- Древние о кавказе
- Триумф и падение надир-шаха
- Этическое и эстетическое: имперский контекст
- Некоторые размышления по поводу одного академического издания
- Как шамхал договаривался с послом фридриха III
- Дженкинсон в дагестане
- Амнистия таланту. блики памяти
- Взаимоотношения казикумухского ханства и российской империи в контексте политической истории кавказа
- Персидский поход в 1796 году
- Александр дюма в орлином гнезде
- К вопросу о вхождении дагестанских владельцев в состав россии. 1792 г.
- Разрыв шамхала адиль-гирея с русскими властями, его причины и последствия
- Шамхалы тарковские
- Каменный мешок? нет, самобытный край!
- О пребывании петра I в дагестане (1722 г.)
- «…един на всю россию». о дербентском периоде писателя и декабриста а.а. бестужева-марлинского
- Багратион
- Код доступа к «историческому кроссворду» хх века
- Дагестанские документы хv-хvii вв.
- Имам
- Чохто
- Из истории торговых связей южного дагестана с россией в XVII в.
- Восточный кавказ - арена золотоордынско-хулагуидской конфронтации
- Расселение аварцев и андо-цезов во второй половине XIX - начале XX в.
- «тарих дагестан»
- Дагестанские союзники последних грузинских царей
- Династические браки между кабардинским княжеством и картлийским царством
- Грузино-адыгские родственные связи на службе дипломатии
- Книга путешествий
- «кавказ» – новая жизнь великого творения а. дюма.
- Ума-хан-нуцал великий
- Античные сведения о дидойцах – предках ботлихцев
- Концентрационный лагерь, или записки о "потустороннем мире".
- Военно-административные центры на восточном кавказе: в легендарную эпоху, при аршакидах и при сасани
- Последний поход завоевателя востока
- Хазарский каганат. арабо-хазарские отношения и кавказ
- Ф.нансен и дагестан
- О походах надир-шаха в дагестан
- «страшная война способствовала сплочению всех дагестанских народов…»
- Взгляд на историю дагестана
- Эльбрус
- Броневский с. м. историческия выписки
- Ахты-наме
- История гирейхана
- Геоисторические процессы на кавказе и каспии в древности
- Казикумухский шамхалат
- Народы россии. дагестан в фотографиях XIX– начала хх века
- Из истории азербайджано-кумыкских связей
- Армянский фактор в истории азербайджано - северокавказских взаимоотношений
- Проходя протекшие времена и столетия
- Причерноморские города в османо-северокавказских связях
- Взаимоотношения гази-кумухского ханства с союзами сельских обществ дагестана
- Взгляд на историю дагестана
- Падишахи, имеющие своим символом «золотое яблоко»
- Азербайджано-северокавказские параллели в общественно-культурных трансформациях
- «погибоша, аки обре…»
- Современное значение гюлистанского мирного договора
- О прошлом аварии
- Репрессии в сталинское время на кавказе
- Так ковалась эта трудовая победа
- Борьба народов дагестана с полчищами тимура
- Провал дагестанской кампании шаха надира 1741-1743 гг.
- Вопросы датировки «тарих дагестан»
- Карамель "чеченец" и "хаджи мурат"
- Некоторые сведения по родословной гаджи зейналабдина тагиева
- «...проживал в женеве, где и угас на 19-м году своей жизни»
- Кумыки и россия: роль аманатства
- Военные походы ума-хана великого (1775-1801)
- О кровной мести у лакцев во второй половине XIX-нач. XX ВВ.
- Вопрос о трофеях (разгром надир-шаха)
- Монгольская чума
- Загадка абу-муслима
- Шамхал адиль-гирей в кавказской политике петра I: феномен сотрудничества и противостояния
- Походы тимура в кайтаг: причины и последствия
- Сасанидская экспансия в западный прикаспий в раннем средневековье
- Исторические сведения о дагестане из арабских рукописей
- К вопросу о провале дагестанской кампании шаха надира 1741-1743 гг.
- Экспедиции академии наук в становлении образа кавказа в российской империи рубежа XVIII — XIX ВВ.
- Речь, произнесенная м. мамакаевым на совещании советских историков в москве 16 ноября 1956 г.
- Легенды, вымыслы и факты о происхождении кубачинцев
- Испанский путешественник дон хуан ван гален в «тёплой сибири»: размышления участника кавказской войн
- «кубеша, уезд»
- Деникинская "автономия" в дагестане
- Аул рича против монгольской чумы
- Кавказ на рубеже столетий
ЧОХТО
Гостья приехала,- в дом не влезает. 
Дети бегут врассыпную.
Конь удирает, узду разрывает,
Женщину эту завидев чудную.
Дети мои, вы гостям были рады,
Что ж вы в испуге бежите от гостьи?
Верный мой конь, отдохнуть тебе надо.
Что ж ты трясешь свои старые кости?
Гостья-красотка застыла в смущенье
В черном чохто — словно ящик почтовый.
Длинный платок — таково мое мненье —
Придал ей сходство с палаткой торговой.
Только когда проживет трое суток,
Гостью мы просим назвать свое имя.
Славный обычай, но мне не до шуток:
«Кто ты? Обрадуй словами своими!»
«Я Патимат из Анди, и дорога
Выпала мне до Хунзаха прямая.
Имя твое мне известно немного,
Вот почему в твою саклю пришла я».
«Кто, как не ты, мне ответит на это:
Шея твоя почему искривилась?
И почему ты, — прошу я ответа, —
Бледной, измученной к нам заявилась?»
«Шея согнулась? Как тяжко ей, бедной!
Груз ее давит, — ужасное дело!
Как не казаться измученной, бледной:
Видишь, какое чохто я надела».
«Как же ты по мосту шла без опаски?
Рухнуть он мог!.. Ты скажи мне
на милость:
Если ты к нам прикатила в коляске,
Как же в коляску чохто уместилось?
Ты не замерзла, равниной шагая?
Вместе с чохто не свалилась ты в речку?
Знаю, за мостом жарища такая,
Будто попала в горячую печку.
Вряд ли сама ты чохто надеваешь, —
Люди на помощь тебе прибегают.
Вряд ли и на ночь сама ты снимаешь:
Родичи, сорок числом, помогают.
В этом мешке тебе долго ль томиться?
Мы превратим его в парус для лодки.
Сшей себе лучше платочек из ситца,
Тонкая шаль — украшенье молодки».
«Против адата пойти не могу я,
Не опозорю аул я андийский,
Если надену одежду другую,
Будут терзать меня дальний и близкий».
«Есть у нас в каждом ауле адаты,
Все они дики, и все они плохи.
Вот, например, есть обычай проклятый:
Саблями люди сражаются в Чохе.
Водят иные вкруг поля барана
Или быка запрягут перед вспашкой,
Ранней зимой. Это глупо и странно.
Ну-ка, сама поразмысли, бедняжка!»
«Нет, никогда я адат не нарушу,
Это чохто никогда я не сброшу,
Я не хочу осквернять свою душу,
Буду таскать я привычную ношу.
Кто моему посочувствует горю?
Видно, в адате — огромная сила.
Как же аул я родной опозорю?
Буду носить я чохто, как носила!»
«Слушай, Пати: нет к былому возврата.
Видишь ты нового мира сиянье?
Освободи же себя от адата:
Наши законы — свобода и знанье».