История

История  »   Наибы имама Шамиля  »   НАИБЫ ГУМБЕТА. 1842-1859 Г.

НАИБЫ ГУМБЕТА. 1842-1859 Г.

[опубликовано 21 Ноября 2011]

Тахнаева Патимат

 

К 1843 году завершился процесс государственного строительства имамата, начатый при имамах Газимухаммаде и Гамзате. Во главе государства, основой которого являлось мусульманское право шариат, стоял имам Шамиль, сосредоточивший в своих руках не только религиозную, но и военную, исполнительную, законодательную и судебную власти. Имамат обладал постоянной армией, общественной казной, организованным центральным (диван-хана) и местным (наибы) управлением (1).


К концу 1842 – началу 1843 годов территория имамата включала в свои границы весь Нагорный Дагестан и Чечню. Согласно русским источникам к этому времени «…имаму Шамилю повиновались: Андия, Гумбет, часть Койсубу, Технуцал, Богулал, Тинды, Ункратль, Карата, Ахвах, часть Аварии, Келеб, Гидатль, Тилитль, Карах, Куяда, часть Андаляла и другие селения. По северную сторону Андийского хребта: часть Caлaтaвии, Аух, Ичкерия, Большая и Малая Чечня, Шубуты» (2).


Военно-административной опорой имамата являлись наибы, военные начальники административных единиц имамата вилаята. По Абдурахману из Газикумуха их важнейшей задачей являлось военное руководство отрядами мюридов и, в особых случаях, общегражданским ополчением. Число наибов в имамате было различным в разное время: от четырех в 1840 г. до 33-х в 1856 г. (3).


Известная неурегулированность границ наибств в имамате и частые перемещения наибов создают определенную трудность при попытке восстановить в хронологической последовательности деятельность наибов Гумбета в 1840-1859 гг.


Первым наибом Гумбета, с 1842 г. вплоть до конца 1858 г., с некоторыми перерывами, по местным и русским источникам известен Абакар-дибир из Аргвани. Последний раз Абакар-дибир упоминается наибом, по русским источникам, и, скорее всего по традиции, в конце марта 1859 г., когда «…почетные жители Саясана, Аллероя, Шаухал-Берды и других селений явились к барону Врангелю и… умоляли генерала…, чтобы не трогал пока их жилища и полей. Они выражались так: «Шамиль должен будет сдать Веден, и в тот же день вся Ичкерия явится к вам с покорностию. Она и теперь сделала бы это, но рискует быть разоренною имамом и его лезгинами, во главе которых стоят страшный Раджаб и неумолимый наиб Абакар-дибир» (4). Однако в том же 1859 году, по местным и русским источникам наибом Гумбета является наиб Уцуми из Мехельты.


В 1845 г. известен «гумбетовский наиб Гитингу», которого называют в числе погибших дагестанских наибов Гаджи Али и Мухаммед Тахир аль-Карахи (5). Речь идет о наибе Гитине из Дануха, о котором Мухаммед Тахир аль-Карахи упоминает в рассказе о событиях 1839 г. в главе «О выходе Шамиля из Ахульго…» и событиях 1845 г. в главе «О сражении в Бальгите», где пал «смертью праведника юноша-храбрец» Гитин (6). По преданиям, за сражение под Буртунаем в 1844 г. имам Шамиль наградил его орденом со званием «храбреца из храбрецов» («бахIарзазулги бахIарчи») (7). Время назначения Гитина наибом проследить по источникам не удалось, но это не мог быть и упомянутый 1839 г. - рассказ о тех событиях Мухаммед Тахир аль-Карахи писал спустя много лет, когда память о покойном Гитине (8) из Дануха ассоциировалась с его славным наибским именем: «…впоследствии этот крикун был убит как мунапик по приказу мученика за веру наиба Хитина Данухского» (9). Не удалось определить личность «гумбетовского наиба Дауд Гаджиева», назначенного, по русским источникам, на место убитого Гитина из Дануха (10).


