- Древние о кавказе
- Триумф и падение надир-шаха
- Этическое и эстетическое: имперский контекст
- Некоторые размышления по поводу одного академического издания
- Как шамхал договаривался с послом фридриха III
- Дженкинсон в дагестане
- Амнистия таланту. блики памяти
- Взаимоотношения казикумухского ханства и российской империи в контексте политической истории кавказа
- Персидский поход в 1796 году
- Александр дюма в орлином гнезде
- К вопросу о вхождении дагестанских владельцев в состав россии. 1792 г.
- Разрыв шамхала адиль-гирея с русскими властями, его причины и последствия
- Шамхалы тарковские
- Каменный мешок? нет, самобытный край!
- О пребывании петра I в дагестане (1722 г.)
- «…един на всю россию». о дербентском периоде писателя и декабриста а.а. бестужева-марлинского
- Багратион
- Код доступа к «историческому кроссворду» хх века
- Дагестанские документы хv-хvii вв.
- Имам
- Чохто
- Из истории торговых связей южного дагестана с россией в XVII в.
- Восточный кавказ - арена золотоордынско-хулагуидской конфронтации
- Расселение аварцев и андо-цезов во второй половине XIX - начале XX в.
- «тарих дагестан»
- Дагестанские союзники последних грузинских царей
- Династические браки между кабардинским княжеством и картлийским царством
- Грузино-адыгские родственные связи на службе дипломатии
- Книга путешествий
- «кавказ» – новая жизнь великого творения а. дюма.
- Ума-хан-нуцал великий
- Античные сведения о дидойцах – предках ботлихцев
- Концентрационный лагерь, или записки о "потустороннем мире".
- Военно-административные центры на восточном кавказе: в легендарную эпоху, при аршакидах и при сасани
- Последний поход завоевателя востока
- Хазарский каганат. арабо-хазарские отношения и кавказ
- Ф.нансен и дагестан
- О походах надир-шаха в дагестан
- «страшная война способствовала сплочению всех дагестанских народов…»
- Взгляд на историю дагестана
- Эльбрус
- Броневский с. м. историческия выписки
- Ахты-наме
- История гирейхана
- Геоисторические процессы на кавказе и каспии в древности
- Казикумухский шамхалат
- Народы россии. дагестан в фотографиях XIX– начала хх века
- Из истории азербайджано-кумыкских связей
- Армянский фактор в истории азербайджано - северокавказских взаимоотношений
- Проходя протекшие времена и столетия
- Причерноморские города в османо-северокавказских связях
- Взаимоотношения гази-кумухского ханства с союзами сельских обществ дагестана
- Взгляд на историю дагестана
- Падишахи, имеющие своим символом «золотое яблоко»
- Азербайджано-северокавказские параллели в общественно-культурных трансформациях
- «погибоша, аки обре…»
- Современное значение гюлистанского мирного договора
- О прошлом аварии
- Репрессии в сталинское время на кавказе
- Так ковалась эта трудовая победа
- Борьба народов дагестана с полчищами тимура
- Провал дагестанской кампании шаха надира 1741-1743 гг.
- Вопросы датировки «тарих дагестан»
- Карамель "чеченец" и "хаджи мурат"
- Некоторые сведения по родословной гаджи зейналабдина тагиева
- «...проживал в женеве, где и угас на 19-м году своей жизни»
- Кумыки и россия: роль аманатства
- Военные походы ума-хана великого (1775-1801)
- О кровной мести у лакцев во второй половине XIX-нач. XX ВВ.
- Вопрос о трофеях (разгром надир-шаха)
- Монгольская чума
- Загадка абу-муслима
- Шамхал адиль-гирей в кавказской политике петра I: феномен сотрудничества и противостояния
- Походы тимура в кайтаг: причины и последствия
- Сасанидская экспансия в западный прикаспий в раннем средневековье
- Исторические сведения о дагестане из арабских рукописей
- К вопросу о провале дагестанской кампании шаха надира 1741-1743 гг.
- Экспедиции академии наук в становлении образа кавказа в российской империи рубежа XVIII — XIX ВВ.
- Речь, произнесенная м. мамакаевым на совещании советских историков в москве 16 ноября 1956 г.
- Легенды, вымыслы и факты о происхождении кубачинцев
- Испанский путешественник дон хуан ван гален в «тёплой сибири»: размышления участника кавказской войн
- «кубеша, уезд»
- Деникинская "автономия" в дагестане
- Аул рича против монгольской чумы
- Кавказ на рубеже столетий
ДИНАСТИЧЕСКИЕ БРАКИ МЕЖДУ КАБАРДИНСКИМ КНЯЖЕСТВОМ И КАРТЛИЙСКИМ ЦАРСТВОМ
Военно-политическому союзу с адыгскими народами служило бракосочетание Вахтанга Левановича (1675-1737), внука Картлийского царя Вахтанга V (царств. 1656-1676) с дочерью владетельного князя Кабарды.
Этот факт явился значительным историческим событием и потому, что зять кабардинцев (по сведению исторических источников черкесов) царевич Вахтанг сам был известным государственным деятелем.
