История

История  »   Былое и думы  »   МОНГОЛЬСКАЯ ЧУМА

МОНГОЛЬСКАЯ ЧУМА

[опубликовано 3 Июня 2016]

Хаджи Мурад Доного

 

 

Монгольские завоевания в XIII веке, сопровождавшиеся разрушениями и уничтожением людских ресурсов вошли во всемирную историю как страшная, трагическая эпоха для многих народов. Гибель городов и селений, памятников культуры, падение сельского хозяйства и ремесленного производства, нарушение сложившихся веками торговых связей, истребление мирного населения основных производителей материальных благ эту катастрофу испытали все страны, по которым прошлась «монгольская чума», в результате чего на долгие годы был предопределён регресс в развитии общества. Успехи подвижных и  дисциплинированных монгольских боевых отрядов, наводивших страх на местное население, были ошеломляющими. Тем не менее, ответным действием на приход завоевателей становилась освободительная борьба в завоёванных странах.

Ужасная лавина монгольского нашествия дважды прошлась и по территории Дагестана.

 

В 1220 году монголы подошли к Дербенту со стороны Азербайджана, но стены цитадели выдержали мощный натиск завоевателей. Не представлявшие себе, что на их пути встанет город, который нельзя захватить, монголы обошли крепость, оставив ее в тылу, и ринулись дальше.

…Во время второго похода (1239 г.), захватив крепость и обосновавшись в Дербенте, монголы предприняли попытку проникнуть вглубь гор для обеспечения себе надёжности пребывания в равнинной и предгорной полосе. Осенью того же года пришельцам удалось воспользоваться междоусобицами дагестанских правителей и успешно действовать.  Монгольский отряд, отправившийся из Дербента, избрал маршрут Дербент - Хив (или Курах) - Рича - Чираг - Гумик. Сохранившиеся до сих пор остатки мечети ХII-ХIII вв. в Хиве это, по мнению ученых, последствие пребывания здесь монгольских завоевателей, наказавших жителей за защиту своего селения.

 

Упорное сопротивление завоевателям оказало селение Рича, бывшее в то время столицей небольшого феодального владения. Защита Рича - одна из самых ярких страниц освободительной борьбы народов Дагестана против монгольского нашествия.

В стене старой ричинской соборной мечети ХI-ХII вв. до сих пор сохранились надписи, повествующие о трагических событиях тех дней и доведшие до нас известия о мужественной борьбе жителей Рича и соседних селений.

 

Первая надпись рассказывает: «Пришло войско татар да не будет им от Аллаха большого передела, в Баб ал-Кист Риджу («в ворота справедливости Ричу»), когда от месяца раби ал-аввал оставалось десять дней. Затем воевали с ними жители Ричи до середины раби ал-ахира шестьсот тридцать седьмого года»

Сражение в Рича началось 20 октября 1239 г. и закончилось примерно 15 ноября этого же года. Таким образом, селение героически сопротивлялось 27 дней.

Если первая надпись повествует о военных событиях в целом, то вторая зафиксировала разрушение селения и мечети: «Эту соборную мечеть Баб ал-Кист Риджи в ноябре 1239 г. разрушило татарское войско в то время, когда разрушили курд Ричу в месяц раби ал-ахир... шестьсот тридцать седьмого года»..

 

Третья надпись уточняет дату разрушения селения это «когда оставалось девять дней месяца раби ал-авал», то есть 12 октября 1239 г., через день после штурма. Защитники селения, обосновавшись за стенами соборной мечети, выдержали натиск в течение 27 дней, после чего мечеть подверглась разрушению и была сожжена. 

После захвата и разорения селения Рича монголы воспользовались перевальной дорогой, что к западу от аула, ведущей к верховьям р. Газикумухское Койсу, вторглись в земли лакцев и в начале апреля 1240 г. штурмом взяли Кумух, учинив дикую расправу над местным населением.

 

Несмотря на отчаянные попытки завоевать ключевые позиции в горных районах Северного Кавказа, продолжавшиеся четыре года, монголо-татарским войскам в некоторых районах не удалось покорить местное население.

Вторжение 1239-1240 гг. в районы Центрального Дагестана не укрепило здесь позиций монгольских захватчиков, их власть здесь не утвердилась. Более того, источники свидетельствуют о том, что внутренние районы Дагестана достаточно быстро освободились из-под власти завоевателей. В июле 1241 г., как повествует надпись из селения Рича, здесь уже местный правитель строит крепость, а в 1250 г восстанавливается ричинская мечеть.

 

Из книги: Доного Хаджи Мурад. По тропам столетий. – Махачкала, 2016.