История

История  »   Былое и думы  »   САСАНИДСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В ЗАПАДНЫЙ ПРИКАСПИЙ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

САСАНИДСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В ЗАПАДНЫЙ ПРИКАСПИЙ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

[опубликовано 6 Декабря 2016]

Мурад Гаджимурадов

 

 

В раннесредневековую эпоху Восточный Кавказ, будучи привлекатель­ным в геополитическом и геостратегическом отношении регионом, оказался в орбите интересов и культурной экспансии Сасанидского Ирана. Сасаниды, пришедшие к власти в Иране в 225 г., имели цель - установить на Кавказе свой абсолютный контроль, в связи с этим развернули последовательную экспансию в сторону Западноприкаспийской равнины. Первый поход к Дербенту предпринял шаханшах Ардашир I (224- 239) [1, с. 44]. Как сообщает средневековый армянский историк Моисей Хоренский, для укрепления своих позиций он начал строить на Кавказе зороастрийские хра­мы, в которых «приказывает неугасимо возжечь огонь Ормузда (Ахура Маз­ды)» [2, с. 143]. Сын Ардашира I и преемник Шапур I (240 - 272) с еще большим усерди­ем продолжает политику своего предшественника. В 252 году он со своей ар­мией вторгся в Армению, разгромил её, после чего двинулся в Западный Прикаспий. Государство восточнокавказских народов - Агван (Албания) пало под мощным натиском сасанидской армии. Триумфальная надпись Шапура I на цо­коле храма Кааба Зороастра гласит, что власть его (т.е. Шапура - М.Г.) признали многие народы «вплоть до гор Кал (Кавказ) и «Албанских ворот» (Дербент) и всей горной цепи ...» [3, с. 138], после чего он назначил «в областях Кавказа» новых мтаваров (правителей) [3, с. 220].

 

Важнейшим инструментом в имперской политике Шапура I была рели­гия, имевшая особое отношение к себе со стороны правящей династии, по­скольку зороастрийская церковь была тесно переплетена с политической си­стемой. При Шапуре I проводилась планомерная миссионерская деятельность на Кавказе. Эти действия сопровождались применением военной силы. Зороастрийское духовенство, составлявшее один из столпов власти Сасанидов, в том числе на вновь завоеванных кавказских землях, находилось на особом при­вилегированном положении. Сасанидам на Северном Кавказе пришлось противостоять союзу воин­ственных горцев и предкавказских кочевников, которые держали в постоянном напряжении северные границы их державы. Шаханшаху Варахрану II (276 - 290) приходилось постоянно держать в регионе довольно крупные военные силы для охраны кавказских проходов [4, с. 38]. Предпринимаемые Сасанидами экономические, политические и культур­ные мероприятия способствовали втягиванию кавказских народов в политиче­скую жизнь империи. Так, в своей триумфальная надписи в Пайкули шахан­шах Нарсе (293 - 309) называет своими сторонниками практически всех кав­казских владетелей: «.царь маскутов, и царь Иберии, и царь Сикана, и царь Тиридат, и... нахупет Дахистана, и владетель Цахура, и Пурасман, владетель Мугана, и владетель Лака, и остальные махрдары (управители)...» [3, с. 169].

 

В это же время, интересы Сасанидской державы на Кавказе столкнулись с интересами Римской империи, чьи легионы в 298 г. вторглись в Южный Кав­каз и нанесли сокрушительное поражение армии Нарсе [5, с. 77]. После этого началось выдавливание Сасанидов с Южного Кавказа, для чего использова­лась не только военная сила, но и такой мощный инструмент имперской по­литики, как религия. Армянский царь Трдат III (287 - 330), поддерживаемый Римом, направил сюда юного христианского просветителя Григориса, которо­му удалось довольно быстро обратить в христианство многих представителей местной знати, в числе которых были даже трое сыновей царя маскутов Санесана, ближайшего сторонника шахиншаха. «.И проповедовал он там единую силу Творца - неизреченную Троицу и воплощение Слова Божьего, рассказы­вая о множестве различных чудес, сотворенных на земле [Христом]... С радо­стью приняли они [эти] проповеди и первыми уверовали в евангельское слово», - сообщает Мовсес Каланкатваци [6, с. 71].

