История

История  »   Конституции и законы Кавказа  »   КАХЕТИНСКОЕ ЦАРСТВО

КАХЕТИНСКОЕ ЦАРСТВО

[опубликовано 2 Мая 2010]

Пашков Роман

 

 

Я, Георгий Второй Багратиони, повелел для своего царства следующее по праву владетеля и христианской веры.


Комментарий:


Данные законы были принято монархом Кахетии момент, когда Грузия находилась в кризисе и Кахетия была самостоятельным царством. Законы были подарены царем и согласие народа на них не было выражено. Они известны как Список Багратиони.

Часть 1. Основы страны.


Комментарий:


Часть первая посвящена основам страны, Кахетии как христианского царства на Кавказе. В первую очередь именно христианское царство древней традиции веры. Исходя из этого и надо понимать средневековую Кахетию. Она была всего лишь обломком былого величия грузинского царства.

Статья 1.


Кахетия есть суверенное христианское царство на грузинской земле и владеют им потомки Багратиони.


Кахетия является исторической частью грузинского царства.

Кахетия стремится объединить грузинский народ.

Комментарий:


Кахетия была прежде всего суверенным государством, заключающим международные союзы и ведущим войны. Царем по наследству становились потомки Багратиони. Ярко выражено интегристское устремление к объединению былой Грузии, желание выступить ядром такого объединения. Кахетия выражала себя как хранитель грузинской государственности, являясь по сути небольшим феодальным княжеством.

Статья 2.


Высший суверенитет принадлежит Богу и мы находимся под его заботой.

Бог охраняет нашу землю.

Комментарий:


Высший суверенитет принадлежит богу, чья длань простирается над нами - таково понимание суверенитета в то время, только христианское. Все помыслу в битве обращались в Богу и все победы были одержаны благодаря покровительству. Неудачи же объяснялись грехами и Бог отвернулся в этот день от Грузии. Вера была горячей и искренней в это.

Статья 3.


Кахетия есть высший долг и забота грузин.

Все грузины по праву рождения могут быть нашими подданными.

Комментарий:


Кахетия, выступая объединительным центром, стремилась стать центром в сознании грузин. Поэтому каждый грузин мог стать подданным царя Кахетии автоматически. Таким образом, кахетинское царство распространяло свое влияние на все грузинские земли, вбирая в себя весь грузинский народ.

Статья 4.


Кахетия есть колыбель Грузии, несущая духовные сокровища грузинского народа через века.

Кахетия сохраняет традиции грузинской государственности.

Дела Кахетии неприкосновенны и никто не вправе вмешиваться в управление страной.

Комментарий:


Кахетия выступила наследником традиций грузинской государственности, старательно оберегая свои права. Кахетия сознавала себя государством. миссия которого - объединение. Этому были подчинены все государственные институты и внешняя политика Кахетии. И в конце концов это сработало. Суверенитет Кахетии были неприкосновенен и никакие внешние силы не могли влиять на царя Кахетии.

Статья 5.


Кахетия есть земля христианская и правят в ней по добрым христианским нравам.

Вера христова есть лучшая в земле грузинской по заветам предков.

Комментарий:


Кахетия всегда была именно христианским царством с христианским миропониманием и политической традицией. В основе правления царя лежало соглашение с народом о правлении по добрым нравам. Соглашение это было неписаным и строго соблюдалось. Христова вера всегда охранялась на грузинской земле и к ней было особое почитание. На ней строилась вся грузинская культура.

Статья 6.


Вера Христова есть свет божий для грузинского народа и достояние Грузии.

Церковь бережет наследие народа.

Монастырям принадлежит право десятины.

Комментарий:


Христианская церковь выступала как средоточие культуры и науки. Поэтому отсюда и особые права и статус. Это нашло свое отражение и в своде высших законов. Авторитет церкви был незыблим и патриарх грузинской православной церкви сохранял всегда церковное единство страны даже в самые тяжелые времена. Многие монастыри имели вековую историю и их права почитались, в том числе и право на десятину.

Статья 7.


Земля Кахетии священна и неделима.

Земля Кахетии не может быть предметом соглашения даже царя.

Кахетия не может быть разделена и заложены ленные права.

Комментарий:


Данная статья закрепляла единство Кахетии. Она не могла быть разделена по наследству или заложена. Любое соглашение об этом было недействительно перед лицом народа. Только все или ничего переходило по наследству. Никакие договоры не позволяли отчуждать даже в случае проигрыша в войне.

Статья 8.


Кахетии принадлежит право суверенности в отношении своей территории и власти.

Царь обнимает своей властью каждого подданного.

Связь подданного с царством не прекращается вне пределов Кахетии.

Комментарий:


Кахетии имеет полный суверенитет над любой частью своей территории и царь имеет правовую связь с каждым своим подданным. Эта связь не прерывается никогда, пока подданный признает власть кахетинского царя. Каждый кахетинец находился под защитой царя и всегда ощущал связь с домом вне пределов страны.

Статья 9.


Царь заботится о семье и доме каждого своего подданного.

Каждый может обратиться к скорому и справедливому суду.

Царь защищает свой властью каждого.

Комментарий:


Царь защищал своей властью всякого, кто к нему обращался. Каждый мог обратиться к скорому и справедливому суду, включая суд царя. Изъятия не было, но в значительной степени это было декларативно. Понятно, что права крестьянина и феодала неравны. В случае бедствия царь мог раздавать свои запасы народы для его выживания.

Часть 2. Царь Кахетинский.


Комментарий:


Эта часть была одной из ключевых и второй по значению. Царь был центральной фигурой в государственном управлении. Он обладал высшим сюзеренитетом, право высшего суда, казны, сбора войска, заключения договора.

Статья 10.


Царь кахетинский есть владетель земли и отец своих подданных.

Царь обладает мудростью веков и веры.

Его действия нельзя подвергать сомнению.

Комментарий:


Царь кахетинский официально был владетелем всей земли и отцом всех подданных, подчеркивая личный характер отношений с каждым подданным. Царь обладал непререкаемой мудростью от бога и его действия нельзя было подвергать никакому сомнению. Сам факт сомнения влек кару.

Статья 11.


Царь кахетинский правит по божьему промыслу и только богу он подотчетен в делах и поступках своих.

Царь есть помазанник божий веры христовой.

Комментарий:


Царь отвечал в своих поступках только перед богом. Он был неподсуден никому, включая католикоса. Царь официально провозглашался правившим по велению бога. В своих действиях царь официально руководствовался божьим промыслом и его велением.

Статья 12.


Царь есть верховный сюзерен в земле Кахетинской.

Все преклоняют колено перед царем и силой царства.

Царь олицетворяет собой историю грузинского народа и выступает хранителем традиций.

Комментарий:


Царь был верховным сюзереном, все владения были от его имени, он мог лишить владения любого по своему усмотрению. Все преклоняли колено перед царем, выражая почтение к верховной власти. Царь официально выступал хранителем традиций и нес за это ответственность.

Статья 13.


Царь вправе образовывать ведомства двора для управления страной.

Он утверждает двор.


Царь стремиться объединить страну на добрых началах.

Комментарий:


Царь по своему решению образовывал ведомств по управлению страной. Он утверждал свой двор и вел дворцовые дела. Снова отражен факт объединения страны и то, что это находится под личной ответственностью царя, составляя все его помыслы.

Часть 3. Дворянство и церковь.


Комментарий:


В данной части объединены права дворян и церкви. Это были два важнейших института средневековой феодальной монархии. Церковь обладала духовной монополией, дворянство монополией на государственную службу. Эти два института были предметом постоянной заботы царя и их права тщательно соблюдались.

Статья 14.


Дворянство является основой государства и находится по его защитой и рукой царя.

Дворянство есть лучшее в государстве по крови.

Комментарий:


Дворянство признавалось основой государство и пользовалось защитой царя. Дворянство было лучшими людьми по праву крови, хотя допускалось и пожалование за выдающиеся заслуги, но это было редко. Дворянство выступало основным государственным сословием по управлению страной.

Статья 15.


Дворянин не может быть подвергнут наказанию, отдан в рабство, он первый друг и советчик царя в делах государственных.

Комментарий:


Каждый дворянин имел право на личный прием у царя по делам государственным и он не мог быть отдан в рабство ни за какие долги. Личность дворянина была неприкосновенна и его достоинство не могло унижаться. Каждый дворянин мог написать обращение к царю и оно должно было быть рассмотрено.

Статья 16.


Дворянин придерживается кодекса чести и неукоснительно выполняет его при любых обстоятельствах.

Только дворянин может занимать высшие должности в государстве и отправлять правосудие от имени царя в суде царя или князя.

Комментарий:


Дворянство держалось на соблюдении кодекса чести, отступления не допускались, иначе лишения сана дворянина и перевод в разряд свободных крестьян. Царь часто жаловал выдающимся людям звание дворянина. Только дворянин мог заседать в суде царя или князя.

Статья 17.


Церковь есть объединительное начало грузинского народа и символ единства.

Церковь независима в своих действиях от воли царя.

Комментарий:


Церковь выступала как символ единства страны и пользовалась этим, добившись этого прав аи законах царства. Царь не мог указывать католикосу ни по каким вопросам, он мог только просить. Эти просьбы выполнялись не всегда, хотя принимались во внимание католикосом.

Статья 18.


Епископ назначается католикосом с согласия царя и он есть первый священник в сатавадо после католикоса по делам церковным.

Епископу подчиняются монастыри и духовные заведения.

Князья и царь не вправе вмешиваться в дела духовные.

Комментарий:


Епископ сатавадо назначался католикосом с согласия царя, все-таки оно было нужно и соблюдалось, но епископ был независим от царя, соблюдая внешнюю лояльность. Епископу подчинялись при определенной автономии монастыри, хотя были монастыри, подчинявшиеся католикосу. Князья и царь не имели права вмешиваться в дела церкви.

Часть 4. Суд.


Комментарий:


Данная глава рассматривает суд в Кахетинском царстве. Право было христианским и особенно широки были права церкви и развито церковное право. Судебная система был трехуровневой: суд старейшин, суд князя и суд царя.

Статья 19.


Суд царя есть высший в царстве по делам светским, а суд каталикоса всех грузин - по делам церковным.

Царь судит по доброму нраву и обычаям царнства.

Комментарий:


В царстве было разделение высшего суда: церковное право регулировалось высшим судом каталикоса, а светское - царя. Каталикос в принципе выступал как общегрузинская инстанция по церковным делам, а царь только в пределах царства. Царь при спорах в земле судил по законам земли по общему правилу, но мог и обращаться к общегрузинскому праву в исключительным случаях в отличие от князя, который мог судить по общегрузинскому праву сразу.

Статья 20.


Каноническое право подлежит безусловному применению на всей территории царства и церковные суды независимы от царя, подчиняясь католикосу.

Комментарий:


Церковные суды независимы от царя, подчиняясь католикосу. Налицо параллельность, царь не мог никак вмешиваться в решения церковных судов, если они были приняты по церковному праву.

Статья 21.


Первым судом является суд старейшин по обычаям народа грузинского, для чего надлежит обратиться к князю.

Князь назначает селение, старейшины которого будут судить, и день суда.

Комментарий:


Первой инстанцией был суд старейшин, для чего было необходимо соблюдать процедуру и уведомить об этом князя, который выбирал селение, где будут судить и назначал день. Несоблюдение уведомление делало суд незаконным и влекло наказание для судей и для обеих сторон.

Статья 22.


Князь по делам сложным и государственным судит по доброму разуму именем царя.

Суд сатавадо безусловен по интересам князя и является в таком случае первым, а суд царя - вторым и высшим.

Комментарий:


Князь по сложным делала судил по доброму разуму именем царя, то есть применяя толкование при помощи юристов. Суд князя был первым, если затрагивались интересы сатавадо в целом и последней инстанцией в этом случае был царь. Это правило было неизменным на протяжении веков.

Статья 23.