В том же 1845 г. по Мухаммад Тахир аль-Карахи и Абдурахману из Газикумуха известен еще один гумбетовский наиб – «наиб Саид ал Инхови» (11) (возможно, как наиб одного селения). По мнению исследователя Х.А. Омарова один из адресатов «Письма Шамиля мудирам Галбацу и Саиду», датированного 9 сентября 1846 г., мудир Саид, мог являться тем самым наибом Саидом из Инхо (12).


Период наибства наиба Курбанали из Аргвани по известным источникам с наибольшей долей вероятности можно очертить маем-ноябрем 1851 г. У наиба Курбанали был неизвестный предшественник - как выясняется из приказа по Отдельному Кавказскому корпусу от 22 февраля 1851 г., после занятия Шалинского окопа в одном из сражений были «убиты два наиба – Мехельтинский и Унцукульский, и ранен Шатоевский наиб Батуко…» (13). Наиб Абакар-дибир к тому времени, с конца 1850-го начале 1851 гг. являлся мудиром имама в Чечне.


В том же 1851-м г. завершается, по всей видимости, непродолжительное наибство другого гумбетовского наиба Батыра из Мехельты, который, по Мухаммад Тахиру аль-Карахи был тяжело ранен в известном походе наиба Хаджимурада на Хайдак и «умер в Табасаране» (14).


Время назначения Уцуми из Мехельты наибом неизвестно, сохранились два письма имама Шамиля к наибу Уцуми, датированные 12 и 20 июнем 1859 г. (15) Известно другое, более раннее письмо Шамиля «наибу Уцуми» (16), неожиданно датированное 1849 г., в котором имам поручает наибу провести ремонтные работы оросительных каналов селения Инхал. По Абдурахману Казикумухскому Уцуми из Мехельты «сначала был муфтием в Мехельте, а затем после перехода Шамиля из Чечни в Дагестан был назначен наибом над гумбетовскими селениями вместо известного наиба Мухаммедали из Мехельты» (17). Следовательно, предшественником наиба Уцуми был не наиб Абакар-дибир, а наиб Мухаммедали из Мехельты.


Время назначения Мухаммедали из Мехельты «наибом над гумбетовскими селениями» так же неизвестно. Самое раннее письмо, в котором имам обращается к наибу Мухаммедали, датировано 26 июнем 1853 г. Имам просит побеспокоиться наиба о 200 овцах Хадиса из Чиркаты: «…мы приказываем тебе присоединить его овец к овцам переселенцев и пасти на ваших горах. Устрой их там без всяких слов» (Хадис из Чиркаты, по Абдурахману Казикумухскому, являлся кунаком имама и помощником мазуном гумбетовского наиба Абакар-дибира) (18). По всей видимости, именно к этому периоду имеют отношение два неопубликованных письма на имя «молы Абубакара, кадия Аргвани», датированные проф. А.Р.Шихсаидовым 1856 г. (19) Хотя уже в 1857 г. в русском источнике упоминается «…строгий исполнитель щамильской воли гумбетовский наиб Абакар-Дебир» (20).


Известно письмо имама Шамиля к наибу Мухаммадали из Мехельты, датированное 7 апрелем 1859 г., с указанием «жителям своего вилайата – инхелцам и другим продать имеющееся у них продовольствие тем из усердных мухаджиров и другим отдающим все силы священной войне, кто в нем нуждается» (21). По всей видимости, Мухаммадали был назначен наибом в конце марта – начале апреля 1859 г. Абдурахман Казикумухский в своих воспоминаниях, в разделе «О назначении наибов и о том, как они управляли», не упоминает Мухаммадали как наиба какого либо определенного общества, однако в главе «О дагестанских ученых» он назван «наибом над гумбетовскими селениями» и предшественником наиба Мухаммадали (22).


