1921 г.) Х. Мусаясул, как и многие грузинские патриоты, эмигрировал за границу. До конца жизни он сохранил тесные дружеские отношения с грузинскими эмигрантами [6, 231; 5, 83].


Таким образом, великий дагестанский (аварский) художник Халил-бек Мусаясул (Мусаев) (1896-1949) имел тесную творческую связь с Грузией и с грузинами. Можно предположить, что его предок, основоположник тухума Манижал, проживающий в Чохе, по происхождению был из рода Манижашвили, который является одним из коренных родов Кахетии (Восточная Грузия).



Источники и литература:



1. Российский государственный военно-исторический архив, фонд 407, опись 1, дело № 962, л. 71.
2. Силагадзе А., Тотадзе А., Имена и фамилии в Грузии, Тбилиси, 1997 (на грузинском языке).
3. Хомерики М., Письма, Тбилиси, 2006 (на грузинском языке).
4. Бутаев Д., Дорога из Кумуха в Гуниб через Чох, Известия Кавказского отдела Императорского русского географического общества, т. XXIII, № 3, Тифлис, 1916.
5. Джавахишвили Н., Борьба за свободу Кавказа (Из истории военно-политического сотрудничество грузин и северокавказцев в первой половине XX века), Тбилиси, 2005.
6. Джавахишвили Н., Из истории взаимоотношений грузинского и дагестанских народов в 1917-1921 гг., Материалы международной научной конференции: «Новейшие археологические и этнографические исследования на Кавказе», (Махачкала, 1-5. X. 2007 г.). Организаторы конференции: Российская Академия Наук, Отделение историко-филологических наук, Дагестанский научный центр, Институт истории, археологии и этнографии. Сборник «Археология, этнография и фольклористика Кавказа», Махачкала, 2007.
7. Муртазалиев А., Писатели Дагестанского зарубежья (Биобиблиографический справочник), Махачкала, 2006.
8. Мусаясул Х.-Б., Страна последних рыцарей, Махачкала, 1999.
9. Чурсин Г., Авары, Махачкала, 1995.