Личности

Личности  »   ДЖАМАЛУДДИН ИЗ ГАЗИКУМУХА

ДЖАМАЛУДДИН ИЗ ГАЗИКУМУХА

(0 1792 - 0 1866)

Алхасова Диана, Мусаев Махач

 

Шейх ДжамалуддинСаййид Джамалуддин ал-Хусайни ал-Кибуди ал-Газигумуки ад-Дагистани (Джамалудин Газикумухский, Казикумухский, родился в 1792 (или 1788) г. в Газикумухе, переехал и умер в Стамбуле (1283/1866г.), где и похоронен (кладбище «Каража-Ахмад»)). Широко известный в Дагестане и за его пределами духовный и общественный деятель, ученый, шайх накшбандийского тариката, сподвижник Шамиля.


Кумух, откуда он родом один из крупных и видных административных, экономических и идеологических центров Дагестана. Его отец, Макабутта, приложил все усилия в воспитании сына, который получил блестящее для своего времени образование в Кумухе, ряде городов Кавказа, в Османской империи. Исследователи отмечают его основательные знания в языках (арабский, персидский, тюркский, ряд языков Дагестана), по арабской литературе, античной и мусульманской философии, мусульманскому праву, этике. В молодости служил делопроизводителем Аслан-хана Казикумухского.

Сын ‘Абдаррахман рассказывал, что его отец «Джемалэддин-Гусейн был родом из Казикумуха. В первой своей молодости он служил при бывшем казикумухском хане Аслан-хане в качестве письмоводителя. Хан любил его и за усердную службу его и преданность пожаловал ему три деревни в Кюринском ханстве под общим именем Астал». Но вскоре отказался от государственной службы, целиком посвятив себя научным занятиям и «служению идеям суфизма», проводя время в Газикумухе «в уединении, занимаясь молитвами и направлением посетителей его на путь истины».


Большую роль в формировании духовных интересов молодого искателя знаний и истины сыграло его знакомство с выдающимся шейхом накшбандийского тариката, ученым, идеологом национально-освободительного движения 20-50 гг. XIX в. на Северо-Восточном Кавказе Мухаммадом ал-Яраги (1771-1839гг.). От него Джамалудин получил (1824г.) инвеституру на наставничество (иджаза) накшбандийского тариката. Имя Джамалуддина из Газикумуха как шейха и видного проповедника накшбандийского тариката, было широко известно в мусульманском мире, фигурирует во многих научных справочниках о видных деятелях суфизма в мусульманском мире. Его глубокие познания, эрудиция были общепризнанны.


Джамалудин из Газикумуха «ввел в тарикат» имамов Дагестана Газимухаммада и Шамиля, у которых пользовался непререкаемым авторитетом. Он был сторонником мирного решения взаимоотношений с Россией, но пользовался, тем не менее, доверием и глубоким уважением имамов. Джамалудин был членом Дивана Имамата, и Шамиль постоянно обращался к своему наставнику за советом по вопросам государственного правления, права, международных отношений. Родственные отношения еще больше укрепляли дружбу и доверие между двумя выдающимися дагестанцами.


Могила шейха Джамалуддина и его сына Бадави на кладбище "Караджа Ахмед" в СтамбулеПосле падения Имамата переселился в Стамбул (1862г.)
Джамалудин из Газикумуха известен и как автор нескольких сочинений. Самое известное из них получившее всеобщее признание трактат по теории и практике суфизма накшбандийского тариката под названием «ал-Адаб ал-мурдиййат фи-т-тарикат ан-накшбандиййат» («Удовлетворительные правила в накшбандийском тарикате»). Труд издавался неоднократно (Порт-Петровск, 1905; Темир-Хан-Шура, 1908; Оксфорд, 1986). Перевод на русский язык (свободное изложение материала) также издавался в Тифлисе в 1869 г., а перепечатка была осуществлена в Оксфорде в 1986 г.


Известно также сочинение, посвященное доступному изложению основ мусульманской религии (усул ад-дин), правилам совершения молитвы, соблюдения поста, описанию внешности Пророка и его образа жизни. Сочинение построено в популярном жанре вопросов и ответов («Та’лиф аш-шайх ал-камил ал-муршид Джамал-ад-дин» (т.е. «Сочинение совершенного шайха муршида Джамалуддина») или «Кифай ат ал-‘ауам» («Достаточное для народа»).
Третье известное произведение - «ал-Каул ас-садид фи джауаб рисалат Са’ид ли-ш-шайх ал-муршид Джамал ад-дин». Перевод: «Здравое слово в ответ на послание Саида шайха муршида Джамулуддина».

Литература:


Гайдарбеков М. Антология дагестанских ученых // Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН.Ф. 3. Оп. 1. Д. 180. Л.4.
Джамаладдин ал-Гумуки. Ал-Адаб ал-мурдийа. Темир-Хан-Шура, 1908 (на арабском яз.);
Джамаладдин ад-Дагестани ал-Газигумуки. Ал-Адаб ал-мурдийа. Петровск, 1905 (на арабском яз.);
Джемаледдин Казикумухский. Ал-Адаб ал-марзийа. Накшбандийский тарикат. Оксфорд, 1986 (на английском яз.)..
Джемалэддин Казикумухский. Адабуль Марзия // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.2. Тифлис, 1869.
Магдиев С.Я. О письменном наследии шайха Джамалуддина из Газикумуха // Наука и молодежь: Сборник статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Вып. 5. Махачкала, 2004. С. 11-15.
Магдиев С.Я. Социальная роль традиционного мусульманского духовенства // Материалы конференции «Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы». Махачкала, 2003;
Магдиев С.Я. Суфийские идеи в дагестанской арабоязычной литературе XIXв. // «Наука и молодёжь» №6. Махачкала, 2003.

Причастность: