История

История  »   Джелал-Эд-Дин Коркмасов  »   СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ И ВОЗЗРЕНИЯ ДЖЕЛАЛ–ЭД-ДИНА КОРКМАСОВА

СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ И ВОЗЗРЕНИЯ ДЖЕЛАЛ–ЭД-ДИНА КОРКМАСОВА

[опубликовано 2 Ноября 2009]

Абдулаев М.А.

 

 

 

 

Сегодня, в этот особый день, отмечая знаменательную дату выдающегося человека, я с гордостью осознаю, что лепта моего труда, внесенного за истекшие годы, как первого обратившегося к изучению идейно – политического наследия Д. Коркмасова, не пропала даром.

За этот период мной опубликовано десятки работ. Но огромный архивный материал ставший нашим достоянием и, еще не введенный в научный оборот предоставляет неограниченные возможности для пересмотра многих подходов и оценок его воззрений и жизни - деятельности.

Не будет преувеличением сказать, что Д -Э. А. Коркмасов был одним из великих дагестанцев, выдающимся революционером, общественно – политическим и государственным деятелем, незаурядным мыслителем и публицистом.

Нередко наши ученые ревностно относятся к публикациям, характеризующими наиболее заслуженных деятелей другой национальности, а надо бы не противопоставлять их друг другу, не сваливать всех в одну кучу, превращая историю в бесформенную массу,
а воздавать каждому из них по истинным заслугам.

Для Коркмасова с юношеских лет основные социальные идеалы составляли принципы социальной справедливости, освобождение народов от национального и социального гнета.

Борьбе за эти идеалы он посвятил всю свою сознательную жизнь.

Формирование этих идей, вероятно, обусловлено, с одной стороны семейно – родовыми традициями – дед его мюрид Шамиля, мулла Мустафа был расстрелян царскими властями « как бунтовщик», отец в знак протеста против произвола властей ушел со службы в чине гвардейского штабс – капитана, с другой, сложной социальной – политической реальностью страны и его родины, учебой в Ставропольской гимназии конца Х1Х века, переходного исторического периода обусловленного широким пробуждением в России и особенно в среде интеллигенции народнических настроений, увлечение революционно – демократической литературой.

Пребывание в Париже ( 1898 – 1903 гг.), участие в социалистическом движении и общение с его лидерами Жаном Жоресом, Гэдом и другими прогрессивными общественными и политическими деятелями Франции и других стран, способствовали развитию революционных воззрений и укреплению у него социалистических идеалов.

Коркмасов пишет: « Я познакомился с рядом общественных деятелей, социалистами и анархистами, вошел в круг людей, боровшихся против буржуазного режима Франции, и мое сознание целиком перевернулось в сторону материализма и социализма.»

Вернувшись в Дагестан в 1903 году в связи со смертью матери Коркмасов пытается использовать на практике свои революционные идеи.

Он понимал, что добиться какого – либо прогресса в социально – политической жизни невозможно без организованной революционной политической силы т.е. революционной организации.

Так, по его инициативе создаются; Крестьянский Центр и Темир –Хан – Шуринская группа РСДРП, объединив сколько можно было из тех, кто в Дагестане стоял на общедемократических и социалистических позициях.

Ориентируясь на характер изменения общественно – политических отношений, он не отказывался от борьбы за эволюционный путь к социальному прогрессу, за улучшение жизни трудовых крестьянских масс, составляющих основную массу населения не только в Дагестанской Области, но и на Кавказе, как впрочем, и во всей России.

«Положение на Востоке таково, - говорил С.М. Киров ( очень высоко оценивавший деятельность Д. Коркмасова с которым он был не только очень хорошо знаком и дружен, но отношения которых были пронизаны глубоким единодушием) – что именно аграрный вопрос будет стимулировать массы»

Например, Земельный Комитет, руководимый Д. Коркмасовым до октября 1917 г., в целях облегчения положения горского трудового крестьянства, осуществил целый ряд положительных и эффективных мероприятий.

Выезжая в 1908 году в Турцию и редактируя уже там газету «Стамбульские новости» он преследовал две цели: оказания просветительского воздействия и влияния на возможные революционные процессы в мусульманских окраинах России и как можно шире, в период господства мировой колониальной системы, характеризуя, в частности, Османскую Турцию, как «удерживаемый силой конгломерат» пропагандировать суверенные права этих народов.

Для организованной пропаганды социалистических идей и ее практического влияния в Турции была создана Османская социалистическая партия при непосредственном участии Дж. Коркмасова, как одного из ее организаторов.

В этих же целях в столице Турции гор. Константинополь ( Стамбул) им открывается пансион, где размещались прогрессивно настроенные эмигранты из многих стран в составе Османской Империи, Европы и России.

При пансионе функционировала, организованная им, школа политических наук, в которой Коркмасов и другие лекторы, выступали по различным вопросам современности.

