История

История  »   Джелал-Эд-Дин Коркмасов  »   ПО НЕВЕДОМЫМ ЗАКОНАМ ЖИЗНИ

ПО НЕВЕДОМЫМ ЗАКОНАМ ЖИЗНИ

[опубликовано 6 Января 2011]

Коркмасов Анатолий

 

(коментарий к статье « Семья Каплановых) 

А. Д-Э. КОРКМАСОВ .

Москва, 22. 11. 2010 г.


Чуть более двух лет минуло со дня, как по получения из германского Хайдельберга бесценного для нашей истории документа - письма Р. Капланова – Д. Коркмасову, присланного его внучкой Г.И. Окуневой ( Каплановой) и, опубликованного под названием: « Я хотел бы сознавать, что делаю полезное и значительное дело» ( Газ. «Времена», №-160, 29.08.2008 г.)я, в продолжении начатой тогда истории, вновь возвращаюсь к нему. 

Рашидхан Капланов. Рисунок Е.Лансере. 1919 г.Джелал-Эд-Дин КоркмасовСодержание самого письма, - напомню читателю,- «писанного в самый разгар дискуссии о языковом строительстве в СССР, развернувшейся по всей стране, вслед за прошедшим в начале 1926 г. в Баку 1- ым Тюркологическим съездом, наглядно деманстрировало национально – патриотические устремления автора – высокообразованного человека, подлинного интеллектуала и интеллигента, преисполненного сознанием помочь, внести свою лепту в общее дело возрождение Родины.»

В комментарии сопровождавшего документ, по мимо основной темы, затрагивались мотивы характеризующие отношения двух адресатов, имеющих давнюю и крепкую дружескую основу.

И именно в этом контексте, в нем речь шла и о другом документе чрезвычайной важности – письме Д. Коркмасова – Г. Орджоникидзе в Кавбюро ЦК и Азербайджанский Чрезвычайком об освобождении Р. Капланова, арестованного в апреле 1920 г. в Баку Особым Отделом Х1 Кр. Армии, о котором тогда я только обмолвился.

В поисках наиболее удачной подачи читателю, мои дальнейшие задумки, не суживались к ограничению его отдельной публикации. 

Выстраиваясь в увлекаемые версии они все более сводились к убеждению раскрытия этих обстоятельств из жизни и деятельности 2-х ключевых исторических фигур через призму освещения реальных событий ушедшей эпохи и, в этой связи, к более пространному и глубокому повествованию.

Время, поглащаемое работой, таяло, но мысль о необходимости, при любом удобном случае, доведения до читателя очень важного содержания этих документов не оставляла меня.

Вместе с тем, предчувствие подсказывало – жизнь, раскладом событий по каким то своим, неведомым нам законам сама распорядится и, выведя на верный путь предложит нужный вариант.

И я не ошибся.

Ознакомившись со статьей «Семья Каплановых», присланной, как отмечалось, спустя два года тем же адресатом,
на стадии подготовки к изданию центром «Сэфер» сборника, посвященного годовщине смерти Р.М. Капланова, я понял – это время пришло.

Раскрывшаяся передо мной картина, казалось бы не стороннего к известным обстоятельствам наблюдателя, являла
в ее работе откровение удивительно неожиданных подробностей и нюансов жизни.

Одновременно она, как нельзя лучше предоставляла и великолепную возможность для подкрепления этого возвышенного по искренности рассказа, исключающего какие-либо сомнения в его правдивости, прямыми доказательствами из давно отобранных и залежавшихся у меня архивных источников.

Более того, оперируя ими в этих целях, мы решали не только задачу познания удивительных взаимоотношений
двух политических деятелей, а с тем и давно минувших событий, но и вовлечением их в научный оборот, пополняли и расширяли источниковую базу.

Руководствуясь этой идеей и своими соображениями, учитывая теснейшую взаимосвязь выше упомянутой публикации 2008 г. с обстоятельствами изложенными в статье «Семья Каплановых», могущей явиться прекрасным и, в какой то степени, ожидаемым для читателя продолжением на страницах той же газеты, я обсудил это предложение с Галиной Исаевной.

Нигде, как на родине деда, - убеждал я автора и близкого мне человека,- не будет в первую очередь так нужно и важно ее живое слово, честное свидетельство из первых рук.

Тем более на фоне, по историческим меркам, совсем недавних и часто очень далеких от науки, агитационно – пропагандистких манипуляций, достаточно длительно имевших место в обстановке насаждения всеобщего исторического невежества, предвзятостей и предрассудков, в которой распространители «правды», в условиях полной закрытости, монополизируя информационное пространство создавали себе импозантный фон за счет популярной лжи.

И потому далеко не всегда наши представления об этих образах, и кстати образы «борцов за власть советов в Дагестане» здесь не исключение, потому как эти образы, а с ними и фактические обстоятельства прошлого, в целях создания удобных и выгодных мифов на разных этапах, достаточно кардинально менявшихся общественно – политических условий, имевших разные фазы развития в той же СССР ( путем широкомасшабного внедрении в ткань общественного сознания миазмов лживой «схемы» составленной «отцом всех народов» для описания истории во благо собственного «культа», расцветшего на коварстве изобретенной технологии - «враги народа», запущенной в оборот в условиях полного беззакония и приуроченной к массовым репрессиям 30-х годов, ставших полным национальным несчастьем народов), подвергались нещадной «идеологической» обработке и эксплуатации.

И, вот- не встречая возражений переправляю теперь ее творение вместе с плодами своего труда для их широкого обнародования в редакцию газеты «Елдаш».

На том, в далеко не законченной истории, что потребует отдельной работы, освещения многочисленных примеров из жизни Дж.Коркмасова, среди которых этот очень яркий, служащий критерием высоко нравственных отношений, свою миссию завершаю.

Статья Г. Окуневой (Каплановой), как дань памяти приуроченная к известному событию, конечно, не исчерпывает всей необходимости исследовательских устремлений.

Однако, ее неоценимый вклад не только в утолении давно накопившегося дифицита знаний о жизни исторических личностей.

Уверен, как важный источник объективно и очень выразительно отражающий из нутри реальную действительность, ставшей доступной благодаря ее решительной открытости, она отложится в историографии и станет надежным ориентиром в работе.

Ну а, заостряя внимание на присутствие в статье, как отметит читатель, стихов и четворостишей и, с тем раскрывая секрет очевидных дарований, замечу, что при желании автора творения ее могли бы составить отдельный поэтический сборник.

Итак,

«СЕМЬЯ КАПЛАНОВЫХ»


Галина Исаевна Окунева (по матери-Капланова).
Историк и журналист.


Чижик – так звали его в семье, а настоящее имя – Рашид он получил в честь своего знаменитого деда Рашид-хана Капланова, дагестанского князя, чья родословная восходит к временам глубокой древности; известного государственного и политического деятеля, одного из руководителей, после февральско- мартовской революции, борьбы народов Северного Кавказа за свободу и социально - демократические преобразования.

Он был главой и министром внутренних дел Горского правительства, одним из руководителей Союза Объединённых Горцев Северного Кавказа; работал министром финансов, а также министром просвещения и вероисповеданий в Правительстве Азербайджанской демократической республики; возглавлял Совет Терско-Дагестанского правительства и одновременно был в нём министром иностранных дел. Является основателем Бакинского университета *

Чижику повезло родиться в семье талантливых, глубоко порядочных людей и унаследовать от них лучшие качества.

Его отец – Мурад Рашидович Капланов - выдающийся ученый и инженер, Генеральный конструктор Спутника –  « Молния 1», автор изобретения «Автоматическая подстройка частоты», сыгравшего важную роль в развитии космической и радио-телевизионной связи; дважды Лауреат Государственной премии; награждён двумя орденами Трудового красного знамени и другими наградами.

Работал под непосредственным руководством Сергея Королева. Доктор технических наук, профессор, заведовал кафедрой «Конструирования и производства радиоаппаратуры» МИРЭА.
__________________________________________________________* Е.В.Пчёлов, В.Т.Чумаков, «Правтиели России от Юрия Долгорукого до наших дней», М. Изд. «ГрантЪ», 4-е издание, 2000г. Стр.192.
* Камиль Алиев «Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной», Махачкала: Республиканская газетно-журнальная типография, 2008, стр.202

„Капланов относился к категории людей, которым веришь с первой встречи. 

Это сродни чувству «любовь с первого взгляда…Таланта, энтузиазма, оптимизма и доброжелательности ему было не занимать...Коллеги и друзья, хорошо знавшие Мурада Рашидовича, высоко ценили его не только как блестящего специалиста, но и прекрасного, интеллигентного, остроумного и доброжелательного человека.»*
Мать Рашида – Лилиана Исаевнаа Капланова (в девичестве - Рамбах), родилась в интеллигентной еврейской семье в городе Харбине (Китай). Очень красивая, способная и умная женщина, обладавшая прекрасным чувством юмора.
В молодости она была артисткой и, судя по ее данным, вполне могла достичь больших успехов, однако, предпочла посвятить свою жизнь семье,- любимому мужу и обожаемому сыну, сыграв существенную роль в их становлении и карьере.
У Лили был хороший вкус, и она всегда выглядела очень элегантно. За бесконечный поток острот и неизменно весёлое настроение в нашей семье ее называли «Фонтанчиком», а мы, дети, очень её любили и бесконечно радовалась ее приходу.

В послевоенные годы, выйдя замуж за вернувшегося с фронта голодного и бездомного жениха – будущего отца Чижика- она проявила свойственную ей изобретательность: готовила «французскую» тушь для ресниц, упаковывала ее в изящные (абсолютно фабричного вида) ею же изобретенные и сделанные коробочки из плотной золотой фольги и сама же продавала её на Тишинском рынке.

Какое-то время это помогало семье держаться на плаву. Позднее свои дизайнерские способности она использовала при изготовлении дамских шляп; и здесь её фантазия не знала границ, а шляпы разлетались с большим успехом по головам состоятельных клиенток.
Эта творческая деятельность продолжалась довольно долго, правда, руки умницы-красавицы почти всегда были в краске, а вокруг неё царил в то время художественный беспорядок.
---------------------------------------------------------------------------*
Б.Черток «Ракеты и люди», 2-е изд., М.1999, т.3, стр.160-161.


Когда Мурад стал зарабатывать на «прожиточный минимум» для семьи, Лиля прекратила свою шляпную эпопею и вскоре превратилась в великолепную светскую даму:

«Чёрное море коричневых глаз,
Ум отшлифован, как будто алмаз,
Волос – то светлый, то тёмный, но рыжий…
Женщина, ты рождена для Парижа!»

Столь яркое впечатление она производила не только на меня.
Мурада и Лилю познакомила его сестра – Фатьма Рашидовна на встрече какого-то послевоенного Нового года. Любовь вспыхнула, как спичка, и тридцать три года они благополучно прожили вместе…
Дед Чижика – князь Рашид-Хан Капланов был высоко образованным человеком. «Самый

__________________________________________________________
* Джамбулатов Р. «Из истории города Хасавюрт»,КНКО. Вести. Вып.№12-14, Махачкала, 2006-2007г.г. www.Kumukia:23/11/20008

Несмотря на княжеское происхождение и доставшееся от отца очень внушительное наследство, он был убежденным демократом – социалистом и на этой почве ещё со времён учёбы дружил с замечательным человеком – Джелал-Эд-Дин Асельдеровичем Коркмасовым, в дальнейшем –выдающимся государственным и политическим деятелем СССР и с Серго Орджоникидзе.

Он получил блестящее образование в Сорбонне на юридическом факультете, владел минимум восемью языками: русским, французским, турецким, английским, немецким, арабским, кумыкским и азербайджанским.

Серьезно занимался самообразованием, прекрасно знал историю, работал в комиссии по реформе законодательства при Министерстве юстиции и преподавал право в Школе судей и в Гражданской школе в Константинополе,а с начала 20-х годов, - в Институте востоковедения в Москве. 

Князь Завит Капланов с сыном и дочерьюВо время учебы Рашид-Хан познакомился со студенткой медицинского факультета Сорбонны, Ольгой (Элькой) Ефимовной Аршон, еврейской девушкой из России, страстно в нее влюбился и женился вопреки воле отца. За это был проклят и лишен наследства. Спустя три года отец все-таки простил непослушного сына.

Ольга Капланова – бабушка Рашида - красивая и умная женщина - была очень обаятельна, хорошо пела, танцевала, писала стихи и тянула воз семейных забот, пока её любимый муж боролся за независимость Северного Кавказа.
В 1911 г. в Константинополе в семье Каплановых родилась дочь – Фатьма Рашидовна (1911-1982), моя мать, а в 1915 во Владикавказе - сын – Мурад Рашидович (1915-1980) – отец Рашида.
Воспитанию и образованию детей в семье уделялось очень большое внимание. У них была гувернантка – француженка ( в доме говорили на русском и на французском языках). Мурад с отличием окончил электрофизический факультет Московского энергетического института, а Фатьма – Московский институт Кооперации, успешно совмещая учёбу с преподаванием (в этом же институте) политэкономии. Преподавать она начала с 18-и лет.
Мураду было суждено стать отцом замечательного сына – Рашида Мурадовича Капланова, проявившего с самого раннего возраста необыкновенные способности, любознательность и добродушие. В трехлетнем возрасте он влюбился в книгу и она стала для него первой и единственной любовью. В последствии он скажет: книга составила «главное счастье моей жизни» Его домашняя библиотека насчитывала около 15 000 томов.
В 6 -7 лет он уже вполне осмысленно читал научные книги и мог себе позволить обсуждать «Капитал» с профессиональным экономистом - своей тётей Фатьмой. Очень рано серьезно увлекся географией и сохранил этот интерес на протяжении всей жизни. Когда бывал у нас, его невозможно было оторвать от большого глобуса, который был ваше Чижа, но как умело и толково он с ним обращался.
Уже тогда он знал названия всех материков и почти всех стран и столиц, множества городов, рек и т.д. и поэтому, на зависть нам, кузинам мог на равных со взрослыми играть в «Города».
Трудно поверить, но в его детской головке хранилось столько интересной информации по самым различным вопросам. Особенно он любил историю.
Было ясно, что мальчик обладает необыкновенными, феноменальными способностями. В наше время такие дети называются «индиго». 
Рашидхан КаплановУзнав что-то новое, он должен был срочно сообщить об этом всем, кто попадался на глаза.
Мысли при этом опережали слова, и некоторое время его речь буквально захлебывалась. Потом Лиля научила Чижика говорить спокойно и размеренно.
Наблюдать за ним было интересно и смешно.
Наши семьи были очень дружны, поэтому мы – дети Мурада и Фатьмы, часто встречались, а летом жили вместе на даче.
Кузины, относились к Чижику заботливо и нежно. Он действительно был очень забавным мальчиком.
Помню, как, приезжая к нам , он сочинял и рассказывал всякие небылицы, часто – под «музыку». За пианино обычно сидела моя старшая сестра Лора и извлекала из него душераздирающие звуки, то закидывая голову назад, то низко склоняя ее над клавишами, и без конца раскачиваясь из стороны в строну. Играть она, конечно, не умела.
Когда в доме собирались гости, Чиж принимал «важную» позу, выпячивал живот и, вальяжно расхаживая по квартире, бил себя в грудь своим маленьким кулачком и говорил «я знатный иностхганец». В то время букву «Р» он ещё не выговаривал.
Кто знает, - может быть, именно тогда он начинал осознавать себя человеком мира и, ведь действительно стал им в последствии.
Тогда же, вероятно, возникло его представление о человечестве как о целом и неделимом сообществе дружных и равных людей, не раздираемом на враждующие части различными религиями, партиями и предрассудками. Позднее это представление получило в его научных трудах детальное отображение и развитие.
С детства Чиж был абсолютно бесконфликтен, добр, доверчив и деликатен, вполне самодостаточен, независим от мнения окружающих и умудрился остаться таким навсегда. 
Няня с детьми. Мурад на руках, слева ФатьмаОднажды случилась большая беда,- он заболел полиомиелитом, и только благодаря самоотверженной борьбе Лили за жизнь и здоровье сына болезнь прошла почти бесследно, осталось чуть заметное прихрамывание. (Счастье, что Бог сохранил великолепную голову и психику мальчика.)
Но никогда, даже в юном возрасте, Чиж не комплексовал по этому, и вообще по какому бы то ни было, поводу. Да и кто станет обращать внимание на такую мелочь, когда перед тобой такое чудо, дар божий – интереснейший, образованнейший, остроумный, добродушный и абсолютно свободный человек, пленяющий тебя с первой же минуты общения раз и навсегда. «Ничто не нужно человеку так, как душа другого человека», - писал А. Платонов и был, безусловно, прав.
Помню, какое впечатление произвел он на членов еврейской общины города Гейдельберга (Германия) своим обаянием и тем, что с удовольствием легко и просто общался со всеми, кто к нему подходил, на их «родном» языке – немецком, французском, румынском, польском, молдавском, украинском и др. Рашид, как магнит, притягивал к себе людей; он их любил, и они отвечали ему взаимностью: «Я питаю дружеские чувства практически ко всем», - это его слова. У Рашида было много настоящих друзей, и он очень ценил дружбу. Никогда не слышала от него ни одного плохого слова о ком-то, даже в адрес тех, кто, как показала жизнь, оказались недостойны не только его дружбы, но и внимания.
С ним всегда было удивительно комфортно, интересно легко и весело. У нас с Рашидом было много общих привычек; некоторые из них раздражали окружающих, например,- бесконечные «напевки» одного и того же куплета из какой-нибудь песни или частушки. Ни голоса, ни слуха у нас не было вообще.. Часто под свою же «музыку» мы сочиняли, дополняя друг друга, какие то «складушки». А с каким аппетитом поедали всё, что попадалось на нашем пути, во время поездок по Германии и прогулок по Москве! Главное, мы никогда не раздражали друг друга. 
К сожалению, в зрелом возрасте мы редко виделись, и теперь я об этом бесконечно сожалею.
Но в последние годы после моего переезда в Германию, к которому Чиж относился снисходительно - скептически, он периодически навещал меня.
В последний свой приезд в мае 2007 г. Рашид совершенно неожиданно (у нас всегда были «чисто братские» отношения) сделал мне предложение. Перед этим он полдня ходил и напевал : «Я люблю свою кузину, подарю цветов корзину».
Учитывая, к тому же, что Чиж на десять лет младше меня, предложение, которое он повторил еще несколько раз и даже объяснил, что в таком браке нет ничего плохого, т.к. у евреев разрешается жениться на кузинах, я не восприняла серьезно, и даже не помню, что ему ответила. А спустя четыре месяца, когда узнала, что именно довело его до инфаркта, поняла, что Рашид просто искал у меня защиты, надеялся, что я помогу ему выйти из невыносимого положения, в котором он оказался «благодаря» своей доброте, доверчивости и верности данному слову...Но об этом немного позже. Как жаль, что тогда у меня не хватило ума понять, в чём дело. А он не хотел и не умел жаловаться.
И всё-таки где-то в тайниках души льщу себя надеждой, что предложение было сделано не только поэтому и не совсем случайно. Просто в то время мы оба были одиноки, а между нами всегда существовала какая-то невидимая, не зависящая от расстояний и времени связь,…общность. Нам всегда было хорошо, «свободно» и легко друг с другом. 
Что ж, теперь остается только благодарить Бога за то, что в нашей семье был такой необыкновенный и благородный человек, и я имела счастливую возможность с ним дружить.
Радостно возвращаться к воспоминаниям о наших поездках по Германии и то, с какой неукротимой жаждой впитывал он информацию буквально обо всём , даже о том, что казалось вообще совершенно неважным. Но для него не существовало ничего неважного, за исключением, конечно, его собственного быта и «нарядов»… Зато, как он любил поесть, и какие роскошные обеды устраивал он, приглашая меня в гости!...
Дом Каплановых даже в трудные времена был всегда открыт для друзей, и Рашид достойно продолжил эту традицию. Лиля - прекрасная хозяйка- содержала домашнее хозяйство в чистоте и красоте, прекрасно готовила, а, главное, радушно принимала гостей и искренне радовалась их приходу.
Встречи наших родителей всегда были веселыми, наполненными интересными разговорами и искромётным юмором.
Это было непринужденное общение равных по духу, открытых, умных и мужественных людей, сохранивших свое достоинство и оптимизм даже несмотря на испытания, которым их подвергла жизнь.

У незаурядных людей, как правило, не бывает простых судеб, особенно когда во главе государства оказываются маньяки.
И семья Каплановых – яркий тому пример.

Началось с Рашид-Хана Капланова .
За активное участие в борьбе за независимость Кавказа его четыре раза арестовывали, и каждый раз он находился под угрозой смертной казни.
В архиве КГБ чудом уцелели бабушкины письма, в которых она уговаривает деда успокоиться, прекратить бесконечную борьбу и принять сделанное ему предложение - стать Ректором Бакинского университета.

Но он, конечно, с нею не согласился…

Как и не согласился эмигрировать….. 

Ирбаин-хан КаплановНажабат КаплановаНе последовал он и примеру своей сестры – Нажабат и брата Ирбая, эмигрировавших и благополучно проживших свою жизнь во Франции и в США.

Первый раз Рашид-хан был арестован в Темир- Хан-Шуре и уже находился у деникинцев в расстрельной камере, когда случай, благодаря тому, что рядом оказался его родной брат – кадровый военный, полковник царской армии – Ирбай Капланов, который рискуя ответственностью своего положения в военного времени, помог деду спастись и он бежал в Азербайджан.

Второй раз в Баку, уже по решению Особого отдела Х1-ой Красной Армии.
И только благодаря личному вмешательству его лучшего друга – Джелала Коркмасова, в то время, - главы правительства Дагестана и члена Всероссийского ЦИК, Капланов был освобождён.

Решение об освобождении подписали Серго Орджоникидзе чл. Кавбюро ЦК (тоже друг Капланова) и тогдашний председатель Ревкома, затем Совнаркома Азербайджана, а вскоре и пред. ЦИК Союза ССР Н. Нариманов. 

После освобождения Рашид-хану, несмотря на все старания ему не довелось остаться в Дагестане, и он вместе с семьёй был отправлен в «ссылку»…в Москву, якобы на «перевоспитание», с целью уничтожения его националистических корней.

Националистом он никогда не был: в составе Горского правительства, которое он возглавлял, так же ,как и в Союзе Объединённых Горцев Кавказа были представители различных конфессий, да и женат этот мусульманин был на иудейке, да ещё, - дочери раввина.

В Москве Рашид-Хан преподавал в Институте  Востоковедения, работал юрисконсультом Акционерного Общества Турк. шелк.

В 1930 году, ознаменовавшегося началом губительной коллективизации и чудовищной волны извращений в религиозном вопросе и, как чаще водилось в те времена, по доносу «доброжелателя», видевшего в «князе» чуждый социальный элемент, он вновь и все за ту же пресловутую « контрреволюционную деятельность на Кавказе 1917-1920 г.г.» («контрреволюцию», если руководствуясь логикой под ней понимать его последовательную антиденикинскую политику в Горском правительстве, относить к твердым сторонникам Автономии, причастности к освобождению таких активных деятелей, как: Б. Шеболдаева, С. Дударова, А. Тахо-Годи и др., а также, всяческую симпатию, при работе в Азербайджанском правительстве, героической борьбе дагестанцев, его активнейшую помощь и поддержку им, сражавшихся против Деникина) был арестован.

И опять, несмотря на своё высокое положение в дело вмешался и спас Капланова его старый и верный друг Джелал Коркмасов.

Уголовное дело было прекращено, и Капланов вышел из Бутырской тюрьмы.

Однако, через 7 лет, в июне 1937 года в разгул сталинской истерии массовых репрессий, при подлаженной под них «законности», заложником этой вакханалии станет и Джелал Коркмасов. 

Натуся Коркмасова (Пацхверия) с сыном ЭрикомЕго, в то время зам. Секретаря Совета Национальностей ЦИК Союза ССР осудили и расстреляли как «врага народа.»

Но о процессе и приведении приговора в исполнение не сообщалось.
Вслед за ним арестовали и отправили в восьмилетнюю ссылку «члена семьи врага народа» - его жену, 35-летнюю красавицу Натусю - Коркмасову (Пацхверия) Наталью Дмитриевну.

Тогда ей было неведомо, что больше она уже никогда не увидит не только мужа, но и единственного, талантливого и необыкновенно красивого сына – ( Эрика) Джелал – Эраста.

О его красоте ходили легенды .
Всемирно известный исследователь Арктики, великий гуманист, ученый, писатель и общественный деятель, Лауреат Нобелевской премии Фритьоф Нансен, побывавший в Дагестане летом 1925 года, в своей знаменитой книге «Через Кавказ на Волгу» напишет и о « исключительной красоте»* этой женщины и ее сказочно красивом ребёнке: «Я смотрел на мальчика, как зачарованный. Ведь это был ангел с картины Корреджио. До сих пор я и не подозревал, что жил с таким небесным созданием под одной крышей. Мальчик был сыном Коркмасова.»**
-----------------------------------------------------
*,**Глазами друга», перевод главы из книги Ф.Нансена «ЧерезКавказ на Волгу»Махачкала, Даг. книгоиздат, 1981г. стр. 33-34, 46.

Не остались равнодушны к личности и поразительно красивой внешности уже юноши Эрика Коркмасова, московские писатели М. П. Коршунов – в книгах: «Тайна тайн Московских», «Тайны и легенды Дома на набережной» и др.

Моя сестра Лора рассказывала о том, какое сильное, потрясающее впечатление произвёл на неё, появившийся у нас в Москве уже в зрелом возрасте после всего того, что ему пришлось пережить, высокий, статный красавиц Джелал –Эраст чью утонченную внешность
потомственного аристократа облагораживала ранняя седина его роскошно - волнистой
шевелюры.

В октябре 1941 года « ангел» в самый критический момент войны, когда враг был на самых подступах к столице, добровольцем ушел на фронт и принял участие в битве за Москву и продолжал сражаться на полях войны. 

Джелал-Эраст КоркмасовВ 1943 – после четвёртого тяжелого ранения его комиссовали.

А в следующем 1944 году студент МГУ Э. Коркмасов был обвинён по сфабрикованному делу за участие в якобы существовавшей студенческой организации « Смерть за отцов» и пять лет отбывал наказание в зловещей Лефортовской тюрьме и лагере в Ховрино, а затем выслан в Казахстан. 

Однако, никакие, даже самые страшные превратности судьбы, обрушившиеся на него после ареста отца, а затем и матери (тогда мальчику было всего 15 лет) не сломили волю и дух этого во всех отношениях замечательного человека.

Пройдя путь от техника-конструктора до Зам.Предоблисполкома, он при первой же возможности после реабилитации, хотя перед ним были открыты московские двери, поспешил на родину предков.

Работая Заместителем Начальника Стройуправления Объединения «Дагнефть» он в 1970 году в момент стихийного бедствия обрушившегося на Дагестан катастрофическим землетрясением ( затрагивая, в этой связи, мироощущения этого красивого человека и говоря о влиянии на них социальных обстоятельств регулируемых силой его души, хотелось бы отметить очень символичный факт как в мае того же года, когда с подготавливаемым решением, что должно было бы состояться не безсодействия Мурада Рашидовича о назначении Д-Э. Коркмасова зам. Министром Соц. Обеспечения Латвийской ССР, он, находясь в Москве, но с известием о бедствии грянувшем на родине в категорической форме отказался от предложения и поспешил в Дагестан)без колебаний оставил эту должность и, поселившись в палаточном городке в открытом поле, возглавил строительные отряды по возведению для жителей его родного селения нового поселка, названного в честь его отца Джелала Коркмасова «Коркмас – Кала», увековечив, таким образом и своим трудом его память. 

Размышляя над этой трагедией, невозможно не обратить внимание на удивительное сходство не только личных судеб неразлучных с момента знакомства в Сорбонне (1903г.) и до конца оставшихся преданными друг другу Рашид-хана Капланова и Джелал –Эд -Дина Коркмасова, но и членов их семей…

В 1937 году, после ареста Джелала, ( заметим что не было к тому времени уже ни Нариманова, ни Орджоникидзе, ни Шеболдаева, ни Нанейшвили и др.) Рашид-Хан понял, что скоро придут и за ним; приготовил небольшой французский чемодан с адвокатским «обмундированием» – накрахмаленной манишкой и т.п.

Он был адвокатом и прекрасным оратором, - очевидно, собирался сам выступить в свою защиту, ещё не зная, что ждёт теперь заключенного в сталинских застенках, - какие там манишки…какие адвокаты…

В октябре 1937 Капланов, действительно, был арестован а вскоре приговорён к ВМН (высшей мере наказания) – расстрелу за все то же пресловутое «активное участие в контрреволюционной, антисоветской, националистической, террористической организации».

Заседание суда состоявшееся 10 декабря 1937 года «длилось» 15 минут. Как оказалось, - достаточно, чтобы решить судьбу человека.

От последнего слова Капланов отказался, - теперь он имел достаточно полное представление об этой сталинской « законности», осуществляемой посредством «теоритической дубинки» Вышинского, где все доказательства подменялись дешевой риторикой и демагогическим пафосом .

Приговор приведен в исполнение в тот же день.

Спустя полвека в 1991г. он был реабилитирован посмертно.
И все-таки он «их» победил!
У Капланова хватило ума и мужества оставить их в дураках.И вот каким хитроумным способом…

Его показания, зафиксированные в следственных протоколах, начинаются со слов: « о борьбе с советской властью».

Конечно, эта накатанная под общий сценарий формулировка вполне устраивала сталинскую фемиду.
Необходимо только уточнить, что здесь имеются ввиду не вообще советы как форма организации власти, а именно псевдо - советская власть сталинского типа.

Особого же внимания заслуживают ответы Капланова на вопросы следователей о том, где он встречался с представителями Гитлера(!) и что именно он делал для подрыва экономики страны.

На первый вопрос он ответил, что с немецкой делегацией он встречался в гостинице Москва. (А где ещё встречаться с официальной делегацией прибывшей в СССР, находившемуся под постоянным присмотром чекистов «ссыльному» в Москве Капланову? - Ведь всем хорошо известно, что это - гостиница НКВД!)

А подрывал экономику страны вообще очень просто: проводил коллективизацию, делая особый упор на создание колхозов в высокогорных районах ( это он то не выездной из Москвы).
И далее, охотно записываемое «следователем», следует изложение основных положений экономической политики партии из которых закономерно вытекает, что эта политика вредит экономике. 

Дальше по логике вещей, казалось бы, должны были бы последовать далеко идущие выводы о том, что партия, осуществляющая эту политику и есть – враг народа.

Чем не блистательная победа ума и духа?

Однако, трудно придумать более трагичную победу…

Какая тут логика, когда величайшей трагедией (к величайшему сожалению) для десятков миллионов невинных жертв сталинских репрессий, были «доблестные» представители сталинского «правосудия», сами заложники системы –палачи и бездарные фабриканты фальшивых дел.

Вскоре после ареста Рашид-хана были арестованы его жена и сын; практически одновременно, но со свойственным этой системе иезуитством.

Ночью, когда пришли за Мурадом, его не было дома, мать ждала возвращения сына с выпускного бала по поводу отличного окончания института.

Когда Мурад пришёл, «дожидавшиеся» тут же увели и его, а за ним и мать - Ольгу Ефимовну..
Изверги, уже по своей инициативе сначала брали сына на глазах у матери, а потом арестовали и ее.

« Как сын врага народа» Мурад был приговорен к 10 годам лагерей, а бабушка - к тому же сроку в лагерной ссылке в необжитой казахской степи..

Мурад отсидел в концлагере, где-то под Воркутой, 5 лет и дошел до полного истощения.
Сестра Фатьма, посетившая его, была потрясена тем, что он (этот красавец, свыше 180 см. ростом) вышел к ней…на четвереньках (ходить он уже не мог)).
Ни о чем не расспрашивая, набросился на еду и заснул.
Так прошли три дня их свидания. 

Мурад Капланов. Из тюрьмы в штрафбатВ разгар войны, в 1943 г. из-за нехватки специалистов было принято решение о мобилизации связистов - заключенных.

Это и спасло Мураду жизнь.
Правда, сначала его направили в штрафбат, чтобы кровью искупил свою «вину».

И здесь судьба благоволила к нему.
Он мужественно прошел по дорогам войны, остался жив и демобилизовавшись, получил блестящие характеристики как человек и солдат, пользовавшийся большим авторитетом не только у рядовых, но и у офицеров.

Достойно перенесла ад Гулага и бабушка – Ольга Аршон-Капланова.
В ссылке она находилась в ужасных условиях, но не пала духом, а организовала детскую туберкулезную больницу и стала ее главным врачом.
Больных детей она, некогда студенткой мед.фака Сорбоны присягнувшая на клятве Гипократа, разыскивала, разъезжая в открытой повозке по вьюжной заснеженной степи, часто преследуемая стаей голодных волков, которых отпугивала, без конца зажигая лучины..

Больных детей было много, в основном таких же ссыльных, как и она. Вероятно, именно забота о них и помогли ей заглушить нечеловеческую душевную боль за своих детей и за очень любимого мужа, о судьбе которых она долгое время ничего не знала.

Она так привязалась к больным и коллегам, что даже по истечении десятилетнего срока ссылки еще несколько лет оставалась там и возвратилась в Москву лишь после второго инфаркта.

Здесь, в Москве, находясь уже в весьма преклонном возрасте (около 65 лет), начала снова работать, но уже по своей основной специальности – гинекологии и работала до конца дней, - ещё около десяти лет.
Судьба не пощадила и семью дочери Рашид-хана и Ольги Каплановых - родную тётю Рашида. 

Фатьма Капланова с мужем Исаем Семеновичем ОкуневымВ 1938 году, вскоре после ареста отца, матери и брата Фатьма Рашидовна , перенесла еще одну катастрофу, - был арестован ее муж – Окунев Исай Семенович (мой отец) – талантливый руководитель и инженер.

В то время, в 26 летнем возрасте, он уже руководил отделением с 6000 рабочих на первом Шарико - подшипниковом заводе (1ГПЗ)

. Комната, где жили Фатьма с мужем,так же, как и комната её уже арестованных родителей и брата, была опечатана.
Она оказалась на улице, беременная, без средств к существованию, вообще без ничего и без никого.

Но именно это, по-видимому, и спасло ее от ареста. Однако, не только это, а благороднейший поступок ближайшей подруги и коллеги её матери - Екатерины Журавской.

Прекрасно понимая, что рискует не только своей головой, но и семьёй, она за несколько месяцев до родов
и 2-3 месяца после них скрывала Фатьму и её новорожденную дочь в родильном доме.
Муж Фатьмы мужественно перенёс выпавшие на его долю и длившиеся два года (!) бесконечные издевательства, пытки и допросы, продолжавшиеся по 2-3 суток.
Этот – один из очень редких случаев невероятной стойкости и мужества описан в нескольких номерах газеты «Московская правда» (30 июня 1998 г. и др.)

Началась война, вышедший из тюрьмы в 28-и летнем возрасте он вернулся на свой завод и, став главным инженером руководил его эвакуацией, а затем возведением Куйбышевского и Саратовского шарико-подшипниковых заводов.

В 1943 г. Окунев и его, коллеги были снова арестованы, но вскоре, так как не хватало не только рабочих рук, но и, прежде всего, квалифицированных специалистов, освобожден условно.

Страна остро нуждалась в новых конструкциях подшипников для самолетов, танков, пушек другой техники. 

Мурад Рашидович КаплановВот их и выпустили, правда, условно, чтобы работали эти «вредители» на благо Родины, которой они «вредили», умножая ее могущество.
И они работали, как всегда, добросовестно - иначе просто не умели.

Надеюсь, что тем, кто не знал историю семьи Каплановых,с тем станет ясно, откуда в Рашиде такая сила духа и высочайшая нравственность, феноменальные способности, такая тяга к науке и языкам, неутолимая жажда знаний, невероятная трудоспособность и трудолюбие, крайне обостренное чувство справедливости и неравнодушие к судьбам отдельных людей и малых народов, любовь к людям и уважение к человеку, готовность прийти ему на помощь и защитить независимо от его социального статуса, национальности, и вероисповедания, даже если это связано с большими рисками; стремление сделать все, чтобы проблемы решались гуманно, патриотизм, честное служение своему делу, просветительство, приверженность к идеям демократии и социализма, неиссякаемый оптимизм и великолепное чувство юмора. 

Трудно понять, - каким образом получаем мы в наследство от предков не только ДНК, но и черты характера.
Однако, совершенно очевидно, что такой загадочный механизм существует. Иначе, чем объяснить удивительное сходство благородных характеров Рашида, его отца и деда?
Например, - деда и внука, которые вообще никогда не видели друг друга…
Оба были носителями социалистических идей. 

По поводу «социализма» следует подчеркнуть, что в данном случае речь идёт, конечно, не о «лже-социализме», скрывавшем под своей вывеской обыкновенный сталинский фашизм, а о таком, общепринятом понятии социализма, в основе которого лежит идея создания общества, в котором реализуются принципы социальной справедливости, равных возможностей для всех.

Социалистические идеи Рашид-хана Капланова нашли непосредственное отражение не только в его теоретических работах, посвященных проблемам организации государственного управления, но и непосредственно - в практической деятельности.

Социалистические взгляды Рашида «младшего», как и у его деда, в значительной степени обусловлены обострённым чувством справедливости.

У Рашида это проявилось и в выборе в качестве основного объекта исследований истории малых народов, которые, по его мнению , заслуживают не меньшего внимания и уважения, чем «большие». «Нельзя обижать маленьких» - говорил он. Какие простые слова, а какая мощная истинно социалистическая идея в них заложена.
Он делал все от него зависящее, чтобы возможность получить хорошее образование имели «не только дети академиков», как говорил он, а все желающие, независимо от их социального статуса, места проживания, национальности и т.д.
Он всегда был готов поделиться всем, что имел, - даже своей квартирой, жить в которой вплоть до своей смерти он предложил совершенно незнакомым людям, и сдержал своё обещание, даже несмотря на то, что они полностью нарушили обычный уклад его холостяцкой жизни и на их, мягко говоря, неблагодарность.
Общим для деда и внука является также патриотизм, во многом предопределивший их жизненную позицию и сферу деятельности.
Под патриотизмом имеется в виду не «показной ура-патриотизм», а, прежде всего, - любовь к Отечеству и своему народу, готовность защищать его интересы; добросовестно служить; изучать и хранить народные традиции; ощущать связь с Родиной.

Патриотизм Каплановых – это патриотизм высокой пробы. 

Мурад Рашидович Капланов с сыном и братом Н.ГребневаРашид-хан всю свою жизнь посвятил и отдал борьбе за свободу своего (и не только своего) народа, стремлению к обретению им своей государственности и демократические преобразования общества, которые должны были существенно улучшить жизнь его соотечественников.
По этому поводу имеется большое количество документов и публикаций.

Патриотом, несомненно, был и его внук.
Во-первых, потому, что 30 лет изучал историю своего, еврейского, народа, несмотря на то, что начало работы по этой тематике было связано с очень серьезными рисками, т.к. еврейская тема в СССР фактически была запрещена и все, кто был с нею связан, находился под пристальным вниманием КГБ. По этой причине многим из коллег Рашида пришлось выехать из страны .

Он же этого не сделал, несмотря на то, что с началом перестройки получил возможность беспрепятственно переехать практически в любую страну Западной Европы, в США, Израиль и т.д.
Причем, не только въехать, но и прекрасно устроиться на престижную работу, благодаря великолепному знанию языков, личному авторитету выдающегося учёного, широко известного и признанного на международном уровне, обширным связям с коллегами из лучших зарубежных университетов и т.д.

Кроме того, у него были довольно близкие родственники в Англии, и, более того, его мать, Лилиана Исаевна, тоже имела английское гражданство.
Патриотизм проявился и в любви Рашида к его исторической Родине.
Вообще, он никуда не собирался уезжать из России, но говорил, что, если бы пришлось это сделать,- отправился бы только в Израиль.
При этом он никогда не забывал о том, что в нём течёт не только еврейская, но и «кавказская» кровь, и испытывал по этому поводу вполне определенные патриотические чувства.

Глубоко переживая «кавказские» события, неоднократно (в том числе и в официальных интервью) говорил о необходимости решения чеченской проблемы только гуманным способом.

Как истинного патриота Рашида глубоко волновали проблемы российского общества и перспективы его развития. Он пристально следил за происходящими в стране событиями, занимая активную гражданскую позицию. Участвовал в демократических демонстрациях начла 90-х годов и т.п.

На вопрос журналиста о его отношении к теперешней власти дипломатично, но однозначно ответил: «…обычно меня об этом не спрашивают, так как о моем отношении нетрудно догадаться».

На аналогичный вопрос в отношении советской власти, заданный ему ещё в советское время, последовал не менее изобретательный ответ: «Почему она нам не нравится? Это мы ей не нравимся»…

Настоящим патриотом может быть только свободный человек; по-моему, это совершенно очевидно.

Дед и внук были абсолютно свободными людьми.

Капланов старший продолжал самоотверженную борьбу, рискуя при этом не только жизнью, но даже семьёй.

Показательно, что, занимая высшие посты в правительствах , он не был членом какой-либо партии.
Это позволяло ему оставаться независимым и свободным И лишь незадолго до переезда в Москву, еще в Азербайджане, вступил в партию «Эрхар», в переводе, - «Свободолюбивые» и возглавил её.

Он был независим и в принятии решений, относившихся к его личной жизни: отказавшись от наследства, женился вопреки воле отца на еврейской девушке.

Свободолюбие Рашида младшего также – одна из важнейших черт его характера. 

Рашид и ГалинаЕму удавалось оставаться абсолютно свободным даже в условиях советского режима, находясь под колпаком, КГБ: он свободно общался и дружил с иностранцами (надо же было с кем-то говорить на 35 языках, которыми владел)); с удовольствием принимал приглашения посольств различных, в том числе и капиталистических, стран на приемы; поддерживал постоянную переписку с зарубежными коллегами и друзьями; давал интервью иностранным журналистам; занимался изучением запрещенных тем и т.д. и т.п.
Любимый друг Рашида, португальский журналист Жозе Мильязеш рассказывал: однажды, когда они сидели в кафе (тогда ещё в советской Эстонии), Рашид неожиданно встал и громко, на весь зал, произнёс тост «За свободную Эстонию!»
Свобода и смелость - как тесно связаны эти понятия между собой…,
Но за свободу надо было платить. И то, что он был невыездным, Рашид считал вполне приемлемой платой. Для многих в то,советское время цена оказалась гораздо выше. А кто тогда мог знать,- во что она обойдётся Рашиду?
Может быть, он и не женился потому, что не хотел ограничивать свою личную свободу…Ведь была же у него в молодости вполне достойная и взаимная любовь.

Высоконравственные люди, как правило, обладают одним и тем же «джентльменским набором» основообразующих качеств, к которым, прежде всего, относятся доброжелательное, внимательное, уважительное и дружеское отношение к людям.


Замечательный тому пример, характеризующий святость этих отношений, их самоотверженность и жертвенность -дружба Рашид-хана и Джелал-Эд-Дина Коркмасова, нравственное величье, свет и чистота которых не померкла и после них, она сохранилась в детях и передалась последующим поколениям.
О их высокой дружбе и в назидание потомкам рассказал современный московский писатель В. Я. Кочик.
Его трогательное чувство к образам этих замечательных людей воплотилось в заветном смысле названия его повести. « Сильнее власти и денег» ( Москва, « Яуза»- « Эксмо», 2004 г.)

Очень дружны были Мурад, Фатьма и Эрик, очень доверительными и надежными были отношения Анатолия с Рашидом, сохраняются они и между мной с Анатолием, отношение к которому, я, в свою очередь, сопровождаю четверостишьем:
Достойному внуку, Великого деда,
Да здравствует Правда, и деда Победа!
Пусть будут потомки достойны их предков.
И сильными будут и корни и ветки.»

Неисчерпаемым дружелюбием Рашида мдадшего восхищались все, кто был с ним хоть немного знаком, а теперь об этом с такой любовью пишут его коллеги, ученики, родственники и знакомые, - все те, кого он так нежно и трогательно любил. Достаточно посмотреть на его «записную книжку», - целый том из потрепанных и мельчайшим почерком исписанных страниц, с которым он никогда не разлучался, даже в больнице, до самой последней минуты…

Рашид, вобравший в себя не только благородную кровь и мощный дух своих предков, но, что не менее важно, - мысли величайших философов мира, стал их богатейшим наследником и, судя по его убеждениям и образу жизни, приобрел какие-то новые, еще не ведомые человечеству сокровенные знания, драгоценные россыпи которых содержаться не только в его научных трудах и лекциях, но почти в каждой фразе и слове.

К сожалению, он не любил тратить время на «писанину», предпочитая заниматься добычей новых знаний и делиться ими с коллегами и учениками, со всеми кому это было интересно.

Лично я убеждена в том, что добросовестное и внимательное изучение научного наследия Рашида поможет значительно расширить горизонты знаний в области истории, философии, социологии, политологии, теологии, филологии и других наук, и, может быть, даже приоткрыть тайну смысла жизни, во всяком случае, - более правильного к ней отношения.

Расшифровке должны быть подвергнуты также отдельные реплики, содержащиеся в его многочисленных интервью; в них тоже, судя по уже опубликованным, заложен глубокий смысл.
В этом направлении предстоит большая работа. Но и теперь ясно, что Рашид Мурадович Капланов - великий учёный и прекрасный человек, оставивший яркий след в науке и в сердцах знавших его людей, достойный пример для подражания, безусловное свидетельство, что хорошее воспитание и образование никогда не пропадают даром, и природа в этом случае не отдыхает на следующем поколении…

Когда-то по случаю поступления Рашида в аспирантуру, я написала ему следующее «послание»:

Ура! Да здравствует Рашид,
Пусть счастье каждый миг приносит,
Пускай в душе огонь горит,
И имя Деда с честью носит;

Пусть разгрызёт гранит наук
И превратит его в песочек…
Ирина-внучка, Женя-внук,
Фатьма, зятья, и трое дочек.

Чиж с честью пронес имя нашего деда - князя Рашид-хана Завитовича Капланова и отчество своего замечательного отца – Мурада Рашидовича.

О том, чье имя он носит, и о его княжеском происхождении Рашиду объяснили еще в раннем детстве, несмотря на то, что это могло привести к весьма неприятным последствиям. «Еще в детстве, - пошутил он в одном из интервью – я понял, что я – простой советский князь».

С тех пор Рашид совершенно серьезно осознавал себя князем. И стал им не только по крови, но и по духу, в самом высоком смысле этого слова.

Часто, когда он представлялся: «Князь Капланов», на лице собеседника появлялись недоумение и улыбка. 

У могилы Рашида Капланова.Но Капланов не обращал на это никакого внимания и делал это не кичливости ради, а в силу присущего природного достоинства и, скорее как естественный протест несуразной системе принуждающей людей к запрету на знание происхождения по социальному признаку, когда многие, что греха таить, изменяя внутреннему долгу, принимали порочные условия этой игры и соглашаясь, пусть даже внешне, нередко меняли фамилии.

При этом он никогда не кичился княжеским титулом, (ведь и князья то бывают разные), сформировав по этому поводу свое собственное представление, считая, что быть князем,- это не привилегия, а большая ответственность.

И к этой ответственности он относился так серьезно, что в конце концов это даже приблизило столь ранний его уход из жизни.

А произошло это так: всем знавшим Рашида хорошо известно его неуёмное желание помогать буквально всем, кто встречался на пути и нуждался в какой- либо помощи. Прежде всего он, конечно, помогал своим подопечным – студентам и аспирантам.

Многих из них, используя свои связи за границей, устроил на учебу в лучшие университеты Европы и США, другим помог с работой и т.п..

Известно также, что Рашид всегда был по-детски доверчив и открыт…
Однажды совершенно незнакомый, ехавший с ним в поезде попутчик поведал ему, что не может принять предложение на работу в Москву, т.к. ему негде жить.

Чиж тут же предложил жить в его квартире, дав при этом «Слово Князя», что тот может жить у него до скончания его, Рашида, века. Незнакомец переехал, прихватив с собой подружку.

Вскоре Рашид понял, что совершил непоправимую ошибку; глубоко это переживал, но никому не жаловался. А сделать ничего не мог, - слово Князя нерушимо.
Эта ситуация, безусловно, подорвала его здоровье. Он сам сказал об этом, но только незадолго до смерти. Слишком поздно.
Вот, что значило для Рашида слово «Князь» и «Княжеское слово», которые он ценил больше жизни.

Остается сказать, что и ушел он из этого мира с величайшим достоинством, как подобает настоящему князю: несмотря на тяжелейшую, оказавшуюся смертельной болезнь - ни разу ни на что не пожаловавшись, без единого каприза и свойственного больным людям раздражения, не проявляя абсолютно никакого интереса к тому, что с ним происходит, каковы результаты исследований и прогнозы. До последней минуты радушно принимал многочисленных посетителей, шутил, острил, и…строил планы. Попросил принести в больницу учебник китайского языка – один из немногих языков который он так и не успел выучить.

Нельзя объять необъятное, а Чиж был необъятен во всех своих проявлениях. И надо быть слишком самоуверенным человеком, чтобы взять на себя смелость адекватно оценить этого замечательного человека, этот до конца ещё не опознанный объект.

В день рождения Рашида, наступивший вскоре после его ухода из жизни, нахлынувшие на меня светлые воспоминания и печальные чувства смешались, смутили душу и сложились в обращенные к нему слова:

Чудесный день рождения Рашида,-
Восторг и боль от радости печальной,
Сжимает сердце горькая обида,
Что он ушел от нас дорогой дальней,

Дорогою длиною в бесконечность;
Куда она ведёт, - никто не знает,
Явив собой любовь и человечность,
И нежный свет, что душу согревает.

Непостижимый взлёт изящной мысли,
Блистательно- роскошного ума,
Они как будто в воздухе повисли…
Какой полет! Какая глубина!

Он жил задорно, честно и привольно,
Наедине с собой, чуть- чуть грустил,
Но, даже если было очень больно,
Так остроумно, весело шутил.

А не женился, – велика ль беда ли?
Да для него ль такая канитель?
И без жены – вы б только подсчитали -
Каких и сколько вырастил детей!

Он не делил на наших и не наших
По верам и по партиям людей
И всех любил, не разбираясь даже,-
Кто? – христианин ты иль иудей.

Он в этот странный мир был послан Богом,
Чтоб показать, как следует нам жить:
Не копошиться в суете убогой,
А как по-настоящему любить.