- Оружие храбрых
- Тухумы и тейпы. родовая община у дагестанцев и вайнахов
- Из истории потребительского интереса у дагестанских горцев
- Кавказское ружье
- Черкешенка для императрицы екатерины первой
- Аталычество как этнографическое явление
- Кумыки
- О правителях дагестана - шаухалах
- Еще раз об анжи
- Султан хан-гирей
- Воспитание у черкесов
- Кавказские горцы
- Мастер преподавания
- Мусалав из кудутли
- Имамы
- Народная медицина и лечебная магия
- «результаты лечения дагестанских хирургов, можно сказать, невероятны…»
- Как у нас лечат больных и раненых
- Горская медицина
- Исторические сведения античных авторов о малом этносе западного дагестана – ботлихцах
- Благотворительная традиция и социальная помощь в истории дагестанских народов
- Краткий историографический обзор социально-экономической и политической истории селения ботлих
- Расселение аварцев и андо-цезов во второй половине XIX - начале XX в.
- «…бороться с разбоем одними карательными мерами – не достаточно»
- Имам трех народов иса-апанди ташазул
- Как горцы изготовляли порох
- Откуда на кавказе столько наречий?
- Кази-кумукцы
- Кавказская политика
- Особенности переписи населения в дагестане
- Народы россии. дагестан в фотографиях XIX– начала хх века
- Елису и горный магал в XII-XIX ВВ.
- Проблема мухаджирства в дагестанских памятниках эпистолярного жанра конца XIX – нач. XX ВВ.
- К истории русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: участие северокавказцев на балканском театре военных
- Добыча соли на кавказе
- Устархан из таш-кичу
- Дибиров магомед-кади дибиргаджиевич
- Горская интеллигенция
- Горец из аула тидиб
- Советник имама шамиля загалав-дибир
- О кровной мести у лакцев во второй половине XIX-нач. XX ВВ.
- Ахмад-хан дженгутаевский. один из организаторов разгрома надир-шаха
- Горская интеллигенция
- Назир из дургели и его биобиблиографический труд «услада умов в биографиях дагестанских ученых»
- Военные набеги аварцев глазами российского военного историка
- «рейтинг-лист»
- Песни горной караты
- Предисловие к книге "военная история аварцев"
- «рейтинг-лист»
- Нечто о влиянии климата и образа войны
- «результаты лечения дагестанских хирургов, можно сказать, невероятны…»
- Из воспоминаний русского офицера
- Проездом по черкесии
- Экспедиция а. к. сержпутовского на кавказ
- Особенности развития судебной системы в дагестане с 1859 по 1868 год.
- О дагестанских ученых
- Военное снаряжение ногайцев
- Джаро-белоканы во внешней политики османской империи в xviiiв.- начало xixв.
- Анди и перевал чрез ботлихские высоты
- Абдурахман газикумухский: биографический очерк
- Гази-хаджи зандакский
- Зан сефер-бей
- Сведения западноевропейских путешественников XV ВЕКА о дагестане
- Из истории казачье-горской эмиграции. айтек намиток: опыт реконструкции политической биографии
- Деревянные горские мосты
- Фехтование на кавказе в первой половине XIX ВЕКА. краткий обзор
- Хириясулав, сын али-бека из хунзаха
- Дочь сурхая из с. колоб
- Хасан хаджияв маллачи-хан из с. ашильта
- Муртаза-али – «эмир самый великий этого времени»
- «искусство лечения … есть чисто наследственное»
- Джамал ад-дин. год рождения
ДОБЫЧА СОЛИ НА КАВКАЗЕ
… В Каратинском обществе, верстах в 15-ти от аула Карата, есть две деревни: Инхело и Конхидатль. В одной версте от Инхело и в 3-х верстах от Конхидатля протекает Андийское Койсу, берега которой в этих самых местах изобилуют горько-соляными родниками, а вокруг них землей, тоже содержащей в себе много соляных частей.
С незапамятных времен, жители Инхело и Конхидатля занимаются добыванием соли, что и составляет для них единственное средство к существованию. Способ добывания соли состоит в следующем.
Возле родников каждое семейство устанавливает большой деревянный ящик, врывая его в землю. На этот ящик ставится другой, меньших размеров. На дне последнего есть отверстие, заложенное редким холстом. После этого верхний ящик наполняют землей, содержащей в себе соляные части, и поливают ее водой из родников. Вода стекает в нижний ящик: оттуда разливают ее по бурдюкам и тотчас же отвозят на ослах в деревни, где соль подвергается выпарке.
Между тем, оставшуюся в ящике землю вынимают и просушивают на солнце, после чего она подвергается прежнему процессу, и это делают несколько раз до тех пор, пока земля окончательно не лишится соляных своих частей.
Выпарка соли производится возле деревень под скалами, совершенно черными от дыма и копоти, которые охватывают вместе с тем и дома обывателей.
Под этими скалами устанавливают большие медные котлы, куда и сливается привозимый от родников рассол. После долгого кипения на дно котлов оседает соль, которая в таком виде и идет в употребление. Соль эта очень приятна на вкус, и горцы, кроме собственного употребления, кормят ею баранов и лошадей. Но животные, напившись родниковой воды, умирают в эту же ночь или на следующий день.
За исключением частных случаев тайной покупки соли немирными горцами в мирных аулах, преимущественно в Казикумухском ханстве, весь немирный Дагестан и большая часть Чечни продовольствовались только этой солью, приобретая ее покупкой от жителей Мнхело и Конхидатля, которые поэтому живут в полном довольствии и даже очень богато. Так что, по словам Шамиля, каждое семейство имеет у себя не менее 1000 р. серебром, что составляет в горах великое богатство. Шамиль освободил их от военной повинности – с условием доставлять к нему в Ведено соль, по 1.500 кали ежегодно. (Единицей меры вместимости в Аварии принимается пригоршня; четыре пригоршни составляет сахчи; пять сахчи – составляет кали).
Этой солью он продовольствовал обывателей собственно Ведено, войска расположенные в резиденции, и тех паломников, которые в религиозном усердии приходили к имаму для поучения, оставляя для этого обычные свои занятия. Таких паломников в Ведено всегда бывало много.