История

История  »   Искусство, культура, образование  »   ЛАНСЕРЕ И ДАГЕСТАН

ЛАНСЕРЕ И ДАГЕСТАН

[опубликовано 19 Марта 2012]

Путерброт Эдуард

 

Е.Е. ЛансереВ 1912 году впервые приезжает в Дагестан известный русский художник Евгений Евгеньевич Лансере. Целью его поездки был сбор материала для иллюстраций к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». В 1916 году повесть эта с великолепными иллюстрациями Е. Лансере была выпущена в Петрограде издательством «Р. Голике и А. Вильборг».


О работе над этими рисунками и акварелями интересно рассказал известный дагестанский краевед Б. Гаджиев в книге «Буйнакск в истории и легендах». Подготовительные рисунки, зарисовки с натуры, эскизы сейчас хранятся в собрании семьи художника. Этот период творчества мастера хорошо исследован и освещён искусствоведами.
Но во всех монографиях об академике живописи Е. Е. Лансере почти нет сведений о периоде с конца 1917 и до начала 1920 годов. Именно в это время художник живёт и работает в Дагестане.


Приехал он в Темир-Хан-Шуру поздней осенью, в ноябре, по приглашению известного революционера Магомед-Мирзы Хизроева. Евгений Евгеньевич приехал всей семьёй – с женой и двумя детьми, спасаясь от затруднений тяжёлого времени. «Кажется, я тебе рассказал ещё летом, что сюда нас звал один здешний мой знакомец, гражданский инженер, а теперь продовольственный комиссар и политический деятель. Последнее письмо в деревню было так заманчиво... мы почти экспромтом собрались и поехали», – пишет художник брату 1 декабря 1917 года. (Письмо цитируется по книге О. И. Победовой «Е. Е. Лансере», Москва, 1961). 

Приезд в Темир-Хан-Шуру не облегчает материального положения, политические перемены, отсутствие средств, работы делают и здешнюю его жизнь тяжёлой. Но список работ того времени, в котором указано большое число рисунков, акварелей, натюрмортов и пейзажей маслом, показывает, что творческая работа не прекращалась. 7 мая он записывает: «Художественного материала здесь масса – типы, да и пейзаж». В это время пишет он известный портрет Махача Дахадаева, портреты его жены и матери, близких и соратников Магомед-Мирзы Хизроева.


Для художника это не просто этнографический материал. В лёгких зарисовках, в рисунках видна большая наблюдательность, заинтересованность в передаче образов строгих, спокойных и мужественных людей. Лица у всех серьёзны, глаза смотрят живо, внимательно. Видно, близки автору изображённые им люди.


НатюрмортЛюбовь к дагестанской природе открыла в художнике интерес к романтическим мотивам в пейзаже. Большинство объектов для зарисовок – непритязательные виды, спокойные и широкие, но любой пейзаж становится у Лансере монументальным. Чёткие линии рисунка передают настороженность, делают пейзажи свидетелями трудного времени. Художник ставит для себя задачи передать всё многообразие окружающей природы, яркость света, дневной зной, вечернюю прохладу, чистые дали. Здесь уже начинает складываться основа понимания южного колорита, которая позволит автору в дальнейшем создать прекрасные пейзажи Грузии, Армении и горного Дагестана.


Чаще всего у него золотые тона на свету и тончайшие, нежные переливы холодных тонов в тенях. Позднее он запишет: «Яркость света даёт на юге ясное ощущение рефлексов и взаимовлияния цветов».
Работает он преимущественно темперой, считая её наиболее удобным материалом для быстрых этюдов, рисунки чаще всего выполнены углём, цветным карандашом и подцвечены акварелью.


Большинство работ 1917–1918 годов хранится в Дагестанском краеведческом музее и в Музее изобразительных искусств, два редких по красоте натюрморта – «Овощи» и «Фрукты» – в Государственной галерее Армении, небольшой пейзаж «Аул в Дагестане» – в музее-квартире И. И. Бродского в Ленинграде.


В мае 1918 года в Темир-Хан-Шуре устанавливается советская власть. С первых же дней Евгений Евгеньевич вовлечён в культурную и организаторскую работу. Он становится одним из художников общественно-политического и литературно-художественного журнала «Танг Чолпан», ставшего с 10-го номера органом Дагестанского областного военно-революционного комитета.


Кладбище в Темир-Хан-ШуреХудожник с радостью берётся за известное и любимое дело. За плечами огромный опыт мастера книжной и журнальной иллюстрации. Он работал в широко распространённых и популярных изданиях «Аполлон», «Новый сатирикон», «Мир искусства», в боевых революционных журналах «Жупел», «Адская почта», «Зритель».
Рука Лансере видна на обложке 12-го номера «Танг Чолпана» – символическом рисунке с подписью «Пора за работу – строить новую жизнь». Изображён горец с лопатой, в раздумье рассматривающий дымящиеся развалины домов, растерзанные книги, порванные провода.