Анализ « Стамбульских новостей » показывает, что при всех сложностях условий страны он твердо стоял на позициях социального прогресса по всем вопросам.

Коркмасов в газете отмечал, что « этой стране еще чужды понятия свободы и прав граждан.» Понятно, что к оценке этих вопросов он подходит, прежде всего, как приехавший из Европы, по - европейски.

Но фоне провозглашенных прав и свобод в ходе младотурецкой революции, когда в реальной политике младотурок все явственней обозначился уклон к реакционному имперскому курсу и, как следствие – гнет цензуры, Коркмасов все чаще на страницах газеты, порой и в завуалированной форме, указывал на игнорирование интересов других народов империи, равно как мусульманских так и христианских и, осуждал нарастающий пантюркизм и панисламизм.

Не имея в настоящее время возможности опереться на более конкретные факты, свидетельствующие о вполне реальных контактах с КемалемАтатюрком на этом этапе зарождения социалистических групп в Турции, мы, однако, отчетливо видим влияние этих идей в последующей политике Ататюрка, в деле его борьбы за Республику ее суверенитет и независимость, основанные на принципах социальной справедливости.

В « Стамбульских Новостях» Коркмасов аргументировано отвергал измышления турецких коммунистов о том, что идеи социализма импортированы в Турцию из Европы.

В основу этой аргументации Коркмасов ставил экономический фактор. Он подчеркивал, что принципы социальной справедливости, идеи социализма, зарождающиеся главным образом среди рабочих, имеют, учитывая крайне низкий уровень жизни и фактическое бесправия, прежде всего, социально – экономическую почву.

Да и сам факт возвращения Коркмасова в Россию и Дагестан весной 1917 года, соотнося с направленностью его действий к совершенствованию социальных отношений в обществе предыдущего исторического периода, то с точки зрения развития объективных закономерностей и причинной обусловленности, учитывая накопленный опыт 1905- 06 г, а потом и 1908-1910 годов. совершенно последователен и абсолютно логичен.

Мы видим, что, как и в Турции, куда он устремился сразу же вслед за свершением младотурецкой революции весной 1908 г., его намерения теперь самым непосредственным образом связаны с произошедшей февральской буржуазно – демократической революцией, в ходе которой, как форма абсолютизма было низложено самодержавие и в политическом отношении Россия приступила к осуществлению демократических перемен, был объявлен созыв Учредительного собрания и т.п.

Т.е. создались общественно – политические условия предоставляющие возможность более активного участия в общественно – политических жизни страны и оказании своего влияния в отстаивании национальных интересов на социальных началах.

Прибыв в Т-Х-Шуру и прежде чем перейти к реализации главных задач, он приступает к созданию организационного и политического центра.

Таким органом становится, созданная под его руководством для консолидации всех прогрессивных сил и, объединившая под своим началом небезызвестных общественных деятелей Дагестана – дагестанская Социалистическая группа.

Говоря о программе Социалистической группы, руководствуясь беспристрастностью, избегая, при этом, промежуточных, не редко крайне - субъективистских оценок, то ее, достаточно хорошо и, практически во всех сферах жизнедеятельности, можно пронаблюдать из установок выраженных ее лидерами; в выступлениях, воззваниях,
Обращениях, на собраниях, митингах, проводимых избирательных компаний и съездов, по конкретным решениям и делам характеризующих их деятельность этого периода нахождения у власти.

Одним из основных моментов, подмеченных кстати и в выступлении предыдущего оратора, сославшегося на мою работу 1978 г.,« Общественно – политическая мысль в Дагестане в начале ХХ века», что Коркмасов акцентирует внимание не на политических свободах только, а указывает, что без экономического фактора они своей ценности не имеют.

Т.е. в базисную основу решения социальных задач, предоставленных политическими изменениями, предоставленных политическими изменениями, он кладет экономику.

Таким образом, социально – политическое и философское мышление Коркмасова и его миропонимание исходит из детерменистких начал и глубоко научных взглядов основанных на эволюции жизни и общества, обусловленных признанием всеобщей объективности, закономерностей и причинной связи всех явлений природы и общества, воли и поведения ее субъектов.

В упомянутой выше работе, изданной в Москве в издательстве « Наука», Главной редакцией восточной литературы РАН, глава о Коркмасове в основном преломилась через только что выявленную тогда коллекцию его уникального издания «Стамбульские новости».

Анализируя взгляды и отношение Коркмасова в ту эпоху я столкнулся с его, твердо сформировавшимися взглядами на социальный вопрос, но, говорил он: « что и в политике, и в научном объяснении общественных процессов необходимо исходить из признания примата экономических интересов.»

И, в завершении своей мысли в очередной раз, заостряя внимание на этой, выглядящей, казалось бы, по отношению к освещаемой теме подспудной экономической составляющей, хочу подчеркнуть, что это, далеко не так или вовсе не так.

