- Древние о кавказе
- Триумф и падение надир-шаха
- Этическое и эстетическое: имперский контекст
- Некоторые размышления по поводу одного академического издания
- Как шамхал договаривался с послом фридриха III
- Дженкинсон в дагестане
- Амнистия таланту. блики памяти
- Взаимоотношения казикумухского ханства и российской империи в контексте политической истории кавказа
- Персидский поход в 1796 году
- Александр дюма в орлином гнезде
- К вопросу о вхождении дагестанских владельцев в состав россии. 1792 г.
- Разрыв шамхала адиль-гирея с русскими властями, его причины и последствия
- Шамхалы тарковские
- Каменный мешок? нет, самобытный край!
- О пребывании петра I в дагестане (1722 г.)
- «…един на всю россию». о дербентском периоде писателя и декабриста а.а. бестужева-марлинского
- Багратион
- Код доступа к «историческому кроссворду» хх века
- Дагестанские документы хv-хvii вв.
- Имам
- Чохто
- Из истории торговых связей южного дагестана с россией в XVII в.
- Восточный кавказ - арена золотоордынско-хулагуидской конфронтации
- Расселение аварцев и андо-цезов во второй половине XIX - начале XX в.
- «тарих дагестан»
- Дагестанские союзники последних грузинских царей
- Династические браки между кабардинским княжеством и картлийским царством
- Грузино-адыгские родственные связи на службе дипломатии
- Книга путешествий
- «кавказ» – новая жизнь великого творения а. дюма.
- Ума-хан-нуцал великий
- Античные сведения о дидойцах – предках ботлихцев
- Концентрационный лагерь, или записки о "потустороннем мире".
- Военно-административные центры на восточном кавказе: в легендарную эпоху, при аршакидах и при сасани
- Последний поход завоевателя востока
- Хазарский каганат. арабо-хазарские отношения и кавказ
- Ф.нансен и дагестан
- О походах надир-шаха в дагестан
- «страшная война способствовала сплочению всех дагестанских народов…»
- Взгляд на историю дагестана
- Эльбрус
- Броневский с. м. историческия выписки
- Ахты-наме
- История гирейхана
- Геоисторические процессы на кавказе и каспии в древности
- Казикумухский шамхалат
- Народы россии. дагестан в фотографиях XIX– начала хх века
- Из истории азербайджано-кумыкских связей
- Армянский фактор в истории азербайджано - северокавказских взаимоотношений
- Проходя протекшие времена и столетия
- Причерноморские города в османо-северокавказских связях
- Взаимоотношения гази-кумухского ханства с союзами сельских обществ дагестана
- Взгляд на историю дагестана
- Падишахи, имеющие своим символом «золотое яблоко»
- Азербайджано-северокавказские параллели в общественно-культурных трансформациях
- «погибоша, аки обре…»
- Современное значение гюлистанского мирного договора
- О прошлом аварии
- Репрессии в сталинское время на кавказе
- Так ковалась эта трудовая победа
- Борьба народов дагестана с полчищами тимура
- Провал дагестанской кампании шаха надира 1741-1743 гг.
- Вопросы датировки «тарих дагестан»
- Карамель "чеченец" и "хаджи мурат"
- Некоторые сведения по родословной гаджи зейналабдина тагиева
- «...проживал в женеве, где и угас на 19-м году своей жизни»
- Кумыки и россия: роль аманатства
- Военные походы ума-хана великого (1775-1801)
- О кровной мести у лакцев во второй половине XIX-нач. XX ВВ.
- Вопрос о трофеях (разгром надир-шаха)
- Монгольская чума
- Загадка абу-муслима
- Шамхал адиль-гирей в кавказской политике петра I: феномен сотрудничества и противостояния
- Походы тимура в кайтаг: причины и последствия
- Сасанидская экспансия в западный прикаспий в раннем средневековье
- Исторические сведения о дагестане из арабских рукописей
- К вопросу о провале дагестанской кампании шаха надира 1741-1743 гг.
- Экспедиции академии наук в становлении образа кавказа в российской империи рубежа XVIII — XIX ВВ.
- Речь, произнесенная м. мамакаевым на совещании советских историков в москве 16 ноября 1956 г.
- Легенды, вымыслы и факты о происхождении кубачинцев
- Испанский путешественник дон хуан ван гален в «тёплой сибири»: размышления участника кавказской войн
- «кубеша, уезд»
- Деникинская "автономия" в дагестане
- Аул рича против монгольской чумы
- Кавказ на рубеже столетий
ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ДАГЕСТАНА
История делится на две части: на всеобщую и частную. Всеобщая история – это наука, которая правильно объясняет все, что пережили люди со времени возникновения мира. Частная история – это наука, которая освещает все, что пережил один народ, взятый в отдельности.
Например, история Дагестана относится к частной истории.
История одного народа – это «зеркало», которое полностью показывает его существование, происхождение. История отдельного народа способствует ему расти, воспитывает его, напоминая о его прежних счастливых временах. Народ, имеющий историю, если и потеряет свободу, подчиняясь более сильным, в конце-концов, все равно добьется освобождения и, получив обратно, отнятые у него раньше права, станет хозяином своей прежней жизни.
История – это путеводитель заблудившихся народов, помощник растерявшихся народов, друг угнетенных народов. Народ, потерявший свою историю, не имеющий понятия об истории, в дни свободы окажется в заблуждении! Не будет знать, по какому пути и в какую сторону надо идти, чтобы остаться целым и невредимым! Таким образом, будучи вынужденно присоединен к национальным потокам, берущим начало в разных местах, он окажется без знания в неизвестной среде.
Мы, Дагестанцы, до сих пор жили, не обращая внимания на историю. Мы не исследовали причин нашего регресса, а также путей нашего прогресса! Вследствие этого погасла наша гордая, славная жизнь…
Наша теплая кровь охладилась! Из-за того, что мы не изучали историю, забыли свою историю, у нас не осталось чувств о Родине и национальных чувств.
Мы остались в стороне от событий, происшедших в мире со дня его возникновения до настоящего времени. В то время, когда другие стремились, помнить почти наизусть свою историю, мы, вспоминая только великанов, аждаха и другие тысячи сказок, стали безобразными. Другие, действуя за Родину, за народ, прибавили славные страницы в свою историю. А мы забыли свои благородные старые обычаи. Другие проснулись, а мы до сих пор спим! Нас не разбудили ни шум революции, ни ветры свободы! Когда другие, объединив свои силы, в тесном единении приготовились бороться за свою жизнь, мы, разделившись на разные партии, не сумели оказать сколько-нибудь значительную услугу своему народу. Люди, стоящие во главе нас, вследствие вышеуказанных своих ошибок стали посмешищем не только перед Дагестаном, но и перед всем миром и историей, Когда другие, зная, что революционные дни не всегда возникают в мире, сумели совершить в это время в течение одного дня то, что в другое время нельзя совершить в течение века, наши руководители, удивляясь их способностям, бездействовали…
Если мы хотим возвыситься, то должны искать и найти потерянную свою историю!
Я один не сумею составить историю Дагестана, которая похоронена в грязи, на которую насыпали кровавую землю и у которой потекли печальные слезы. Это является долгом, который следует выполнить просветителям, болящим за Дагестан.
Зайналабидин Батырмурзаев
Журнал «Тонг Чолпан» 1917. № 4.