- Древние о кавказе
- Триумф и падение надир-шаха
- Этическое и эстетическое: имперский контекст
- Некоторые размышления по поводу одного академического издания
- Как шамхал договаривался с послом фридриха III
- Дженкинсон в дагестане
- Амнистия таланту. блики памяти
- Взаимоотношения казикумухского ханства и российской империи в контексте политической истории кавказа
- Персидский поход в 1796 году
- Александр дюма в орлином гнезде
- К вопросу о вхождении дагестанских владельцев в состав россии. 1792 г.
- Разрыв шамхала адиль-гирея с русскими властями, его причины и последствия
- Шамхалы тарковские
- Каменный мешок? нет, самобытный край!
- О пребывании петра I в дагестане (1722 г.)
- «…един на всю россию». о дербентском периоде писателя и декабриста а.а. бестужева-марлинского
- Багратион
- Код доступа к «историческому кроссворду» хх века
- Дагестанские документы хv-хvii вв.
- Имам
- Чохто
- Из истории торговых связей южного дагестана с россией в XVII в.
- Восточный кавказ - арена золотоордынско-хулагуидской конфронтации
- Расселение аварцев и андо-цезов во второй половине XIX - начале XX в.
- «тарих дагестан»
- Дагестанские союзники последних грузинских царей
- Династические браки между кабардинским княжеством и картлийским царством
- Грузино-адыгские родственные связи на службе дипломатии
- Книга путешествий
- «кавказ» – новая жизнь великого творения а. дюма.
- Ума-хан-нуцал великий
- Античные сведения о дидойцах – предках ботлихцев
- Концентрационный лагерь, или записки о "потустороннем мире".
- Военно-административные центры на восточном кавказе: в легендарную эпоху, при аршакидах и при сасани
- Последний поход завоевателя востока
- Хазарский каганат. арабо-хазарские отношения и кавказ
- Ф.нансен и дагестан
- О походах надир-шаха в дагестан
- «страшная война способствовала сплочению всех дагестанских народов…»
- Взгляд на историю дагестана
- Эльбрус
- Броневский с. м. историческия выписки
- Ахты-наме
- История гирейхана
- Геоисторические процессы на кавказе и каспии в древности
- Казикумухский шамхалат
- Народы россии. дагестан в фотографиях XIX– начала хх века
- Из истории азербайджано-кумыкских связей
- Армянский фактор в истории азербайджано - северокавказских взаимоотношений
- Проходя протекшие времена и столетия
- Причерноморские города в османо-северокавказских связях
- Взаимоотношения гази-кумухского ханства с союзами сельских обществ дагестана
- Взгляд на историю дагестана
- Падишахи, имеющие своим символом «золотое яблоко»
- Азербайджано-северокавказские параллели в общественно-культурных трансформациях
- «погибоша, аки обре…»
- Современное значение гюлистанского мирного договора
- О прошлом аварии
- Репрессии в сталинское время на кавказе
- Так ковалась эта трудовая победа
- Борьба народов дагестана с полчищами тимура
- Провал дагестанской кампании шаха надира 1741-1743 гг.
- Вопросы датировки «тарих дагестан»
- Карамель "чеченец" и "хаджи мурат"
- Некоторые сведения по родословной гаджи зейналабдина тагиева
- «...проживал в женеве, где и угас на 19-м году своей жизни»
- Кумыки и россия: роль аманатства
- Военные походы ума-хана великого (1775-1801)
- О кровной мести у лакцев во второй половине XIX-нач. XX ВВ.
- Вопрос о трофеях (разгром надир-шаха)
- Монгольская чума
- Загадка абу-муслима
- Шамхал адиль-гирей в кавказской политике петра I: феномен сотрудничества и противостояния
- Походы тимура в кайтаг: причины и последствия
- Сасанидская экспансия в западный прикаспий в раннем средневековье
- Исторические сведения о дагестане из арабских рукописей
- К вопросу о провале дагестанской кампании шаха надира 1741-1743 гг.
- Экспедиции академии наук в становлении образа кавказа в российской империи рубежа XVIII — XIX ВВ.
- Речь, произнесенная м. мамакаевым на совещании советских историков в москве 16 ноября 1956 г.