Он в течение шести лет (1703-1709) правил Картлийским царством в качестве регента, вместо своего дяди Георгия XI, находящегося в Иране, а в 1716-1724 гг. он занимал престол Картли под именем Вахтанга VI.
Представляет интерес, кто была адыгейская княжна, ставшая картлийской царицей, и почему именно ее выбрали для этой почетной миссии?
Следует отметить, что княжну привезли в Картли невестой сына Георгия XI царевича Баграта, но из-за его кончины в Иране в 1695 г. эта свадьба не состоялась. Однако Георгий XI не отправил ее назад на родину и в том же году выдал ее замуж за сына своего брата, царевича Вахтанга.
История бракосочетания Вахтанга VI описана в сочинении царевича Вахушти Багратиони: «Дочь черкесского князя Русудан, которого привез для сына своего царь, отдана была им сыну своего брата Вахтангу и после отъезда Кайхосро повел Вахтанга, свою мачеху и своих братьев и пришли они в Харагеули и тут волей своей царской совершил бракосочетание».
О происхождении царицы Русудан все известные нам исторические источники однозначно сообщают, что она была дочерью феодала адыгского происхождения, в частности, черкесского (кабардинского) князя, однако сведения о ее фамилии различаются.
Известно, что Кабарда с древнейших времен была разделена на две части: на Большую и Малую Кабарду, которые, в свою очередь, делились на отдельные феодальные владения. В интересующий нас период в Большой Кабарде среди знати известны Мисостовы, Джамбулатовы (позднее из этой же фамилии произошли Бекмурзины и Кайтукины), Атажукины, в Малой Кабарде же – Гелехстановы (Мурадовы) и Таусултановы.
Каждый феодальный род избирал собственного «старшего князя». Несмотря на это, Кабарда находилась под властью князей, у которых был общий предок Инал. Родство кабардинских князей выражалось в том, что они избирали пожизненно «старшего князя» всей Кабарды, хотя его власть носила номинальный характер, что было обусловлено тем, что князья отдельных владений часто не подчинялись владетельному князю всей Кабарды.
По сведению русского историка Петра Буткова, Русудан была дочерью владетельного князя всей Кабарды Мисостова. Имя – Русудан, она получила в Грузии после принятия ею христианства.
Род кабардинских крупных землевладельцев, князей Мисостовых (те же Мисоусовы) был очень известен на всем Северном Кавказе. Он часто упоминается в истории Кабарды. Например, из исследования историка Е.Налоевой известно, что в середине XVIII в. князь Касаем Мисостов соперничал с князем Жамболатом Кайтукиным из-за трех деревень, находящихся в Карагачском районе. В этом исследовании читаем: «Эти деревни принадлежали мелким уоркам Атухову и двум братьям Кучмадоковым – вассалам князя К. Мисостова». По сведению того же П.Буткова, Русудан была из рода князя Малой Кабарды Таусултанова.
По данным русского историка, специалиста по генеалогии Станислава Думина, Русудан была дочерью черкесского князя Килчико Бакишвили («Келчик Бакишвили»). Русудан отличалась прекрасной внешностью, была добродетельной и разумной. Она была очень предана своему мужу, тем самым снискала любовь и авторитет среди подданных. В исторических источниках о ней говорится очень уважительно. Например, историк Сехниа Чхеидзе отмечает, что когда Вахтанг VI «вступил на царский престол, посадил рядом царицу Русудан, сияющую как солнце».
В историко-документальном сочинении писателя и историка Олега Опрышко «Через века и судьбы» отмечается, что царица Русудан, жена Вахтанга VI, была дочерью князя Гиляхстанова из Малой Кабарды. Ее братьями были Адил-Гирей, чьи поместья находились в Татартуне, и Канчоко, а их двоюродным братом был Кази Минболатов.
О.Опрышко пишет: «Княжна Гиляхстанова стала женой наследника картлийского престола, а потом и царицей Картли. Грузинские современники называли ее «солнцеподобной сияющей царицей Русудан». Она была верной и надежной спутницей в нелегкой жизни Вахтанга VI, деля с ним и горести, и тревоги того неспокойного времени».
Осмотрительность и гуманность царицы Русудан проявились, когда при ее непосредственном вмешательстве были освобождены от строгого наказания братья Вахтанга VI – сначала католикос Доменти (ум. в 1742), затем Иесе (1680-1727), который в 1714-1716 гг. царствовал в Картли.
Кабардинская княжна своей второй родине – Грузии воспитала достойных потомков. Это – царевич Ростом (скончался рано), принцессы Тамар (1696-1746), Анна (1698-1746), Мариам (Тута) (1699-1746), царевичи Бакар (1700-1750) и Георгий (1712-1789).
Царица Русудан сопровождала Вахтанга VI, в 1724 г. переселившегося в Россию. Скончалась в Москве 30 декабря 1740 г.
Из детей Русудан особенно отличились царевич Бакар, который в бытность отца в Иране (1716-1719) был царем Картли, и царевич Георгий, который добился успехов в российской армии, дослужился до высшего воинского зва¬ния генерал-аншефа.