Личности

Личности  »   ДАИДБЕКОВ АДИЛЬ - ГИРЕЙ

ДАИДБЕКОВ АДИЛЬ - ГИРЕЙ

(17 Июля 1873 - 0 1946)

Коркмасов Анатолий, Доного Хаджи Мурад

 

17 июля 1873 г. Темир-Хан-Шура – 1946 г. Баку 

Происходит из старинного потомственного узденского (дворянcкого) рода.

 

Отец – Абдулкадыр Даидбеков, потомственный узден Даг.Области, гвардейский офицер, состоявший военным переводчиков при генерал – губернаторе Дагестана.

 

Мать – Коркмасова Хаписат-бике, из старинного потомственного рода почетнейших узденей Дагестана (родная сестра отца Коркмасова Джелала -Асельдера. см.справочник)

 

По окончании Т-Х.-Шуринского реальное училища, поступил в Рижский политехнический институт (1888 г.) Это к нему, двоюродному брату, были обращены слова, будущего основателя и руководителя Дагестанской Республики Джелала Коркмасова, писавшего ему из Парижа в 1898 г.:


« Брат, Иди всегда непоколебимо, самоотверженно дорогой благородных Иди, хоть и один к цели., Ведь впервые отзываются наиболее чуткие, Ведь впервые осознают наиболее восприимчивые. Таков зовет прошлого, само настоящее, голос будущего..»!


Со второго курса обучения он переезжает в Москву, где продолжает учебу на химическом факультете Императорского технического Училища (ныне Университет им. Н.Э.Баумана), где в то время преподавали светила российской науки И.И. Аристов, Я.Я.Никитинский, П.П.Петров, отец русской авиации И.Е.Жуковский и др.и в 1899 г. оканчивает его с отличием.

 

По окончании училища, Приказом Министра путей сообщения (15.11.1899 г.), определяется на службу в Кавказский Округ. Высочайшим Приказом ( 19.03.1901 г., № - 18) по гражданскому ведомству А-Г. Даидбеков утверждается в чине коллежского секретаря со старшинством в чине с 15.11.1899 г.


В 1902 г. обобщая опыт работ по проектированию дорог и мостов в Северной Осетии - титулярный советник ( 8 -й класс Табеля о Рангах, для потомственных дворян) А .–Г. Даидбеков, под совместной редакцией с действительным статским советником профессором Н.Г. Каргановым пишет труд, изданный под названием: «Экономическая записка по проекту Дагестанского подъездного железнодорожного пути Темир –Хан – Шура – Петровск: Д.с.с. Карганова и дворянина Даидбекова», (С.-Петербург, 1902 г. Типография Евдокимова. Спб.- Петербургского общества «Печатные дела России»).

 

Высочайшим Приказом ( 27.09. 1903 г., №-72) по гражданскому ведомству, он производится в титулярные советники со старшинством в чине с 15.02. 1902 г.В 1905 году инженер-технолог А-Г. Даидбеков принимает 1 дистанцию в Дагестане и Высочайшим Приказом( 10.03. 1906 г., №-15) по гражданскому ведомству производится в коллежские асессоры со старшинством в чине с 15.11. 1905 г.

 

С 1906 г. он состоит действительным членом Общества просвещения туземцев мусульман Дагестанской Области ( г. Темир-Хан-Шура) в состав которого входили; П. Эмиров, Д. Коркмасов, З. Темирханов, Н. Тарковский, Талышханов, З. Гаджиев, М-С. Кадиев, Мустанов и др.В 1910 г. Высочайшим Приказом по гражданскому ведомству А-Г.Даидбеков награжден Орденом Св.Станислава -3-й Ст. на Станиславской ленте, для ношения в петлице. 15 декабря 1912 г., Высочайшим Приказом по гражданскому ведомству ( №- 81), он производится в надворные советники - ( в соответствии Табеля о рангах - п/полковник) со старшинством в чине с 15. 11. 1909 г. и награждается Орденом Св. Анны - 3-й Ст.для ношения на ленте и в петлице.


В мае 1917 г., представителем от Дагестана А-Г. Даидбеков делегируется на Первый ( Горский) съезд Объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. ( г. Владикавказ), приветствовавшего революционные перемены в Росии, выразившего свою полную солидарность мерам направленным на скорейший созыв Учредительного Собрания, отношение к вопросам формирование федеративного государства и образования в ее составе Горских автономий, принимает активное участие в его работе и в первом же созыве избирается членом ЦК Союза Объединенных горцев.

 

С июля по ноябрь 1917 г., А-Г. Даидбеков член Совета дагестанского Областного земельного Комитета при Временном Областном Исполкоме ( пред. Обл. Исполкома и Обл. зем. Комитета Дж. Коркмасов, г. Т-Х.-Шура.)

 

С апреля 1918 г. он активный сторонник официальных органов власти в лице его правительственных органов ВРК, затем Областного Исполкома Советов.С падением сов.власти в сентябре и занятием области Л. Бичераховым, он в оппозиции и принимает активное участие в жизни гор.Темир-Хан-Шуры, находящейсся на особом положении местного самоуправления.


С осени 1918 по май 1919 г. - министр транспорта демократического Горского правительства (Т.-Х.-Шура) После переворота ( май 1919 г.) в г. Темир-Хан-Шуре и низложении Гор. Пра., он в оппозиции к оккупационным деникинским властям, поддерживает связь со штабом повстанческой Армии Свободы Дагестана и ставкой Совета Обороны Северного Кавказа и Дагестана руководимых Дж. Коркмасовым ( осень 1919- март 1920 гг.)В 1920-1921 гг., зав. отделом путей сообщения дагестанского правительства - Ревком Д. С. С. Р.

 

В этот период жизни и деятельности А- Г. Даидбеков принимает самое активное участие в хозяйственном возрождении Дагестана, к улучшению, пришедших в негодность в годы гражданской войны, «многих дорожных покрытий, строительству новых, усовершенствованных дорог ( со смягчающими уклонами и поворотами ), устройству мостов с исполнением работ с затратой весьма незначительных средств в сравнении с их сметной стоимостью».

 

Он один из основных технических руководителей в организации Вседагестанского дорожного субботника, так, например, ставшего историческим и, прошедшего по инициативе пред. Совнаркома ДССР и Даг. ЭКОСО Д-Э. А. Коркмасова 30.10.1922 г., в ходе которого были восстановлены; в Кюринском округе - 327 км., шоссейных дорог, Андийском -196 км., Гунибском – 286 км., Лакском – 58 км., а также были отремонтированы 92 моста и 2617 км. проселочных дорог.»Одновременно, А-Г. Даидбеков чл. технического комитета при Даг.ЭКОСО, зав.промышленным Управлением Даг.Союза - хоз.Отдел ДСНХ, при СНК ДССР.


Вместе с видными инженерами Дагестана; З. Темирхановым, В. Эмировым, Эфендиевым, Султановым, Ахундовым и др., А-Г. Даидбеков один из активнейших сторонников и помощников пред.СНК и ЭКОСО ДССР, начальника Главного штаба Трудового фронта - Дж. Коркмасова в осуществлении грандиозных мелиоративных и землеустроительных работ в Дагестане, строительстве знаменитого «КОРа» ( 1921- 1923 гг.), за который Даг. Республика, первая из числа входивших в состав РСФСР, была удостоена своей первой Высшей правительственной награды – Ордена Трудового Красного Знамени.


С 1925 по 1927 гг. А-Г. Даидбеков, начальник Даготдела местного транспорта, затем дорожно - коммунального отдела НКВД ДССР, а также ведущий специалист Дагестанского научно-исследовательского Института, член Республиканского Совета обследования и изучения Дагестана, председатель Комитета Гос. сооружений.Автор ряда работ по проблемам основных задач и перспектив развития дорожного строительства в Республике, ( журнал «Плановое хозяйство Дагестана».- 20-е гг.)

 

На основании обобщенного опыта строительства дорог в Дагестане А-Г.Даидбековым был написан труд, но по не установленным причинам не изданный (рукопись сохранилась).Под его непосредственным руководством было осуществлено строительство и ремонт многих дорожных объектов; Касумкентского и Микрахского моста, железный мост на дороге Ашильта-Гимры, часть проложенной Араканской дороги, качественное улучшение и расширение сети дорого на Белиджи- Ахтынском и Касум –кентском участках дорог Республики ( 1925 – 1927 гг.) За успехи в работе в деле хозяйственного возрождения Дагестана, он неоднократно поощрялся правительством Д.С. С. Р. с публикацией о нем материалов в печати. ( газ. « Советский ..», и «Красный Дагестан»)


Грянули печально - известные 30-е. По необоснованному обвинению он был репрессирован и отправлен в ссылку в Новосибирск ( 1932 г.). Сначала рабочий, затем Инженер-инспектор по дорожному и жилищному строительству, затем инженер по транспорту безрельсовых и рельсовых дорог з-да горного оборудования «Сибмашстрой».

 

По досрочному освобождению ( 1934 г.) за добросовестный труд А.-Г. Даидбеков в Дагестан, по понятным причинам той обстановки, где столько было положено им сил и энергией на его восстановление, не возвращается. Вместе с семьей он поселяется в Баку.

 

Отъезд из Дагестана в те годы, спас его и семью от дальнейших неминуемых репрессий, разразившихся и не утихавших в течении длительного времени.С марта 1934 г. инженер А-Г.Даидбеков, по приглашению Союза шоссейно-дорожного строительства, работает в Азглавстрое, где одновременно преподает «Дорожное дело» на курсах рабочих-стахановцев, для которых им составляется программа, одобренная и утвержденная в Москве.

 

После окончания Великой Отеч.Войны, он - нженером производственного отдела Главного дорожного Управления при СНК АзССР.В 1946 г. А-Г. Даидбеков награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.» и был удостоен звания «Почетный дорожник » Азербайджанской С. С. Р.»

 

Был женат ( 20.04.1901 г.) на дочери потомственного дворянина, командующего Карским гарнизоном, полковника Х. Кугушева – Марьям – Ханум.В потомстве дети; Зейнаб – 1902 г. – 1935 г., Фуад – 1906 -?, Эльмира – 20.06.1912 – 5.03.2007 г.)

Причастность: