История

История  »   Искусство, культура, образование  »   В МАХАЧКАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕН ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ «АХУЛЬГО, ДАГЕСТАН, КАВКАЗ...

В МАХАЧКАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕН ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ «АХУЛЬГО, ДАГЕСТАН, КАВКАЗ...

[опубликовано 25 Декабря 2011]

Гамзатова Венера

 

21 декабря 2011 года

 

В Дагестанском государственном музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой представлен историко-художественный выставочный проект «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо». Он посвящен сразу двум датам - 120-летию со дня создания первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго» и 155-летию автора – художника Франца Рубо. Экспозиция юбилейной выставки рассказывает о творчестве известного русского живописца – баталиста последней трети XIX – начала XX веков Франца Алексеевича Рубо (1856-1928), о произведениях его знаменитого «кавказского» цикла (1885-1893) и об истории создания и трагической судьбе первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго», написанной Ф. Рубо в 1889-1890 годах.



В проекте представлены произведения Ф. Рубо на кавказскую тему из двух музеев республики – Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой и Дагестанского государственного объединенного музея им. А.Тахо-Годи. В подготовке проекта музею большую помощь оказал Московский музей-панорама «Бородинская битва», который любезно предоставил материалы для репродуцирования работ из своих фондов «кавказского» цикла Рубо и свои архивные сведения (фотографии, эскизы, документы, и т.д.), связанные с кавказским периодом творчества Ф.А. Рубо.



«Юбилей, как известно, прекрасная возможность не просто вспомнить, но, более этого, исследовать и рассказать о тех славных событиях и фактах нашей истории и культуры нынешним и будущим поколениям. Новые факты и события, большой научный, информационный и иллюстративный материал, введенный в проект, позволит зрителю больше узнать о своей истории и искусстве», - говорит автор и куратор проекта, заведующая отделом ИЗО музея Джамиля Дагирова.



По словам Д. Дагировой, произведения известного русского живописца-баталиста Франца Рубо, посвященные событиям Кавказской войны, являются центральным блоком, как экспозиции, так и коллекции музея в целом. Это 4 самостоятельных батальных полотна и подлинные фрагменты первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго», живописные полотна «Ахульго» (1888), «Штурм аула Гимры» (1891), «Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет» (1892), «Кто кого?» (1905). Они входили в серию картин из 17 произведений на тему Кавказской войны, которые Рубо создал по официальному заказу русского правительства Александра III в 1885-1893 годах «для увековечивания подвигов русской армии при завоевании Кавказа, а также русско-турецких и русско-персидских сражений».



«В первый момент, когда Джамиля Дагирова предложила сделать этот проект, я подумала, получится ли, рассказывает директор ДГМИИ им. П. Гамзатовой Салихат Гамзатова. - Потому что практически все работы Рубо находятся в экспозиции и нашего музея, и наших коллег в Москве. Поэтому главная составляющая этого проекта – это, прежде всего, научное освещение, поиск тех материалов, которых нет в собраниях наших музеев, иногда малоизвестных и недоступных. Мы хотим поблагодарить Московский музей-панорама «Бородинская битва» за огромную помощь в работе над проектом. На протяжении почти двух лет сотрудничества мы получили практически исчерпывающую информацию о творчестве и жизни Ф. Рубо и его «кавказских» произведениях. Для разработки и создания проекта ММПББ предоставил музею материалы по Кавказу из Фонда письменных источников, библиографические сведения и контакты (в частности архивы и рукописи Анина, Б. Эсадзе, издания и публикации музея), а также электронные копии высокого разрешения картин и рисунков Ф. Рубо, которые позволили нам изготовить репродукции для экспозиции выставки. Очень много материала было собрано куратором проекта о личности самого Ф. Рубо».



Центральным полотном «кавказского цикла» Рубо является картина «Штурм аула Ахульго». По накалу страстей, трагизму ситуации, художественным достоинствам эта работа – одна из лучших в цикле. Работа над ней так увлекла художника, что он задумал создать панораму на ту же тему. По замыслу автора, общий размер панорамы составил 120х12 метров, ее полотнище состояло из 6 равных кусков. Повреждений за 80 лет со времени написания панорамы образовалось множество - разрывы, трещины, изломы, бесконечные осыпи, а местами полная утрата красочного слоя, уже не говоря о том, что все краски потемнели от осевшей на них пыли. Рубо заказывал холст для панорамы «Ахульго» в Брюсселе и заплатил за него по тем временам огромную сумму денег - 4,5 тысячи рублей. Холст до сего времени достаточно прочен, и это обстоятельство во многом способствовало спасению уникальной живописи первой панорамы в России.



В Дагестан панорама попала в 1928 году по ходатайству Наркома просвещения Дагестана Алибека Тахо-Годи. Вал с картиной прибыл в Махачкалу на двух железнодорожных платформах. Люди, которые вряд ли понимали в те голодные годы ценность этой работы, вырезали из нее куски на портянки и папиросы, и привезенная в Дагестан, она долго не имела места экспонирования, лежала в запасниках Дагестанского краеведческого музея. В 1931 году директор музея Дмитрий Михайлович Павлов был арестован и покончил с собой в тюрьме НКВД Махачкалы. Какие ему были предъявлены обвинения, неизвестно. Где он был похоронен, его родные так и не узнали. Вероятно, запрет на темы кавказской войны и имени Шамиля, заботы о сохранении и экспонировании панорамы сыграли свою трагическую роль. Коллеги Д. Павлова спрятали шедевр Франца Рубо от греха подальше. Свернутая на вал она пролежала в несоответствующем музейным требованиям помещении несколько лет.



В 1930 году по ходатайству А. Тахо-Годи панорама была представлена на осмотр специальной комиссии во главе с художником В. Христенко. Развернув панораму прямо во дворе музея и увидев плохое состояние живописи, комиссия решила вырезать наиболее сохранившиеся фрагменты, а остальное, даже не сфотографировав и не сделав описание и запись о музейном экспонате, было приказано «сдать в утиль». И только три фрагмента общей площадью примерно 40 кв.м., грубо вырезанные из общего полотна, снова свернули и положили в то же хранилище. Остаток холста был списан и уничтожен.



Впервые после «уничтожения» панорамы о ней заговорил дагестанский скульптор Х. Аскар-Сарыджа (1900-1982), рассказавший в 1965 году о ее трагической судьбе молодому директору только что открывшегося Дагестанского музея изобразительных искусств П.С.Гамзатовой (1932-2000). Именно с ее именем связана история возвращения памятника Дагестану, дагестанскому народу, возрождение к жизни первой русской панорамы. После 40 долгих лет, 2 октября 1971 года, по инициативе дирекции Дагестанского музея изобразительных искусств и лично его директора Патимат Гамзатовой были осмотрены оставшиеся 3 полотнища панорамы «Штурм аула Ахульго» в присутствии старшего научного сотрудника Надежды Воронкиной, главного хранителя Надежды Идрисовой, художника - реставратора музея Николая Черемушкина, панорамиста, автора научных трудов в области панорамно-диорамного искусства В. Петропавловского.



На момент осмотра они представляли собой весьма удручающий вид - утраты составляли 40% на одном фрагменте и 20% на двух других. Об изображенном на холсте сюжете можно было только догадываться. Разрывы, трещины, изломы, бесконечные осыпи, а местами - полная утрата красочного слоя, все краски потемнели от осевшей на них пыли. К счастью, холст оказался достаточно прочным, и это обстоятельство давало надежды на спасение уникальной живописи. Тогда же были составлены первоначальное художественное экспертное заключение и смета на их реставрацию и фотографирование. Начался сложный период согласования с руководством республики и центром и ожиданий по организации реставрации фрагментов. Через 20 лет этот процесс был завершен. Министерство культуры РД и ДМИИ заключили договор на реставрацию всех трех фрагментов со студией «Росмонументискусство» (Санкт-Петербург), которая осуществила всю работу за три года (1989- 1991). Была произведена техническая реставрация двух, и художественная - одного фрагмента.


«Я думаю, что одной из особенностей этого произведения является то, что он запечатлел не просто славу русского оружия, как его просили, но и трагедию двух народов, вовлеченных в войну. Панорама «Штурм аула Ахульго» на протяжении всей своей сложной жизни волновала умы и сердца, внушала людям уважение к простым русским солдатам и дагестанским горцам, заставляя восхищаться их мужеством, самоотверженностью и героизмом, знать и понимать историю и искусство. Мы, глядя на эти отрывки должны подумать о том, что они несут нам. Они несут безжалостную правду о том, что несет человеку война. Мы должны поблагодарить людей, которые оказались причастны к тому, чтобы эта панорама сохранилась, кто пропагандировал и собирал информацию о личности этого художника, который так много для нас значит и мы всей душой желаем, чтобы эти кровавые дни никогда не повторились в истории Дагестана», - говорит С. Гамзатова.



По мнению заместителя министра культуры РД Магомедрасула Магомедрасулова, этот проект дает посетителям еще один повод для гордости за наше прошлое, возможность знать его лучше, ощутить себя в том времени, когда все это происходило. «Казалось бы, судьба свела две стороны – на одной защищающие свою землю, слабо вооруженные, но сильные духом горцы, на другой - многочисленная царская армия, которая имела цель покорить Кавказ. И именно сражение в Ахульго обозначило самую главную деталь – событие, которое называется Кавказская война. Параллель я бы свел со Сталинградом в годы Великой Отечественной войны. То есть это самое значимое событие, самая значимая битва, после которой и царское руководство, и сами горцы начали пересматривать свою позицию в данной войне».



Вторым значимым моментов замминистра назвал данное произведение искусства, взгляд на событие его автора, который находился по ту сторону – представлял царские войска, и, тем не менее, объективно отобразил те события. «Если бы было какое-то предвзятое отношение, ценность панорамы была бы меньше. Мы должны искренне поблагодарить художников того периода, которые объективно, по-человечески отобразили события на Кавказе».



«Эта картина пережила не меньше, чем участники той войны. Такое ощущение, что эти три фрагмента, которые дошли до нас, являются самыми ценными. Всевышний распорядился так, чтобы самые лучшие фрагменты достались нам, и наша цель, чтобы они дошли до следующих поколений. Благодаря русскому художнику мы в деталях знаем, как происходила битва в Ахульго и кто являются истинными героями в сражении, о котором говорит весь мир», - подчеркнул М. Магомедрасулов.