 

В ответ молодой шаханшах Шапур II (309 - 379) в 337 году вторгся в Кав­казскую Албанию [7]. Это было началом очередного витка противостояния и взаимных гонений христиан и зороастрийцев. Армянский историк V в. Моисей Хоренский (ум. в 490 г.) со скорбью сообщает о притеснениях христиан, при этом демонстрирует явную неприязнь к персам, а последователей зороастрийской веры обвиняет в греховности и даже в отсутствии внутреннего смысла в их религиозной идеологии [8, с. 251]. По приказу Шапура II начались масштабные репрессии против христиан Кавказа. По его приказу епископ Григорис был подвергнут жестокой казни, христианского проповедника «привязали к хвосту дикой лошади и пустили по чистому полю» [9, с. 13-14]. Были убиты также многие крещеные представи­тели северокавказской знати, в их числе трое сыновей Санесана. «Сие несча­стье постигло христиан в 117 году персидской монархии и 31 году (340 год от рождества Христова. - М.Г.) царствования Шапура по прозванию долговечно­го», - повествует Мовсес Каланкатваци [6, с. 71].

 

Горя желанием отомстить за смерть сыновей, Маскутский царь Санесан начал войну против Шапура II и его союзника армянского правителя Хосрова, даже несмотря на то, что последний приходился родственником Санесану и оба происходили из древнего парфянского рода Аршакидов. Армянский исто­рик рубежа IV-V вв. Фавст Бузанд сообщает, что «Маскутский царь Санесан, сильно разгневавшись, проникся враждой к сородичу своему, армянскому ца­рю Хосрову, и собрал он все войска. и несметное множество других разно­шерстных кочевых племен, все множество войск, которым он повелевал» [9, с. 14-15]. Позиции Шапура II на Кавказе ещё более ослабели после того, как царь Албании Урнайр, женатый на его сестре, отказался от зороастризма и перешёл в христианство, как сообщает Мовсес Каланкатваци, «обратившись из многих стезей заблуждения к истинному Богу» [6, с. 71-72].

 

Урнайр деятельно принялся за христианизацию своей страны, о чём утверждает Каланкатваци «С этими небесными благами царь Урнайр вступил в Агванию, выучил и исполнил все обряды по правилам апостолов: все приня­ли небесное помазание и вписались в книгу жизни, были изгнаны бесы (зороастрийские маги - М.Г.) из страны нашей, прекратились жертвоприношения.., заблуждения, возвысилась истина, воцарился невидимый свет.» [6, с. 74-75]. При преемнике Шапура II шаханшахе Ардашире II (379- 383) спор за Кавказ вновь привёл Рим и Сасанидский Иран к кровопролитной войне, по итогам которой в 387 г. был заключен Нисибинский мирный договор. Армения была расчленена на две части: западная часть отошла Риму, восточная - Ира­ну. Албания попала под еще более сильное влияние Сасанидской державы [10, с. 306-315].

 

Через несколько лет Сасанидская держава на Кавказе столкнулась с ещё одной угрозой - в 396 году огромная гуннская орда, преодолев пограничную заставу в районе Дербента, лавиной обрушилась на закавказские провинции Ирана. Были разгромлены и разграблены ряд городов, после чего с огромной добычей гунны, преследуемые персидской армией, вернулись в Предкавказские степи [11, с. 40]. Теперь в Кавказской политике санидов на первый план вышло укрепление каспийского прохода. В 421 г. шаханшахом становится Варахрана V (421-439). При нём усилия по утверждению власти Сасанидов на Восточном Кавказе и Закавказье ещё более активизируются. Важнейшее место в кавказской политике отводилась имперской религии, вследствие этого возобновились репрессии против хри­стиан Кавказа. B 430 г. по приказу Варахрана V было казнено 20 тысяч после­дователей религии Христа [12, p. 30]. Ту же политику продолжил и следующий шаханшах - Ездигерд II (439­457). Первым делом он нанес поражение гуннам [13, с. 178], которые представ­ляли постоянную угрозу державе, совершая опустошительные набеги на Юж­ный Кавказ. Он отвоевал у «царя хонов» Дербент и воздвиг здесь защитные сооружения, перегородившие Прикаспийский коридор [14, с. 31].