Под рисунком на обложке нет подписи художника, но сочный штрих, особого рода графическая «живописность», характерный силуэт фигуры горца позволяют установить авторство. У рисунка резкие прерывистые штрихи, передающие объём, манера исполнения близка к шмуцтитулам и заставкам Лансере в книге «Венок Врангелю» – умершему историку искусства (1916 г.).


Подтверждает авторство и особое написание шрифта русского текста. Над рисунком в своеобразный орнамент сложились арабские буквы названия журнала «Танг Чолпан». Написание названия журнала, безусловно, большое достижение графика в искусстве шрифта.


Без сомнения, Е. Е. Лансере принадлежит и литография – портрет Г. В. Плеханова на обложке следующего номера «Танг Чолпана». Портрет помещён в рамку-венок из лавровых и дубовых ветвей, сделана надпись «Г. В. Плеханов» русскими и арабскими буквами.


В аналогичной рисункам к «Хаджи-Мурату» Л. Н. Толстого манере выполнены литографированные на камне автором портреты Шамиля и Хаджи-Мурата – приложения к журналу и рисунок «Сдача селения Гимры советской власти в 1918 году».


Хаджи-МуратПосле временного падения советской власти в Дагестане в сентябре 1918 года журнал «Танг Чолпан» перестал выходить. Начались тяжёлые дни для художника, стало трудно с продовольствием, преподавание в гимназии давало немного денег. За весь 1919 год художник делает лишь десять зарисовок и несколько акварелей.
Евгений Евгеньевич уезжает в конце 1919 года сначала в Ростов, где находит работу в литературно-художественном журнале «Орфей». Здесь он сотрудничает с И. Билибиным, М. Сарьяном и Силиным. Затем уезжает в Тифлис. Лишь после установления советской власти в Грузии художник находит постоянную работу. Он назначен профессором Закавказской Академии художеств.


В годы жизни в Тифлисе он не прерывает связи с Дагестаном. У него живут молодые дагестанские художники, приехавшие изучать культуру закавказских народов. Один из них, Джемал, становится учеником Лансере и в Академии художеств. Разговоры о путях развития искусства, поездки на этюды, позирование друг другу, портреты дагестанцев, живущих в Тифлисе, навсегда запомнились молодым дагестанским художникам. Жаль, что от этого времени осталось мало работ, не сохранился портрет Джемала, сделанный Евгением Евгеньевичем, и лишь одна живописная работа Лансере 1921 года – «Дагестанец Мусаев» – напоминает о том памятном для рождающегося дагестанского искусства времени.


В 1925 году по инициативе и на средства дагестанского музея в горный Дагестан направляется художественная экспедиция. В составе экспедиции – Е. Е. Лансере с сыном и Муэтдин Джемал. Сотни этюдов, зарисовок привезли они из Гунибского округа. Большая часть их хранится сейчас в двух наших музеях, несколько – в музее искусств Грузии.


В 1927–1928 годах Евгений Евгеньевич снова в Дагестане. На этот раз с конкретной целью – собрать материал для иллюстраций к рассказам Л. Н. Толстого. Поездка по терским станицам, пребывание в Кизляре дали 24 зарисовки, которые он показал на выставке в Махачкале, в научно-исследовательском институте. Здесь места, связанные с пребыванием Л. Н. Толстого в Старогладковской и в Кизляре, портреты родственников некоторых толстовских героев, наброски старинных казачьих костюмов, старых улиц. В 1931 году художник заканчивает самое крупное своё произведение о Дагестане.


«...Удивительный по силе реализма, исторической достоверности, драматической напряжённости триптих «Красные партизаны Дагестана спускаются с гор на защиту советской власти», – пишет народный художник РСФСР Н. Ромадин.


Этот триптих, хранящийся в Махачкале, нам особенно интересен как первое живописно-монументальное произведение, рассказывающее о годах становления новой жизни.
На проходившей недавно в Москве выставке художников автономных республик РСФСР работы народного художника РСФСР Е. Е. Лансере представляли Дагестан рядом с работами его ученика М. Джемала и новыми поколениями дагестанских художников.


Велика заслуга Лансере в деле становления изобразительного искусства Дагестана. Он по праву считается учителем первых художников Дагестана, первым, рассказавшим о новом Дагестане. Но удивительно, что яркие страницы первых лет дагестанского искусства не нашли отражения в дагестанском искусствознании, нет ни одной книги, брошюры об этом времени, о взаимовлиянии культур. Имя академика живописи, лауреата Государственной премии СССР Евгения Евгеньевича Лансере должно с благодарностью вспоминаться грядущими поколениями дагестанских художников. Оно должно быть увековечено и в Буйнакске, в том городе, где он прожил нелёгких два года (ведь есть же мемориальная доска на его доме в Тбилиси). Ждёт своего исследователя и графика журнала «Танг Чолпан».



Журнал «Советский Дагестан», Махачкала, 1972 г., № 4