Личности

Личности  »   АБДАЛЛАТИФ ГОЦИНСКИЙ

АБДАЛЛАТИФ ГОЦИНСКИЙ

(0 1851-52 - 0 1890-91)

Алхасова Диана, Мусаев Махач

 

‘Абдаллатиф ал-Хуци (Гоцинский, из Гоцо, 1268/1851-52 - 1309/1890-91) – дагестанский поэт, родился в с. Нижний Дженгутай, когда его отец Дунугунул Мухаммад находился в изгнании. Отец придавал большое значение воспитанию и обучению ‘Абдаллатифа. Сначала он обучался риторике и мусульманскому праву у Курбана ‘Али ал-Ашилти, который до конца жизни гордился своим учеником, а затем у Са‘аду б. Нурмухаммад и Хабибулаха б. ‘Абдалмаджида ал-Харакани. Следующими преподавателями ‘Абдаллатифа по мусульманскому праву были ‘Абдарразак б. ‘Али ал-Унцукули, ‘Усман Хаджжи и Дибир б. Будун ал-Буцри.

Математическим, астрономическим и философским наукам он обучался у Атта Хаджи б. ‘Умара ал-Гумуки и Зайда ал-Куркли. Он с большим уважением относился к ал-Куркли, был очень расстроен новостью о ссылке ал-Куркли как участника восстания 1877 г., и написал очень длинную и печальную элегию, когда его любимый учитель умер в Сибири в 1300/1882г. Атта Хаджжи ал-Гумуки был настолько привязан к своему ученику ‘Абдаллатифу, что, по словам самого ал-Хуци, в процессе обучения написал субкомментарий на «ал-Хидайат» ‘Асир ад-Дина ал-Абхари (ум. в 663/1265г.) специально для него.

Таким образом, ал-Хуци получил многогранное и последовательное образование, он преподавал арабский язык, его морфологию, грамматику, этимологию, логику, философию, естествознание, астрологию, математику, тафсир, хадисы, мусульманское право, самостоятельно изучал географию, историю, медицину, ботанику. Он в совершенстве владел персидским и тюркским языками, о чем свидетельствует письма и книги из его библиотеки, которыми он часто пользовался, а также ценные заметки на полях печатного издания перевода на турецкий язык «Гюлистан» Муслихаддина Са‘ади аш-Ширази.

Помимо восточных языков и своего родного аварского он знал еще кумыкский и лакский языки. В период завершения и по окончании учебы ‘Абдаллатиф развернул активную педагогическую, писательскую, научную деятельность, вокруг него собиралось множество самых лучших мута‘алимов не только из Дагестана, но из соседних областей и стран, которые брали у него уроки. Слава молодого ученого гремела по всему Дагестану, из писем, посланий, комментариев явствует, что даже крупные ученые посылали ему трудные вопросы из различных областей наук, чтобы мута‘аллим ‘Абдаллатиф вынес по ним обоснованные с многочисленными ссылками, стройные и отличающиеся конкретностью и последовательностью фатвы.

Мадраса ‘Абдаллатифа находилась в Нижнем Джунгутае, пользовалась огромной популярностью и, бесспорно, была одной из самых лучших в Дагестане. Там обучались самые сильные мута‘аллимы естественным и философским наукам. Об этой мадраса один из учеников ал-Хуци Дарвиш Мухаммад ал-Инхави (из Инхо) писал: «Я тоже учился у него (у ‘Абдаллатифа ал-Хуци – авт.) по самым трудным книгам… и видел в нем самого совершенного энциклопедически образованного человека. Я получил у него в течение двух лет больше, чем я получил за всю свою жизнь. Количество учащихся у него никогда не было меньше тридцати.