 

Ездигерд II на Кавказе также продолжил политику своего отца по искоре­нению христианства и насаждению зороастризма. Отношение Ездигерда II к христианству хорошо иллюстрируют слова армянского историка Егише о нем: «И весьма гневался он при одном имени Христа, когда слышал, что, мол, он был мучим, был распят, умер и был погребен» [14, с. 32]. С целью распространения зороастрийской веры Ездигерд II направил на Кавказ более 700 проповедников-магов [15, с. 37]. Христиане всячески преследовались, а перешедшим в зороастризм предоставлялись значительные социально-политические и экономические привилегии, о чём гласит один из его указов: «Все народы и языки, которые находятся под моей властью, да оставят каждый закон своих лжеучений, и все до последнего придут к покло­нению Солнцу. Если Вы признаете учение магов, а все ваши заблуждения чи­стосердечно обратите в истину законов наших великих богов, я доведу вас в величии и старшинстве до равенства с моими любезными нахарарами (выс­шая знать - М.Г.), да еще дам превзойти» [14, с. 35].

 

Притеснения со стороны сасанидских властей в 449 г. вызвали восстание христиан Кавказа, которые первым делом нанесли удар по резиденции персид­ского наместника в Дербенте. По сообщению Мовсеса Каланкатваци, вос­ставшие «...пошли войной на крепость, построенную Газкертом (Ездигердом II) при вратах гуннов (Дербент - М.Г.), которыми насильственно владели пер­сы. Они взяли и разрушили крепость, истребив войска в ней поселившиеся, и ворота эти поручили некоему Вардану из рода албанских царей» [16, кн. 2, гл. 2]. Лазарь Парбский также сообщает о том, что восставшие «многих других персидских воинов, применив меч, истребили и поручили пахак одному царевичу-албану, имя которого было Вахаи» [17, с. 66]. Ездигерд II задался целью во что бы то ни стало развалить коалицию кавказских народов, и с этой целью стал подкупать знать кавказских наро­дов. Егише сообщает, что он «некоторых совращал золотом и серебром, многих - еще другими обильными дарами, а некоторых агараками (имениями) и боль­шими деревнями, некоторых почетными повязками «княжениями великими» [14, с. 35]. 

 

Шаханшаху Ездигерду II с помощью подкупа и посулов удалось разва­лить антииранское движение кавказских народов, значительная часть знати пе­решла на его сторону. В 451 г. ослабленная и поредевшая армия повстанцев была разгромлена в решающем сражении на Аварайрском поле. Об этом можно судить по следующему сообщению Мовсеса Каланкатваци: «Во времена надменного Иазкерта (Ездигерда II) дьявол возжигал и все раздувал в нем мысль упразднить христианскую религию... Персидское войско вторглось в нашу страну. А также прибыла и другая многочисленная конница от пер­сидского двора. И кроме всего этого, они привели с собой еще и триста наставников (магов) и разобщили страну. Некоторых они переманили на свою сторону щедрыми подарками и хотели дотянуться и до церквей. По ве­лению царя (Ездигерда II) они принуждают всех. [16, кн. 2, гл. 2]. Очевидно, многие христиане были вынуждены принимать зороастризм, поскольку Каганкатваци утверждает, что они «роднятся с язычниками», под которыми можно понимать огнепоклонников-зороастрийцев. Часть христиан предпочла с оружием в руках защищать себя и свою веру, другие скрывались вы­соко в горах [16, кн, 2, гл. 2].

 

В 459 году шаханшахом Ирана стал Пероз (459 - 484) , который оконча­тельно разгромил восстание в Южном и Восточном Кавказе [18, с. 334-335]. Наступили тяжёлые времена для кавказских народов. По приказу Пероза прак­тически вся албанская, иберская и армянская знать была насильно обращена в зороастризм. Если кто отказывался, то «кровь всех святых мучеников Христо­вых проливалась на землю от скверных рук», - сообщает по этому поводу Мовсес Каланкатваци [16, кн. 2, гл. 3]. Очевидно, в этих войнах погибла значительная часть взрослого мужского населения кавказских народов, поскольку на протяжении последующих 20 лет Сасанидская администрация практически не испытывали серьёзного противо­действия со стороны местного населения. Но прошло 20 лет с этих событий, выросло новое поколение воинов, и в 482 г. на Южном и Восточном Кавказе началось новое антииранское восстание под религиозными лозунгами.

 

Шаханшах Валарш (484 - 488) был вынужден пойти на значительные уступки кавказским христианам, прекратить гонения и дать свободу албано­григорианской церкви. В 487 г. Валарш возвёл на албанский престол Вачагана II, который был ревностным христианином, хотя и подчинялся сасанидскому правителю. Фактически это означало, что Сасаниды стали проводить более гибкую политику на Кавказе, религиозному давлению предпочтя политические методы. На недолгое время наступил период веротерпимости. Источник гла­сит: «Царь персидский Валаршак повелел, чтобы каждый твердо держался сво­ей веры, по своей собственной воле, и чтобы никого насильно не обращали в мага. Услышав об этом, благочестивый и боголюбивый царь Вачаган с великой радостью и ликованием поспешил в церковь Божью, где неустанными молит­вами и в слезах восславлял вечную и неизреченную Святую Троицу...» [6, с. 102].

 

На рубеже V - VI вв. обстановка на Восточном Кавказе резко обостри­лась, что было связано с всевозрастающей угрозой от предкавкахских кочев­ников. Поэтому шаханшах Кавад I (488 - 531) был вынужден начать масштаб­ные мероприятия по укреплению границы и своих позиций в регионе. Армян­ские источники утверждают, что Кавад I с этой целью из внутренних районов державы в «албанскую область» переселил 30 тысяч семей [19, с. 18]. Кроме то­го, в Дербенте на постоянной основе был размещен 50-тысячный воинский кон­тингент [20, с. 276]. Эти меры, а также возведение сети крепостей и заградительных стен на территории современного Дагестана и Азербайджана [5, с. 41] позволило Каваду I создать своего рода буфер на пути продвижения орд кочевников. В 531 г. шаханшахом стал Хосров I Ануширван (531-570). На Восточном Кавказе он осуществил комплекс мер, в том числе провёл административную и налоговую реформы, развернул масштабное строительство фортификационных сооружений. По свидетельству средневековых арабских авторов, всего персы построили 360 крепостей [21, с. 18-19]. Целью всего этого было противостоять мощному Тюркскому каганату.

 

Благодаря осуществлённым Хосровом I мероприятиям, Сасанидские ша­ханшахи вплоть до середины VII в. уверенно держали Восточный Кавказ в сво­их руках. Конец их владычеству на Кавказе, как и их державе всей, было поло­жено обрушившимся «ураганом» арабских завоеваний. Со смертью шахиншаха Ездигерда III (632 - 651) династия Сасанидов пресеклась. Их держава была раз­громлена арабами и включена в Халифат, как впрочем, и Западный Прикаспий.

 

 

Литература

 

  1.  Письменные памятники Дагестана - Махачкала, 1989.
  2.  История Армении Моисея Хоренского / Пер. с арм. и объясн. Н. Эмми­на.- М., 1958.
  3.  Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. М., 1987.
  4.  Мровелли Леонти. Жизнь картлийских царей / Пер, и коммент. Г.В. Цулая. М, 1979.
  5.  Кудрявцев А.А. Древний Дербент. - М., 1982.
  6.  Мовсес Каланкатваци. История страны Алуанк / Пер. с древнеарм., пре- дисл. и комм. Смбатяна Ш.В. Ереван, 1984.
  7.  Аммиан Марцелин. История. XVII, 12. /Пер Ю. Кулаковский. Киев, 1906-1908 гг.
  8.  История Армении Моисея Хоренского / Пер. с арм. и объясн. Н. Эмми­на. М., 1958.
  9.  Фавст Бузанд. История Армении. / Пер. с древнеарм. и коммент. М.А. Геровчяна. Ереван, 1953.
  10.  Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. IVв. до н. э. - VII в. н. э. М.-Л., 1959.
  11.  Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов ССР. - М., 1941.
  12.  Firby N.K. European travelers and their perceptions of Zoroastrians in the 17 and 18 centuries // Archaotogishe Mitteilungen ans Iran. Ergazungsband. Berlin, 1988. № 14.
  13.  Семенов И.Г. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е ты­сячелетие новой эры). Казань, 1994.
  14.  Егише. О Вардане и войне армянской. / Пер. с древнеарм. И.А. Орбе- ли; Прим. К.Н. Юзбашаняна. Ереван, 1971.
  15.  Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии народов Дагестана. История и современность. Махачкала, 2001.
  16.  Моисей Каганкатваци. История Агван / Пер. К. Патканова. СПб., 861.
  17.  Лазар Парпеци. История Армении и Послание к Вагану Мамиконяну. Под ред. Г. Тер-Мкртчяна и С. Малхасянца - Тифлис, 1904
  18.  История Егише Вардапета /Пер. с армян. П. Шаншиева. Тифлис, 1853.
  19.  Гевонд В. История халифов Вардапета Гевонда, писателя VIII века. СПб, 1862.
  20.  Ахмад б. Йахйа ал-Балазури. Футух ал-булдан тасниф... Бейрут, 1407/1987. (на араб. яз.).
  21.  Ибн ал-Факих. Книга стран /Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXI. Тифлис, 1902.