Царь вправе принять любой вопрос к своему рассмотрению.

Царь творит суд сам, объезжая свои владения.

Комментарий:


Царь вправе решать любое дело в царстве, принимая его к своему рассмотрению. Никто не мог противиться этому и решение царя было окончательным. Царь творил суд сам, а материалы готовила его канцелярия. Отдельный момент был отражен, что царь мог творить суд при объезде своих владений или просто при выезде в резиденцию.

Статья 24.


Суд в царстве идет по обычаям и законам народа грузинского.

Иностранцы судятся своим правом.

Комментарий:


Суд шел по общегрузинскому праву. Это говорит о единстве правовом системы страны при ее феодальной раздробленности. Особенно это касалось церкви. Иностранцы судились по праву своей страны, на них право царства в области гражданских и уголовных прав не распространялось.

Часть 5. Сатавадо.


Комментарий:


Пятая часть посвящена региональному делению Кахетинского царства. Кахетия состояла из сатавадо - наследственных княжеств. Князья не могли открыто враждовать друг с другом и нередки в принципе были случае и лишения сатавадо.

Статья 25.


Сатавадо есть автономная область в царстве, управляемая князем - вассалом царя.

Сатавадо обладает автономией в делах управления по праву наследования князей и они правят от имени царя.

Комментарий:


Сатавадо есть автономное область, княжество в составе царства. Князь правит от имени царя и его именем выносит решения. Сатавадо обладало автономией в делах управления. Хотя царь определял ее по своему смотрению очень часто. Пользуясь вассалитетом. Каждый князь был вассалом царь и признавал его реальную власть.

Статья 26.


Князя сатавадо утверждает царь и он же вправе лишить его области в случае злого поведения.


Князем сатавадо становятся по наследованию и царь может назначить с правом владения лучших людей князьями при выплате отступного прежним.

Комментарий:


Князя сатавадо утверждал царя и он мог же его снять в случае «злого поведения». Такая формулировка давала широкий простор для толкования, включая произвол. Царь мог просто назначить нового князя и выплатить отступное прежним в случае отсутствия провинности. Таким могло быть его решение. В случае вины - без выплаты, просто лишение титула и владения.

Статья 27.


Князь сатавадо имеет право на свой герб, суд и дружину.

Наследование княжеского титула происходит по мужской линии старшего сына.

Комментарий:


Князь сатавадо имел право на наследственный герб. Он также обладал правом на постоянную небольшую дружину из дворян. Наследовал князь старший сын и наследование было неделимым - все или ничего. Таким образом, сохранялся лен и административно-территориальное деление Кахетинского царства.

Статья 28.


К делам сатавадо относится благоустройство дорог и крепостей, забота о сиротах, взимание пошлин, казна сатавадо, суд сатавадо, помощь церкви.

Царь вправе поручать князю выполнение поручений.

Комментарий:


Предметы ведения сатавадо были не так уж и определенны: это обороноспособность, призрение сирот, пошлины, казна сатавадо, право на суд, помощь церкви в случае бедствия. Царь мог возложить на сатавадо дополнительные обременения. Отказаться от них князь не имел права, так как каждое такое поручение носило личный характер.

Статья 29.


Князь вправе учреждать в сатавадо свой двор и творить управление по доброму нраву, придерживаясь законов грузинских в своей деятельности.

Комментарий:


Князь сатавадо был вправе учреждать двор и творить суд. Но он был связан законами царства и не мог создавать своих. Канцелярия царя строго следила за этим, поправляя решения князей и докладывая о них царю. Пределы компетенции князя были четко очерчены и оставаясь в них он был под защитой царя.

Статья 30.


Каждое сатавадо является неотъемлимой частью Кахетинского царства.

Князь сатавадо не может вступать во внешние сношения без ведома царя.

Комментарий:


Сатавадо не могло вступать в сепаратные переговоры и вести какие-либо договоренности с другими странами. Такое немедленно каралось царем. Каждое сатавадо было неделимо и принадлежало царя по праву короны. Внешние сношения были возможны только с разрешения царя.