- Легенды, вымыслы и факты о происхождении кубачинцев
- Испанский путешественник дон хуан ван гален в «тёплой сибири»: размышления участника кавказской войн
- «кубеша, уезд»
- Деникинская "автономия" в дагестане
- Аул рича против монгольской чумы
- Кавказ на рубеже столетий
АУЛ РИЧА ПРОТИВ МОНГОЛЬСКОЙ ЧУМЫ
Монгольские завоевания в XIII веке, сопровождавшиеся разрушениями и уничтожением людских ресурсов вошли во всемирную историю как страшная, трагическая эпоха для многих народов. Гибель городов и селений, памятников культуры, падение сельского хозяйства и ремесленного производства, нарушение сложившихся веками торговых связей, истребление мирного населения основных производителей материальных благ эту катастрофу испытали все страны, по которым прошлась «монгольская чума», в результате чего на долгие годы был предопределён регресс в развитии общества. Успехи подвижных и дисциплинированных монгольских боевых отрядов, наводившихстрах на местное население, были ошеломляющими. Тем не менее, ответным действием на приход завоевателейстановиласьосвободительная борьба в завоёванных странах. Ужасная лавина монгольского нашествия дважды прошлась и по территории Дагестана.
В 1220 году монголы подошли к Дербенту со стороны Азербайджана, но стены цитадели выдержали мощный натиск завоеватеелй. Не представлявшие себе, что на их пути встанет город, который нельзя захватить, монголы обошли крепость, оставив ее в тылу, и ринулись дальше.
Во время второго похода (1239 г.), зхватив крепость и обосновавшись в Дербенте, монголы предприняли попытку проникнуть вглубь гор для обеспечения себе надёжности пребывания в равнинной и предгорной полосе. Осенью того же года пришельцам удалось воспользоваться междоусобицами дагестанских правителей и успешно действовать. Монгольский отряд, отправившийся из Дербента, избрал маршрут Дербент — Хив (или Курах) — Рича — Чираг — Гумик. Сохранившиеся до сих пор остатки мечети ХII-ХIII вв. в Хиве это, по мнению ученых, последствие пребывания здесь монгольских завоевателей, наказавших жителей за защиту своего селения.
Упорное сопротивление завоевателям оказало селение Рича, бывшее в то время столицей небольшого феодального владения. Защита Рича — одна из самых ярких страниц освободительной борьбы народов Дагестана против монгольского нашествия.
В стене старой ричинской соборной мечети ХI-ХII вв. до сих пор сохранились надписи, повествующие о трагических событиях тех дней и доведшие до нас известия о мужественной борьбе жителей Рича и соседних селений.
Первая надпись рассказывает: «Пришло войско татар да не будет им от Аллаха большого передела, в Баб ал-Кист Риджу («в ворота справедливости Ричу»), когда от месяца раби ал-аввал оставалось десять дней. Затем воевали с ними жители Ричи до середины раби ал-ахира шестьсот тридцать седьмого года».
Сражение в Рича началось 20 октября 1239 года и закончилось примерно 15 ноября этого же года. Таким образом, селение героически сопротивлялось 27 дней.
Если первая надпись повествует о военных событиях в целом, то вторая зафиксировала разрушение селения и мечети: «Эту соборную мечеть Баб ал-Кист Риджи в ноябре 1239 года. В тексте употреблено слово курд, что у местного населения разрушило татарское войско в то время, когда разрушили курд Ричу в месяц раби ал-ахир… шестьсот тридцать седьмого года», то есть (агулов) означало крупный населённый пункт.
Третья надпись уточняет дату разрушения селения это «когда оставалось девять дней месяца раби ал-авал», то есть 12 октября 1239 года, через день после штурма. Защитники селения, обосновавшись за стенами соборной мечети, выдержали натиск в течение 27 дней, после чего мечеть подверглась разрушению и была сожжена.
После захвата и разорения селения Рича монголы воспользовались перевальной дорогой, что к западу от аула, ведущей к верховьям р. Газикумухское Койсу, вторглись в земли лакцев и в начале апреля 1240 года штурмом взяли Кумух, учинив дикую расправу над местным населением.
Несмотря на отчаянные попытки завоевать ключевые позиции в горных районах Северного Кавказа, продолжавшиеся четыре года, монголо-татарским войскам в некоторых районах не удалось покорить местное население.
Вторжение 1239-1240 гг. в районы Центрального Дагестана не укрепило здесь позиций монгольских захватчиков, их власть здесь не утвердилась. Более того, источники свидетельствуют о том, что внутренние районы Дагестана достаточно быстро освободились из-под власти завоевателей. В июле 1241 г., как повествует надпись из селения Рича, здесь уже местный правитель строит крепость, а в 1250 г восстанавливается ричинская мечеть.