Вот те, которые учились у него и «пили из моря его знаний»: Шайх ‘Али внук знатного шейха и живущего в уединении святого Хаджжи ‘Абдарразака ал-Унцукули, ‘Абдаллах б.Курбан ‘Али ал-Ашилти, Нуруллах ал-Карахи, Мухаммад б.Батрик ал-Гулуди, Мухаммад ал-Курали, Ибрахим ал-Ахты, Ибрагим Хаджжи ал-Тилитли, ‘Абдассалам Хаджжи ал-Гиничутли, Хирияв Хаджжи ал-Карати, Хафиз Мухаммад Наби б. Шахав ал-Ансухи, Курбан ‘Али ал- Аргвани, ‘Абдалхалим Челеби ал-Аргвани, Ибрахим ал-Ашали, Ибачи ал-Дженгути, Хазак ал-Дженгути, Хаджияв ал-Михилти, ‘Абдаллазим внук Йусуфа ал-Йахсави, ‘Абдалкадыр ал-Чиркави, Хамзат ас-Сугури и я, бедный Дарвиш Мухаммад ал-Инхави». Кроме перечисленных Дарвиш Мухаммадом учеников у ‘Абдаллатифа в Джунгутае еще учились: Мухаммад б. Исхак ал-Буцри, Кудияв Дибир ал-Хуцали - автор книги «Джавихир ас-сулук», Мухаммад б. Махаммад ал-Хунзахи, Мансур ал-Бухти, Ахкубек ал-Ашилти, Хаджжи Мамма ал-Джунгути, Таджаддин ал-Джунгути, Фахру ал-Аргвани, Тамарил Дада ал-Ухли, Алиф Мухаммад ал-Микахи, Кудияв Мухаммад (Нурмухамил Мухаммад) ал-Буцри.

Нужно отметить, что из подавляющего большинства мута‘аллимов вышли замечательные арабисты с глубоким знанием наук. Школа ‘Абдаллатифа отличалась последовательностью, углубленностью обучения, высоким уровнем арабского языка и самое важное всеобщей любовью ко всем наукам, которую мударрис сумел пробудить в своих учениках. В 1302/1884 г. ал-Хуци отправился в Казань и посетил знаменитую в исламском мире мадраса «Марджаниййа» известного татарского ученого Шихаб ад-Дина Харуна ал-Марджани, где ознакомился с современными методами преподавания, рядом неизвестных ему доселе книг, о которых он оставил множество похвальных отзывов.

Первым и самим важным результатом путешествия ‘Абдаллатифа в Казань было пробуждение у него интереса к странствиям по исламскому Востоку. В течение нескольких следующих лет (1306/1889-1307/1890) он вопреки властям в сопровождении Хаджжи Ибрахима сына известного шайха Мулла Исма‘ила ал-Билаки посетил Грузию, Турцию, Египет, Мекку, Медину, где приобретал книги, встречался с авторитетными исламскими учеными, шайхами, после чего вернулся на родину. По возвращении в Дагестан за своевольный отъезд ал-Хуци и его сопровождающий были посажены царскими властями в тюрьму и через несколько месяцев высланы в Россию, где ‘Абдаллатиф умер в 1309/1890-91 году.