Иными словами, вся последующая жизнь и деятельность ДжелалаКоркмасова, каких бы аспектов и сфер не касаться, свидетельствует, что и в этом вопросе он, с магистральной линии своих убеждений, никогда не сходил.

Даже отслеживая проблемы, легшие на его плечи в вопросах письменности и языка, что также содержит социальный характер, мы отмечаем все тот же всеохватный государственный подход Коркмасова с опорой на экономическую выгоду и целесообразность.

И, такой пример. Уверен, что мало кто обратил на это внимание в не так давно опубликованной статье И. Керимова «Последний экзамен».

А между тем, оставив ценные свидетельства и совершенно объективно повествуя в своих воспоминаниях об отношении российской знаменитости, академика Обнорского о Коркмасове, автор, вероятно и сам не придававший значение этому, привел еще одно доказательство тому, какое значение уделялось Коркмасовым экономическому фактору в деле латинизации письменности в СССР.

Почему, теперь я уделил столь большое внимание этим обстоятельствам?

Да потому что даже по прошествии стольких лет и здесь сама жизнь убеждая нас указывает на четкость ума, верность взглядов и правильности государственных подходов Коркмасова.
Я вспоминаю проблемы, с которыми столкнулся при издании названного труда, где давался совершенно объективный анализ, и то упорство с каким пришлось отстаивать тогда этот « не модный» взгляд.
Сегодня же, мы констатируем, что сухая политика, снисходительно относившаяся ко многим вопросам жизнедеятельности человека и, преимущественно опиравшаяся лишь на идеологический фактор, не редко оставлявшая за бортом научного внимания эти и др. столь важные моменты, опровергалась самой жизнью.

Однако, вернемся к моменту возвращения Коркмасова из Европы в Дагестан и созданию Социалистической группы.

Еще до возникновения марксистских организаций эта группу завоевала в Дагестане большую популярность и решительное влияние.

На Аграрном съезда в августе 1917 г., проходившем под председательствованием Коркмасова, она получила 80% голосов.

Социалисты победили и на выборах в Областной Исполком, в результате было сформировано правительство Дагестана во главе с Д. Коркмасовым.

Характеризуя действительность тех лет, А. Тахо – Годи писал, что «..все то что имело отношение к революции, делалось от ее ( Социалистической группы – М.А.) имени.»

Касаясь социального аспекта и, расширяя границы, а это в интересах полноты и объективности сделать необходимо, мы видим, что осознание этой насущной необходимости пришло к Коркмасову задолго до Октябрьской революции.

Идея, решения этой острой проблемы, сдерживающей развитие страны, давно витала в прогрессивных общественных кругах России, наглядные примеры тому мы видим и в Дагестане.

На заре ХХ века, в канун буржуазно – демократической революции в России 1905 – 1906 гг., Коркмасов, будучи действительным членом Общества просвещения мусульман Даг. Области, неоднократно поднимал вопросы, вызывавшие бурю негодования, о необходимости создания в Дагестане надлежащих условий для просвещения и представителей неимущих слоев населения.

Собранные нами материалы и источники убедительно показывают, что Социалистическая группа в 1917 – 1919 гг., стоявшая в те годы во главе революционного движения и советского строительства, вобрав предыдущий опыт своей деятельности, являлась единственной организацией, имевшей самое серьезное влияние на значительные слои населения Дагестана.

Та же мысль подчеркивается и в решении Кавбюро ЦК РКП(б) от 15 августа 1921 г., о зачете за заслуги Д. Коркмасову его партстажа с дореволюционного времени.

Конечно, возникали какие – то смешанные оппозиционные к властям и др. революционные группы, вроде общественного просветительского бюро, руководимого У. Буйнакским, кстати не в противопоставлявшего себя Соц. Группе, а работающего в тесном контакте с ней, но и они не обладали тем авторитетом, не играли и не могли играть в тех условиях существенной роли.

Совсем неслучайно, что именно У. Буйнакский, во время отсутствия Коркмасова, находившегося на П пятигорском съезде Советов Терских народов, где он представлял народы Дагестана, при образовании Областного Военно – Революционного Комитета( апрель 1918 г.) и избрании председателя правительства, предложил не чью – нибудь, а именно кандидатуру наиболее авторитетного и влиятельного политического деятеля – Д-Э. А. Коркмасова, которая была принята единогласно.

Отдельные незатейливые авторы пытались в свое время и этот момент преподнести не как выдающуюся роль и влияние Коркмасова в Дагестане, а за некий расчет Буйнакского, понимавшего –де расстановку сил не в пользу большевиков в Дагестане.

Однако, подобного рода аргументации, не имея под собой никакой питательной почвы, кроме интересов, выходящих далеко за пределы научного интереса и, тем самым,
во – первых, своими намеками бросали тень на совершенно не свойственный стиль поведения такой безупречной личности, как У. Буйнакский, не давшего в своей жизни ни малейшего повода для подозрений подобных наклонностей, а,
во –вторых; их абсурдность опровергается самим же Буйнакским


Вошедший в состав правительства руководимого Д. Коркмасовым в 1918 году и, находясь по его поручению в центре, откликаясь на кровавые события осени 1918 г. в Дагестане, он выражал серьезную тревогу в связи с известиями о гибели М. Дахадаева и аресте Д. Коркмасова, и, только с их именами связывая какие –либо надежды на победу, называл их «подлинными вождями горских трудовых масс.»

« М. Дахадаев и Д. Коркмасов, - писал он, - еще с революции 1905 г. в глазах дагестанцев были олицетворением свободы и уничтожением всех проклятых устоев, вдвойне давивших дагестанцев.» ( Газ. «Известии ВЦИК», 31.10.1918 г.)

Вот те примеры на которых рос и воспитывался юноша ( У. Буйнакский – М.А.) с гордостью называвший в последствии имена тех под чьим влиянием формировались его убеждения и система ценностей с 14-летнего возраста.

Что это? Лицемерие У. Буйнакского или незатейливая логика упомянутых ориенталистов.

Практически до самого 1937 г., не считая, правда, «качества» статей отдельных авторов, появившихся на кануне этих событий и также лежащих далеко за пределами науки, в местной и в общесоюзной печати высоко оценивалась роль Социалистической группы.

После репрессий в историко – партийной литературе, сначала появились вялые попытки, а со второй половины 40-х годов утвердилась установка, тоже по понятным причинам, подчеркивания во всех процессах, игнорируя фактический ход исторической действительности в регионах России, где надо и не надо «руководящей роли» ВКП(б) и, тем самым, путем рыхлого создания, состоящего из вымыслов и фактов, родилась мифология, подомнувшая заслуги Социалистической группы под свои узкопартийные цели и интересы, а исторической науке был причинен существенный вред ее развитию.

Дело доходило даже до того абсурда, что 20-е годы ХХ века – годы возрождения и расцвета, когда из пепелищ и буквально на голом поле возводились фабрики, заводы и комбинаты, шло широкомасштабное строительство в области просвещения, культуры и образования, не говоря уже о колоссальных достижениях в деле мелиорации и орошения, что неоднократно находило живой отклик и ставилось в пример на общесоюзном уровне, а по темпам своего развития Республика опережала общесоюзные показатели, данные о чем были представлены в только что озвученном докладе предыдущего оратора о « Деятельности председателя правительства Дагестана в восстановлении и развитии экономики Республики.» и, как отмечалось в нем, значение Республики нарастало и увеличивалось, находились те, кто сознательно и совсем неслучайно, а это имело место именно в годы застоя, скрывал и проваливал, как например это делал А.Г. Гаджиев в предисловии к брошюре «Глазами друга», факты истории, связанные не только с огромными заслугами Коркмасова, но и тем самым предавались забвению героические страницы боевых и трудовых подвигов дагестанского народа, договариваясь до того, что в эти годы, о которых с восторгом писал нобелевский лауреат Ф. Нансен, находилось – де в Дагестане ни больше, ни меньше, а всего лишь одна единственная фабрика.

На эти особенности « развития » исторической науки не раз обращали внимание дагестанские ученые, как например, имеющей большие перед ней заслуги и неоднократно сталкивавшийся на пути своих замечательных исследований с различного рода препятствиями покойный профессор Р.М. Магомедов.

О совершенно идентичных оценках, состояния общественно – политической жизни в Республике, подчеркивающих амбициозной влияние партийных структур на историческую науку говорил, например, и профессор М.Ш. Шигабудинов.

Прослеживая ход мысли ученого, прикладная деятельность которого была посвящена исследованию жизни другой знаменитости – Магомед – Али ( Махач) Дахадаеву мы приходим к его объективным выводам, изложенных им в научном сборнике « МахачДахадаев», изданного в 1999 году, где он писал о « большом влиянии Социалистической группы.. и об огромной популярности ее лидеров в Т – Х-Шуринском, Даргинском, Аварском, Андийском, Гунибском и Кази – Кумухском Округах», т.е. за малым во всем Дагестане и совершенно беспристрастно, заметьте, признававшего, что « по всем вопросам для Махача целиком разделявшего его взгляды и убеждения, единственным и непреклонным авторитетом был ДжелалКоркмасов.»

Вопреки навязываемым в известные времена установкам, как уже отмечалось выше, сложившихся со времен «культа», история свидетельствует об обратном, о выдающихся заслугах Социалистической группы в те годы и самого Коркмасова, которому решением Кавбюро ЦК ВКП(б) был установлен парстаж с 1 февраля 1917 года, т.е. с дореволюционного времени.