По местным и русским источникам известен еще один гумбетовский наиб Кади из Ичичали, более известный как наиб одного селения – «наиб Ичичала». По сведениям Абдурахмана Казикумухского, «…он считался алимом, обладал своим мнением, был храбр и пользовался уважением в своем ауле. Шамиль его любил за решительность и верность» (23). В 1848 г. наиб Кади из Ичичали принимал участие в штурме Ахты, в 1851 г. с ополченцами своего наибства входил в состав отряда, выступившего в поход на Кайтаг (Хайдак) и Табасаран, в 1852 г. после смерти унцукульского наиба Махахаджиява из Кудутля был переведен некоторе время на его место в селение Унцукуль (24). Однако в августе 1859 г., в рассказе об отступлении имама Шамиля из Ичичали, по аль-Карахи, он по прежнему упоминается как наиб Ичичали: «…наиб Кади ал-Ишичали по приказу имама сжег оставшиеся на той горе снаряжение и пушки» (25).


К июню 1859 г. наибом Гумбета определенно являлся Уцуми из Мехельты. Известно письмо «от повелителя правоверных Шамиля сыну его наибу Уцуми» датированное 12 июнем 1859 годом (26).

 

Примечание:

 

1. Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М. 2000. С.307
2. АКАК. Т.9. С.7
3. Северный Кавказ в составе Российской империи. М., 2007. С.122
4. Окончательное покорение Восточного Кавказа 1859 г.//КС, Тифлис, 1870 Т.4. СС. 166-167
5. Мухаммед Тахир аль-Карахи. Указ.раб. Ч.1. С.86; Ч.2. С.28; Абдурахман из Газикумуха Книга воспоминаний… Махачкала, 1997. С.55.
6. Мухаммед Тахир аль-Карахи. Указ.раб. Ч.1. С.86; Ч.2. С.28
7. Магомедмансуров М.Х. Указ.раб. С.44.
8. По преданиям, бытующим в с. Данух, имам Шамиль часто вспоминал о храбреце Гитине. Когда однажды завистники сказали при нем, что Гитин был рожден бедной женщиной низкого происхождения, имам воскликнул: «Для меня не будет иметь значения, если храбреца подобного Гитину родит даже корова! Его сабле не было равных…» («Дие батIалъи гьечIо ГьитIин гIадав бахIарчи гIакдаца гьавурав вукIаниги. Гьесул хвалчен букIана бищунго рекIараб ва бищунго тушман хIинкъулеб») // Информатор Саидбег Акаев (1955 г.р.), с. Данух.
9. Там же. С.86
10. ЦИАГ Ф.1087 Оп.1. Д.359 Военный журнал командующего войсками в Северном и Нагорном Дагестане ген.-л. Бебутова (1845-1846-е гг.) Л.7 (об)
11. Мухаммад Тахир аль-Карахи. Указ.раб. Ч.2. С.23-24; Абдурахман из Газикумуха, Указ.раб. С.53
12. 100 писем Шамиля. Махачкала, 1997. С.36
13. ЦИАГ Ф.1087 Оп.1. Д.372 Л.16 Сведения о действиях русских войск против чеченцев и тавлинцев в начале 1851 г.
14. Мухаммад Тахир аль-Карахи Указ.раб. Ч.2. С.57
15. 100 писем Шамиля. Памятники письменности Дагестана. Вып.1. Махачкала, 1997. С.174-176.
16. ДГСВК, С.590
17. Абдурахман из Газикумуха Книга воспоминаний саййида Абдурахмана, сына устада шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни. Махачкала, 1997. С.79, С.87.
18. 100 писем Шамиля. Махачкала, 1997. С. 258
19. Шихсаидов А.Р. Неопубликованные письма о Шамиле. Доклад на Шамилевском симпозиуме в Оксфорде, март 1991 г. //Абдурахман Казикумухский Указ. раб. Махачкала, 1997. С.202
20. Солтан В. Занятие Салатавии в 1857 г. //КС. Т.8, Тифлис, 1884 С.375
21. 100 писем Шамиля. Памятники письменности Дагестана. Вып.1. Махачкала, 1997. С.172-173.
22. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний… С.79
23. Там же С.54
24. Там же С.62
25. Мухаммед Тахир аль-Карахи. Указ.раб. Ч.2. С.71
26. 100 писем Шамиля. Махачкала, 1997. С.174