Известно около двадцати его сочинений: «Джуммана ат-та‘али фи шарх Бада’ ал-‘амали» («Жемчужина высоты в толковании Начала надежд») – комментарий на небольшой трактат по догматике среднеазиатского богослова Абу ал-Хасана ‘Али б. ‘Усман ал-Ушли ал-Фиргауни, написанный в 569/1173 г. в стихах; «ат-Тиб ал-анбари фи касб аш-шайх ал-Аш’ари» («Аромат Амбры о действии [человека] по шайху ал-Аш’ари») – небольшой трактат, написанный ал-Хуци в 1298/1880 г. в защиту Абу ал-Хасана ал-Аш’ари по вопросу свободы действий человека по отношению к божественной воле, где автор показывает свои глубокие знания по философии и пользуется редкими в Дагестане книгами этой области; «ал-Аламис ас-сафиййа ал-кати‘ат ли зуджадж салам б‘ад ас-суфиййа» («Чистые алмазы, режущие стекло приветствия некоторых суфиев») - комментарий к формуле приветствия Пророка, составленной суфиями из самых диковинных слов и терминов в самой запутанной и сложной формулировке, который ‘Абдаллатиф написал в Дженгутае в 1300/1883 г., где показал свои глубокие знания суфизма и его символической терминологии; «Хубук ан-нужум фи та‘рифат ал-‘улум» («Звездные пути в определении наук») - краткий справочник, написанный ал-Хуци в течение двух дней в 1297/1880г., в котором автор дает определения и краткие характеристики тридцати пяти наукам, труд был издан в Темир-Хан-Шуре в 1910 году в типографии Мавраева М.М.; «ал-Фава’ид ал-мубдада» («Рассеянные пользы») – небольшой сборник, в котором собраны самые редкие и практически важные правила грамматики арабского языка, он был издан в Темир-Хан-Шуре в 1910 году в типографии Мавраева М.М.; «ар-Равзат ан-надиййа фи мадх ал-хазрат ан-набиййа» («Влажный луг о восхвалении величества [пророка] Мухаммада») - касыда, содержащая 231 бейт, «сочинена им во время путешествия между Меккой и Мединой верхом на верблюде» в честь пророка Мухаммада в подражание касыдам египетского поэта Мухаммада ал-Бусири (ум. в 694/1294), издавалась четырежды - в Стамбуле в 1307/1889 г., в Порт-Петровске в 1905 г. и дважды в Темир-Хан-Шуре в 1907 г.; Сборник стихов «Кавкаб ал-фалах аш-шарик мин машрик сама’ ал-аш‘ар ал-милах» («Звезда благоденствия, восходящая с востока неба прекрасных стихов»), который он написал в тюрьме Темир-Хан-Шуры перед ссылкой.

Списки остальных трудов автора на данный момент не обнаружены, мы располагаем лишь их названиями: «‘Утур ал-йасамин Хашийа ‘ала Шарх Мухаммад Амин» («Аромат жасмина по примечаниям к толкованию Мухаммад Амина») – субкомментарий на трактат по логике «Исагоге» Асираддина ‘Умара ал-Абхари (ум.663/1264-65), сохранилась касыда, написанная известным ученым арабистом Шайх ‘Али ас-Сугури, как похвальный отзыв об этом сочинении; «ал-Канз ал-камин фи мазхаб ал-фалсафат ал-Мутакаллимин» («Скрытое сокровище о толке философии Мутакаллимов») - трактат по философии; «ал-Касидат ал-джалила фи ал-аруд в ал-кавафи» («Великолепная касыда о метрике и рифмах»); «ал-Йакутат ал-джамила фи-шарх ал-касидат ал-джалила» («Прекрасный яхонт в толковании Великолепной касыды») - трактат по метрике; «аз-Захаб ал-ашраф фи мазахиб ал-мутакаллим в ал-фалсаф» («Благороднейшее золото о толках мутакаллима и философии»); «Джавахир ал-лакитин фи-л-хулафа’ ва-с-салатин» («Драгоценности подбирающих о халифах и султанах»); «Танвир ал-абсар би зикр шуйух салиф ал-асар» («Просвещение разумов воспоминанием великих людей прошлых веков»); «Рисала фи хакиййат дин ал-ислам байна саир ал-адиийан мин-н-насраниййа ва-л-йахудиййа ва гайриха» («Трактат о достойности ислама среди других вер, как христианства, иудаизма и других») написан в 1297/1879 г.; «Тухфат ал-мутамаллик фи хилат ал-мантик» («Подарок льстеца о дозволенности логики») – трактат о необходимости изучения логики, согласно шариату; «Рисалат фи-л-вад‘а» («Трактат о формах [арабского языка]»); «ал-Му‘ариб ‘ала-л-‘Авамил ал-джадида» («Грамматический анализ «ал-Авамил джадида»); «ал-Кава‘ид ал-арба‘ун» («Сорок правил»).


Литература:


Гайдарбеков М. Биография и труды Абдуллатифа из Гоцо // Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп. 1. Д. 179. С. 118, 120-121, 134, 137-139, 153, 155, 157-158, 162-163, 165-166.
Алкадари Х. ал-‘Урда ал-махдиййа ли-р-равда ан-надийа ли-л-фадилайн ад-Дагистанийайн. Петровск (б/г., дозволено цензурой в 1905 г.). С. 20.

Причастность: