История

История  »   Наибы имама Шамиля  »   УМА ДУЕВ

УМА ДУЕВ

[опубликовано 22 Февраля 2018]

Хаджи Мурад Доного

 

Представитель тейпа Зумсой, участник Кавказской войны, «герой, истинный мусульманин», сподвижник имама Шамиля, который в знак уважения поддерживал его. Так, в письме наибу Алдаму имам писал: «…Я убедительно отрезал кусок земли одному человеку. А этот человек – моя правая рука, считающая у себя силу в половину моей армии – Умма Дуев. Он происходит из самых высших людей по отцу и по матери. Отрезанная местность зовется «Ганза» и граничит течениями воды в Чантинские границы. А потому я дарю Умма Дуеву обозначенную землю, и чтобы никто из вверенного тебе наибства и жители Зумсоя не препятствовали владеть ему землей».

Ума Дуев был наибом Киялала и близлежащих сел, «он воевал против русских больше года после покорения Чечни, скрывался в лесах и периодически устраивал вылазки и продолжал борьбу».

 

В середине мая 1860 г. начались волнения среди жителей верховий Аргуна. «Ума Дуев пользуется большим уважением населения, – докладывал о нем в Петербург временно исполнявший обязанности командующего Кавказской армией князь Орбелиани, – и по многим своим качествам может сделаться главою народного восстания».

К концу мая восстание, которое возглавили Ума Дуев и Атаби Атаев, охватило почти все селения Аргунского округа и проходило в течение нескольких месяцев с переменным успехом.

В первой половине ноября 1861 г. царские войска нанесли поражение отряду Атаби Атаева, его сподвижники были «уничтожены до последнего человека». Начались поголовные аресты родственников: власти требовали добровольной сдачи Атаби. Стремясь прекратить репрессии против безвинных людей, 14 ноября Атаби Атаев сдался в плен.

 

Несколько дольше продолжалось сопротивление повстанцев под руководством Умы Дуева. Известный «смелостью своею, а особенно честностью и прямодушием», Ума Дуев имел большой авторитет, пользовался широкой поддержкой населения. Не сумев уничтожить Уму Дуева, российское командование решило применить против него тот же прием, что и против Атаби Атаева: обрушить репрессии на жителей Аргунского округа и родственников, чтобы заставить его добровольно сдаться властям. Начальник области «притянул в округ новые войска и объявил жителям, что не выведет их и сам не выедет из округа, пока Ума Дуев живой или мертвый не будет в его руках». Эта политика тяжело сказывалась на положении жителей Аргунского округа, которые вынуждены были содержать войска за свой счет. Были арестованы десятки родственников Умы Дуева.

В конце концов его окружили в пещере отряды князя Мирского и тогда он понял, что не избежать плена. Дуева выслали в Смоленскую губернию на 4 года, но потом по просьбе жителей его родного селения разрешили досрочно вернуться на Кавказ. Возможно, власти, учитывая большой авторитет Дуева среди местного населения, предполагали, что после оказанной ему милости, бывший наиб Шамиля принесет пользу в деле управления. Более того, власти дали согласие на встречу Дуева с Шамилём в Калуге, которая состоялась 15 июня 1864 г. в Калуге. Во время этой встречи Шамиль договорился с Умой о переписке и дал ему свои личные деньги на дорогу домой. 22 июня Ума Дуев выехал на Кавказ. Вскоре после приезда домой он был избран старшиной Зумсоя, в качестве аманата отдал своего сына Даду для учебы и воспитания в кадетский корпус, после окончания которого тот стал офицером.

 

Наступил 1877 год. Вновь в Чечне обнаружились волнения, перешедшие в крупное восстание, причинами которого было, в основном, грубое и наглое попирание российской администрацией прав и свобод, предоставленных горцам.

22 июля 1877 г. Умма Дуев, которому к тому времени было 70 лет, возглавил восстание в Аргунском округе округе. 17-18 августа он с 300 повстанцами выдвинулся к аулам на реке Басс, участвовал боях с отрядами атамана Смекалова. 28 августа совместно с Лорса-Хаджи сражался у аула Элистанжи.

После неудачи в Чечне, руководитель восстания Алибек-хаджи вместе со своими сторонниками перебрался в Дагестан. Сюда же прибыл Умма Дуев со своими сыновьями, который, по словам летописца показал «себя настоящим царем-владыкой во время боев; человеком столь надежным для участников газавата, словно был он - ну самый настоящий замок; личностью, обладающей «белой рукой» в сражениях и войнах».

 

Заключительная часть восстания произошла в с. Согратле, где вместе с Ума Дуевым «на своем участке оборону держали его товарищи-мухаджиры, пришедшие с ним из Чечни и из других обществ Дагестана». Последние защитники Согратля вместе с Ума оставались в двух укреплениях. «Они, – писал летописец, – продолжали оказывать отчаянное сопротивление до середины ночи, будучи осаждёнными. Храбрец Ума был ранен в плечо. Вместе с ним воевал его сын Тутакай. Они оба были ранены, причем так «сильно, что не было надежды на его выздоровление». Тутакай был таким же храбрецом, как и отец, «человеком по храбрости своей подобный льву. Тогда же были арестованы Умма-хаджи вместе с сыном, а также остававшиеся с ними мухаджиры», – отмечал очевидец событий.

 Среди сохранившихся воспоминаний, особенно удивляет следующее.

 Вместе с Ума Дуевым был и один из его сыновей. А второй сын Дада был среди военных, которые занимались поимкой «старого хитрого волка». Русское командование отправило Даду к отцу, чтобы тот уговорил его сложить оружие. Но отец со старшим братом не собирались сворачивать со своего пути, и Дада решил остаться с ними и идти до конца. После подавления восстания активные его участники были приговорены к смертной казни через повешение, в том числе Ума Дуев с сыновьями. Когда их привезли к месту казни, Дада не хотел видеть смерть своего старого отца и первым вышел вперед. Тогда старый Ума крикнул своему младшему сыну вслед «Что, волчонок, испугался?». Дада ответил своему отцу: «Не испугался, и нет ничего на этом свете, чего бы я боялся! Но ты, Ума, раньше спокойно жить не давал, а теперь спокойно умереть не даешь!».

6 марта 1878 г. они были повешены русскими в Грозненской крепости.