Весьма примечательно в этой связи выступление Г.В. ( Серго) Орджоникидзе и других ораторов на партийной Конференции 66 парт. Организаций; Дона, Кубани, Терека, Северного Кавказа и представителей Закавказских Республик, проходившей во Владикавказе в конце октября 1920 года.

Касаясь, в частности, состояние партийной работы в Дагестане, там, к примеру, отмечалось, что кавказским работникам кроме Коркмасова, которого хорошо знают не только в Дагестане, но и за его пределами, как коммунист никто не известен.

И в продолжение этой мысли на Совещании, подчеркивалась особенность того склада горской жизни, среда которой выделяет и оценивает не по Марксу, которого они не знают или иной формальной принадлежности, а отличительным качествам конкретного деятеля, обладающего кристальной чистотой.

А заявлено это было на очень представительном партийном форуме, где присутствовал ряд членов и секретарей ЦК ВКП(б).

Влияние и развитие самой ВКП (б), тем более в дали от центра – краях, областях и губерниях необъятной России, когда ее ряды по состоянию на сентябрь 1917 года составляли чуть более 24 тыс. человек, что не то, чтобы для огромной страны, но и в соотношении даже с миллионной численностью столиц ( Москва, Петроград), согласитесь, не очень существенно, в то время как на местах действовали достаточно влиятельные организованные и хорошо известные всему населению революционные организации, стоящие на платформе Советов.

На более позднем этапе, уже в условиях разразившийся гражданской войны, оказавшись перед угрозой опасности от наседавшей белогвардейщины, интервенции и борьбы с контрреволюции, в целях консолидации усилий был вновь поставлен вопрос о рациональности возвращения к опыту октябрьских дней – объединению политического руководства в лице Политбюро ЦК, утратившего было свою роль после переворота.

Вопрос инициированный в этой связи, членом ЦК и председателем Исполкома Коминтерна Г. Зиновьевым выносился на предстоящий ( март 1919 года) VIII съезд РКП.

Советское правительство Дагестана под руководством Коркмасова, а это совершенно небольшая на тот момент, но очень влиятельная группа членов Социалистической группы, работавших в условиях полной отрезанности Дагестана от центра в подполье, в феврале 1919 г. с возвращением У. Буйнакского, доставившего сведения из центра о политической ситуации в стране и выносимых на предстоящий в марте парт. съезд вопросов необходимости объединения всех революционных сил, созвала Конференцию.

Конференция была проведена в Кумтор - Кале, где базировался центр во главе Коркмасовым, в строго конспиративной обстановке.

На Конференции Соц. Группа, путем само –роспуска, свое существование прекратила.

Последующая же партийная ориентация ( вступление в РКП(б) членов Социалистической группы, что кстати никак не отражалось на преданности социальной идеи и их борьбе за власть Советов в Дагестане, происходила по разному и в разные годы.

Кстати, тоже самое происходило и по стране в целом. Спаянные единой идеей борьбы за власть Советов, представители целого ряда других революционных организаций вливались в ряды РКП(б), идущей под лозунгом « Вся власть Советам,»

На этой же Конференции, учитывая обстановку, условия и характер работы, правительство во главе с Коркмасовым было преобразовано в Военный Совет, которому вручалась вся полнота власти.

Председателем образованного Обкома РКП был избран У. Буйнакский, который в условиях подполья пробыл в качестве такового не полные три месяца, а после его ареста в мае 1919 г. его фактическим руководителем, протокольно зафиксированным на заседании в Баку в сентябре того же года и, в качестве такового остававшегося до ноября 1920 года, был Д -Э. А. Коркмасов, одновременно осуществлявший руководство Республикой на должностях соответствующего правительственного органа, менявших свое наименование в зависимости и с учетом характера быстро менявшихся в тот период событий.

И, как бы кому не хотелось, но документы вещь упрямая. Они свидетельствуют, что и на том этапе само образование в подполье никому неизвестного до того Обкома, имело весьма формальное, позже раздутое значение, поскольку решающее роль в дагестанских условиях определялась отношением к личностями за которыми шел народ, а не названием появившегося, тем более, в подполье, что естественно оставалось тайной известной очень узкому кругу лиц и по этой причине также, мало кому известного тогда в народе органа.

Да и Конференция эта, весь пафос вокруг которой, по понятным причинам, сводился в прежние годы к образованию Обкома, мы в целом ряде изложений сталкиваемся с явно преднамеренным перепрыгиванием через созданный провал; от прихода в Область Бичерахова ( август -сентябрь 1918 г.) к февралю 1919 года т.е. путем выкидывания из истории не больше не меньше добрых пол года важнейшего исторического периода и, это делалось, что очевидно, далеко не в научных, а пропагандистских целях, как элемент, связанный с прославлением более позднего порождения « культа» правящей партии и, что очевидно, связанного с намеренным забвением заслуг Социалистической группы.

На деле же, событие это ( Конференция) конечно же имело место, но все, как представляется, происходило несколько иначе и многие нюансы еще требуют тщательного и досконального исследования, могущих пролить свет на многие вопросы.

Но если на все эти и другие вопросы исторической науки еще предстоит ответить, устранив имеющие недочеты и заполнив образовавшиеся пустоты, то уже сегодня абсолютно ясно, что созванная 16 февраля 1919 г. в сел. Кумтор – Кала Конференция, нигде в ином месте, кроме как в месте нахождения Д. Коркмасова ( подпольном центре), из которого им осуществлялось повсеместное руководство, на что указывают многочисленные и некогда сокрытые источники, учитывая беспрекословное влияние и авторитет, проводиться и не могла.

Совокупность оцениваемого материала выявляет в этой связи уйму противоречий даже в том плане, что в целом ряде документов речь идет не о «Конференции», название которой появляется также в более поздний период, на более раннем этапе, именовался «Съездом», созванного Социалистической группой, что с точки зрения особенностей развития революционного процесса в Дагестане совершенно естественно.

И, например, на таком партийном форуме, как 4-ое ( закрытое) Совещание ЦК ВКП(б) с руководителями национальных Республик и Областей, проходившего в июне 1923 года в Москве, на котором присутствовало все руководство партии и государства, Коркмасов, касаясь данного момента в своем докладе, что не встретило никаких возражений ни на Совещании, ни в последующее десятилетие, говорил: « ..в 1919 году совместно образовали коммунистическую партию Дагестана.»

Это краткое, абсолютно точное и далеко не единственное свидетельство человека, являвшегося ключевой фигурой на всех этапах быстро меняющейся политической жизни в Дагестане с начала ХХ века, прямое и очень важное доказательство в пользу наших выводов о нарушенной последовательности и объективности в изложении событий.

И, такой пример, в телеграммах и переписке СНК, Реввоенсовета, ЦК РКП и Наркомата иностранных дел отмечается, что в Дагестане, а речь идет о конце 1919 года, в борьбе за свободу, во главе которой стоит Шейх – уль-Ислам А. Акушинский, «скрытой пружиной восстания являются социалисты. Ими создан Штаб фронта, организуется окружные штабы», возглавляемые Коркмасовым.»

О том, что Коркмасов в Совете Обороны Северного Кавказа и Дагестана был главной политической фигурой, определяющей стратегию и тактику, свидетельствуют воспоминания Мустафы Бутбая в его донесениях Ататюрку.
Эмиссар, прибывший в Дагестан в целях установления контактов с личностью, оказывавшей на происходящие процессы определяющее влияние, по совету же А. Акушинского встретился с Коркмасовым.

Рассказывая о своих впечатлениях от встречи он скажет: « Не родились ли идеи великой свободы и независимости от устремлений и решений идеалистов, подобных ему ( Коркмасову – М.А.) Он крепко держался за свой идеализм, и если среди сынов Кавказа имелось бы некоторое количество таких идеалистов, и они были бы с нами, то никогда не упустили бы наших шансов, Кавказ был бы нашим. Мне показалось, - пишет Бутбай, - и это я не сразу заметил, что слепо следую за его мыслями. Я поймал себя на том, что возвеличиваю его доблести. Для нас совсем было бы не выгодно оказаться его врагами. ДжелалКоркмасов во главе всей власти в Дагестане» ( Воспоминания о Кавказе. Перевод академика З.М. Буниятова. М. 1993 г., С.16)

Не менее интересны, в этой связи и свидетельства другого современника, представителя противоположного политического лагеря – Гойгова. Описывая в своих мемуарах ( они публиковались в республиканской газете «Новое дело» и в редактируемом мной журнале «Мысль») обстоятельство того, как после разгрома белыми на Тереке, их группа, состоявшая из достаточно известных деятелей во главе с Орджоникидзе ушла с Северного Кавказа в Тифлис, а затем, когда Дагестан поднял знамя освободительной борьбы против Деникина, возвращалась обратно, то, в целях согласования ( КК и ГКК), поиска решений связанных с объединением усилий в борьбе, они прибыли повстанческого движения сел. Леваши, где состоялась встреча с ДжелаломКоркмасовым.

Отмечая поразительное влияние на окружающих, которое имел Коркмасов, Гойгов сообщал, что его позиция для всех имела решающее значение.

Оба эти примера, объединенные беспристрастными оценками, исходящими из полярных источников, предоставляя в наше распоряжение очередные уникальные свидетельства, также способствуют беспристрастным оценкам и объективным выводам о роли и значении Коркмасова.

Стремление к объективному изложению истории, чему мешали и годы «культа» и более поздний этап «развития» историко – партийной литературы, содержащей очевидный ориентализм, обусловленный амбициозными установками и интересами отдельных групп в партийном руководстве республики, ни на секунду не затмевает благородной личности У. Буйнакского, посвятившего себя торжеству социальной справедливости и, принявшего во имя этого героическую смерть.

Насущная необходимость в пересмотре подходов и оценок, вопрос не впервые поднимаемый учеными, настала давно. С попеременным успехом тянулось это, пожалуй, с конца 50-х.

Но, если тогда и до 1991 года в условиях монопольного засилья и влияния на изложение событий, мешавших и сдерживавших в подходах и трактовках, развитию и прогрессу исторической науки нового и новейшего времени, это как - то объяснимо, то, как объяснима последующая тянучка, связанная не иначе как с доктринерством.

Воздавая должное У. Буйнакскому, мы не вправе, искажать историческую правду, пренебрегая выдающиеся заслуги дагестанской Социалистической группы, которая для него самого в лице ее лидеров была «олицетворением свободы Дагестана,»

В противном случае, вещая с трибун о высокой морали и нравственности, а на деле предавая забвению славные, героические и трагические страницы истории своей родины, мы скатываемся к обычному лицемерию, губительнейшему средству в деле воспитания нынешнего и последующих поколений.

Ведь мысль о дне грядущем, если не опираться на историю, лишена элементарного смысла.

И в этой связи, также возвращаясь к Коркмасову, следует подчеркнуть, что к теоретическим и практическим проблемам он всегда подходил исключительно во взаимосвязи с проблемами социального прогресса, его высшего проявления – социальной справедливости.

Коркмасов уникальная высоко интеллектуальная личность, сумевшая сделать невероятно много для страны.

В заключении считаю важным сформулировать несколько выводов:

Во – первых, Коркмасов один из самых выдающимся революционеров, общественно – политических и государственных деятелей Дагестана и не только ХХ века.

Он являлся руководителем «Крестьянского центра», группы РСДРП, Социалистической группы, Областного Исполкома, Областного Военно – Революционного Комитета, Военного Совета, председателем Даг. Обкома ( после 2-х месячного пребывания на этом посту Буйнакского), Совета Обороны Северного Кавказа и Дагестана, Ревкома ДССР, Совнаркома Дагестана и пред. Экономического Совета т.е. неизменным руководителем Дагестана в его самый сложный исторический период, который когда – либо он переживал, на протяжении не полных 15 лет, а в качестве неформального лидера с ним связана и вся его дореволюционная история ХХ века и не только, заметьте в Дагестане, но и в других странах.

Однако, оглашение перечня высоких постов, занимаемых Коркмасовым, вовсе не приговаривает нас к мысли об отнесении его, руководствуясь лишь этой формальностью, к выдающимся личностям.

Скорее, отмечая его неизменное руководство и лидерство, мы видим, что по своему интеллекту, пониманию социальных задач, умению бороться и отстаивать свои взгляды и убеждения, быть чрезвычайно ответственным за слово и дело и, отдавая дань его высоким личностные качествам и организаторским способностям, выгодно отличавшихся от многих других известных деятелей в его окружении, незаурядная среда которых сама неизменно выдвигала его своим руководителем, одновременно фиксируя уникальное взаимодействие талантов, совершенно не свойственное в обычной чиновничье практике, отдающих заслуженное предпочтение большей одаренности.

Но таковы были возможности, дух и атмосфера, созданные и существовавшие в первые десятилетия советской власти, кстати, раскрывшей и выявившей тогда из народной среды не мало способных и талантливых дагестанцев.

В принципе, исходя из вопросов относящихся к управленческой науке,- это идеальный вариант, когда не только основная масса народа, но и ближайшее окружение, не формально воспринимает твое пребывание в кресле, а видит в тебе руководителя и хочет тебе подчиняться.
В жизни и деятельности ДжелалаКоркмасова, образ которого никак не увязывается с креслом, именно так и происходило.

Авторитет и уважение к нему быль столь высоки и сильны, что несмотря на существующее положение о недопустимости совмещения одной личности двух руководящих органов Республики, он и в условиях первых лет сов. власти и гражданской войны и в процессе мирного времени, когда коммунисты на партийных Пленумах и конференциях не раз поднимали вопрос и принимали такие например решения, как в 1924 г., избрав его Председателя Совнаркома ДССР и, невзирая на мнение ЦК, ответ. Секретарем ДК РКП(б).

Не попытки скрыть и затушевать, а следование объективности неизбежны с обоснованиями, к которым приходят не только дагестанские и крупные российские ученые, общественные деятели России, но и ученые и общественно – политические деятели зарубежья, называя его « революционным вождем Дагестана», утверждать обратное, значит калечить историю, а с ней и сознание народа.

Считаю необходимым подчеркнуть и то, что Коркмасов с первых дней образования Советской власти в Дагестане отстаивал идею его самостоятельной субъектности в составе РСФСР и СССР.

Этот статус, основанный на верховенстве основного закона Республики, в конце концов, был восстановлен в 1924 году.

И, стало это результатом глубоко научных обоснований, в основе которых лежал опыт всего предшествующего исторического развития Дагестана, содержащихся в многочисленной переписке, докладах, письмах и выступлениях, начиная с 1921 г., а сама идея, что важнее, своими корнями уходит и в еще боле раннюю историю.

Во – вторых, Коркмасов был одним из наиболее авторитетных государственных деятелей в РСФСР и СССР. Он неизменно избирался членом ВЦИК и ЦИК Союза ССР, на ряду с высшими руководителями страны входил в составы Президиумов Всероссийских и Всесоюзных съездов, избирался членом Президиума ВЦИК РСФСР, входил в состав различных Всесоюзных и парт. Комиссий на съездах и Пленумах ЦК.

В соответствии с решениями февральского 1923 г. Пленума ЦК был избран в «Комиссию 19 » для работы в Секции ХП парт. Съезда, созываемого, в связи с образованием СССР, для выработки вопросов национальной политики и в соответствии с этим вошел в состав Комиссии по национальному вопросу на Северном Кавказе и одновременно являлся членом Малого Президиума Северо - Кавказского Край.Исполкома.

Вопрос о переводе на руководящую должность в Москву был согласован с ЦК в конце 1931 года и решением состоявшемся на Президиуме ЦИК СССР единогласно избравшего его зам. Секретаря Совета Национальностей ЦИК Союза ССР, одновременно с кураторскими функциями, как члена Ученого Комитета и Комитета по культам при Президиуме ЦИК Союза ССР, за издательской деятельностью, ученых и научных учреждений, культовым вопросам, а также председателем Всесоюзного Центрального Комитета нового алфавита при Президиуме ЦИК СССР.

В – третьих, мы имеем все основания считать его широко эрудированным деятелем международного масштаба.
Об этом же свидетельствуют и материалы издаваемой им газеты «Стамбульские новости». За ними мы видим его глубокое понимание экономических, социальных, межнациональных и международных проблем.

Весьма смелую и злободневную мысль: не принимать во внимание утвердившееся мнение об агрессивности и исконной враждебности к России Турции, высказанную Коркмасовым, мы находим на страницах « Стамбульских новостей.»

Такие отношения выгодны, отмечается там, Турции в международном плане, в частности для урегулирования Кипрской вопроса и мира на Балканах.

Коркмасов пользовался большим авторитетом и за рубежом. Он обладал дипломатическим и ораторским искусством, его знали и не забывают до сих пор во многих странах Европы и Азии, имел личное знакомство и поддерживал дружбу со многими общественными и государственными деятелями этих регионов.

Его известность и популярность среди прогрессивных деятелей стран Востока и Турции, где в начале ХХ века он выпускал первый русскоязычный иллюстрированный еженедельник « Стамбульские новости», значительно возросла после съезда народов Востока, состоявшегося в сентябре 1920 года в Баку, где он не только выступил с захватывающим и интересным докладом, но и переводил европейских и восточных ораторов; представителей и руководителей делегаций разных стран, съехавшихся на съезд, с одного языка на другой и обратно.

Он вошел в состав, избранного этим съездом, руководящего органа « Совета действия народов Востока» и, его постоянный Президиум.

Он стоял у истоков образования СССР.

Следует признать, что он сыграл значительную роль в прорыве международной блокады и в достижении полного признания СССР зарубежными странами.

По поручению Союзного правительства он вел переговоры в разные периоды в составе делегаций и лично с правительствами Турции, Италии, Франции и др. в интересах СССР.

Может сложиться мнения, что не все положения нашего доклада посвящены непосредственно социальным воззрениям. Но вся его деятельность, в том числе как члена Президиума « Совета действия народов Востока» и дипломатического представителя РСФСР и СССР в зарубежных поездках и переговорах служили задачам социального прогресса, укреплению экономических и культурных связей народов нашей многонациональной страны с другими европейскими и восточными странами.

И в качестве очередного доказательства тому, мы вновь обращаемся к ДжелалуКоркмасову, который, как бы подводя итоги своей жизни и деятельности, писал:
«… вопросы социологии, антропологии и социализма оставались предметом моих исследований всю жизнь и остаются по настоящее время….»

Можно безошибочно утверждать, что вся деятельность Джелал – Эд – Дина Коркмасова была подчинена великой идеи социальной справедливости, а сам он являлся ее живым воплощением.
Я уверен, что нынешняя научная конференция будет началом нового подхода к оценке его наследия и огромной роли в жизни общества.

Из книги: Джелал-Эд-Дин Коркмасов выдающийся государственный и общественный деятель России и Дагестана. Материалы научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения. Махачкала, 2007.