- Жизнь, отданная борьбе за свободу
- Имам шамиль и профессор казем бек
- Из стамбула во львов
- Имам в ставрополе
- «наш царь шамиль» или русские в имамате
- Первая фотография имама шамиля
- Шамиль в европе
- Шамиль в калуге
- «шамиль» в париже
- Несколько страниц из жизни имама шамиля
- Генерал шамиль — и его рассказы об отце
- Память о шамиле в калуге
- К биографии шамиля
- Частное письмо о взятии шамиля
- Аминат инкова, невестка имама шамиля
- Записки о шамиле
- Поездка к шамилю в калугу в 1860 году
- Еще один «низам» шамиля
- Арабские письма шамиля в северо-осетии
- Арабские письма шамиля из архива б.а. дорна
- Библиотека имама шамиля
- День памяти имама шамиля. 4 февраля 2011 г.
- Имам шамиль в россии
- Имам шамиль хореографическая драма
- Танец шамиля
- О некоторых особенностях социальной политики в имамате шамиля (1834-1859)
- Шамиль в москве
- Актуальные проблемы кавказской войны и наследие имама шамиля
- Имам шамиль, его жены и дети
- Избрание шамиля имамом чечни и всеобщее восстание чеченцев в 1840 году
- Печати имама шамиля
- Аполлон руновский – пристав при шамиле
- Третий имам дагестана и чечни - имам шамиль
- Краткая история дагестана (дагыстаннын тарихчеси)
- О поездке шамиля на сахарный завод в росву
- Бой у селения гимры. рассказы сына шамиля об отце
- «будь светом для души моей…»
- Имам шамиль в стамбуле
- Шамил имамасул къадруяб нух
- Встреча имама шамиля с египетским хедивом
- Имам шамиль в медине
- Похороны имама. 1871 г.
- «…в нем угадывается человек выдающийся…» имам шамиль глазами александра дюма
- Аманат кавказской войны
- Присяга шамилю
- Шамиль. введение. издательство бадр
- Родом из гимры
ВСТРЕЧА ИМАМА ШАМИЛЯ С ЕГИПЕТСКИМ ХЕДИВОМ

Во время пребывания Шамиля в Стамбуле, Порта переживала непростые времена. Все более становились натянутыми отношения между султаном и его наместником в Египте Исмаилом. Последний, в январе 1863 года ставший правителем Египта, в качестве наследственного губернатора, через 4 года принял от султана титул хедива, что ставило его выше других наместников Османской империи. Одновременно он получил от османского султана право заключать с иностранными державами торговые договоры и другие соглашения, не имевшие политического характера. Между тем хедив Исмаил оказался ревностным сторонником движения в направлении независимости.
В 1867 году Абдул-Азиз, совершая турне по Европе, получил приглашение посетить Всемирную выставку, также как и Исмаил, которому был оказан столь же великолепный прием. Абдул-Азиз вполне понимал, что ему грозит опасность отойти на второй план.
К тому же, открытый в ноябре 1869 года, Суэцкий канал, значительно укрепивший авторитет хедива Исмаила, заставил Британию и Францию пересмотреть свои интересы и сосредоточить внимание не на Османской империи с центром в Стамбуле, а на тех возможностях, которые теперь открывались за пределами Ближнего Востока. Как и Абдул-Азиз, Исмаил хотел продемонстрировать, что в его владениях быстрыми темпами идет модернизация, и желал укрепить связи с Францией. Султан не раз пытался убедить Исмаила умерить свои амбиции. Но это мало что изменило, более того Исмаил добился издания указа, разрешавшего наследование должности, которую он занимал, по праву первородства, причем именно по его линии, тем самым заменив преобладавший до этого момента принцип наследования по старшинству. Все это приводило к трениям между султаном и хедивом.
Летописец Мухаммад-Тахир ал-Карахи утверждает, что узнав об этой проблеме, Шамиль предложил свои услуги в урегулировании конфликта. Водный путь в Мекку пролегал через Александрию. Здесь была сделана остановка, Шамиль был приглашен в Каир для встречи с хедивом, наместником султана.
Имам был принят с большими почестями. Во дворце его встречал вице-король, хедив Исмаил-паша, небольшого роста, плотный, с изящными манерами. Хедив «оказал ему почтение, сошел со своего трона и усадил на него Шамиля. Затем Шамиль говорил с ним в отношении этого дела и сказал в заключение: «Не надлежит, чтобы был между вами обоими спор, которому радуются неверные». Исмаил-паша сказал Шамилю: «Я сделаю то, что ты мне прикажешь». Шамиль ему сказал: «Я думаю, что тебе нужно послать к нему твоего сына». И Исмаил послал. И когда к падишаху прибыл этот сын Исмаила, то все обрадовались и проявили радость многократной стрельбой из пушек».
Личность имама волновала и египтян. С ним встречались для бесед, оказывали уважение. «В один из дней к Шамилю пришел ученый из египтян и говорил с ним в отношении убийств. Шамиль ему ответил: «Истинно, мы совершали это в соответствии с тем, что [написано] в книгах шариата». Тогда этот ученый сказал: «Если это было так, то добро тебе». Затем Шамиль приказал подать книги. Их принесли в мешке, который несли 2 человека. Шамиль показал ему в них доказательство, оправдывающее то, что он совершал. Этот ученый был удовлетворен и признал [достоинства] Шамиля».
Из Каира семейство Шамиля направилось в Порт-Саид, откуда через недавно открытый Суэцкий канал надо было продвигаться в Красное море и далее до Джидды. Некоторые авторы описывают участие имама в торжественном открытии этого канала, которое произошло 17 ноября 1869 года. Однако нет никаких фактов, свидетельствующих о том, что Шамиль был приглашен на открытие Суэцкого канала, где как будто произошла его встреча с алжирским лидером Абд аль-Кадиром. В воспоминаниях российских авторов (В. Соллогуб, К. Скальковский), приглашенных на это торжественное событие, мы не находим имени Шамиля. Зато, помимо европейских монархов и принцев упоминаются Абд аль-Кадир, художник И.К. Айвазовский, депутат военного министерства Н.Н. Мосолов, отставной кавказский генерал Серебряков, начальник одесского таможенного округа С.А. Мордвинов, князь Голицын и многие другие. Имя Шамиля в 1869 году было на слуху не только в России, тем более, что один из участников торжества граф В. Соллогуб несколько лет провел в Тифлисе во времена недавно закончившейся Кавказской войны и, конечно, имел представление о Шамиле, и если бы последний был в числе приглашенных, граф, несомненно, упомянул бы его в своих воспоминаниях.
Порт-Саид представлял собой небольшой портовый город с еще не достроенным маяком, на берегу располагались мастерские компании Дюссо, строившей порт, в гавани застыли фрегаты, яхты, пароходы, город к 1869 году насчитывал более десяти тысяч жителей. Отсюда пароход, направляясь через канал по Красному морю, прибыл в порт города Джидда. Это был типичный восточный город, «группа однообразных белых каменных домов, с довольно узкими улицами…на улицах тишина, изредка прерываемая неистовы криком добрых и умных ослов…, но зато на базаре, заменяющем на востоке форум, клуб, гулянье и проч., — шум и гвалт от восхода до захода солнца…». Главной достопримечательностью окрестностей Джидды была гробница Хавы (Евы). В городе было заметно множество паломников, которые после прибытия сюда и отдыха, направлялись в Мекку. Туда же последовало семейство имама.
Из книги Хаджи Мурада Доного «Имам Шамиль. Последний путь». 2016 г.