- Оружие храбрых
- Тухумы и тейпы. родовая община у дагестанцев и вайнахов
- Из истории потребительского интереса у дагестанских горцев
- Кавказское ружье
- Черкешенка для императрицы екатерины первой
- Аталычество как этнографическое явление
- Кумыки
- О правителях дагестана - шаухалах
- Еще раз об анжи
- Султан хан-гирей
- Воспитание у черкесов
- Кавказские горцы
- Мастер преподавания
- Мусалав из кудутли
- Имамы
- Народная медицина и лечебная магия
- «результаты лечения дагестанских хирургов, можно сказать, невероятны…»
- Как у нас лечат больных и раненых
- Горская медицина
- Исторические сведения античных авторов о малом этносе западного дагестана – ботлихцах
- Благотворительная традиция и социальная помощь в истории дагестанских народов
- Краткий историографический обзор социально-экономической и политической истории селения ботлих
- Расселение аварцев и андо-цезов во второй половине XIX - начале XX в.
- «…бороться с разбоем одними карательными мерами – не достаточно»
- Имам трех народов иса-апанди ташазул
- Как горцы изготовляли порох
- Откуда на кавказе столько наречий?
- Кази-кумукцы
- Кавказская политика
- Особенности переписи населения в дагестане
- Народы россии. дагестан в фотографиях XIX– начала хх века
- Елису и горный магал в XII-XIX ВВ.
- Проблема мухаджирства в дагестанских памятниках эпистолярного жанра конца XIX – нач. XX ВВ.
- К истории русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: участие северокавказцев на балканском театре военных
- Добыча соли на кавказе
- Устархан из таш-кичу
- Дибиров магомед-кади дибиргаджиевич
- Горская интеллигенция
- Горец из аула тидиб
- Советник имама шамиля загалав-дибир
- О кровной мести у лакцев во второй половине XIX-нач. XX ВВ.
- Ахмад-хан дженгутаевский. один из организаторов разгрома надир-шаха
- Горская интеллигенция
- Назир из дургели и его биобиблиографический труд «услада умов в биографиях дагестанских ученых»
- Военные набеги аварцев глазами российского военного историка
- «рейтинг-лист»
- Песни горной караты
- Предисловие к книге "военная история аварцев"
- «рейтинг-лист»
- Нечто о влиянии климата и образа войны
- «результаты лечения дагестанских хирургов, можно сказать, невероятны…»
- Из воспоминаний русского офицера
- Проездом по черкесии
- Экспедиция а. к. сержпутовского на кавказ
- Особенности развития судебной системы в дагестане с 1859 по 1868 год.
- О дагестанских ученых
- Военное снаряжение ногайцев
- Джаро-белоканы во внешней политики османской империи в xviiiв.- начало xixв.
- Анди и перевал чрез ботлихские высоты
- Абдурахман газикумухский: биографический очерк
- Гази-хаджи зандакский
- Зан сефер-бей
- Сведения западноевропейских путешественников XV ВЕКА о дагестане
- Из истории казачье-горской эмиграции. айтек намиток: опыт реконструкции политической биографии
- Деревянные горские мосты
- Фехтование на кавказе в первой половине XIX ВЕКА. краткий обзор
- Хириясулав, сын али-бека из хунзаха
- Дочь сурхая из с. колоб
- Хасан хаджияв маллачи-хан из с. ашильта
- Муртаза-али – «эмир самый великий этого времени»
- «искусство лечения … есть чисто наследственное»
- Джамал ад-дин. год рождения
«РЕЙТИНГ-ЛИСТ»
Представления о лекианобе, как о походах тысячных отрядов под предводительством какого-либо хана, по меньшеймере, далеки от реальности. Подавляющее большинство походов организовывалось небольшой группой людей, главным образом из небогатых середняков и бедняков. Богатые набеги не совершали, им эти набеги были ни к чему, да и рисковать жизнью при таком богатстве не особо желали.
О значении, придаваемом грузинскими властями набегам аварцев, свидетельствует своеобразный «рейтинг-лист» самых влиятельных беладов (предводителей набегов) из горного Дагестана, составленный грузинской царской канцелярией для представления князю Григорию Потемкину 6 июня 1784 года. В нем, в частности, отмечается, что «кроме этих 15 старших беладов, остальные белады могут собрать некоторые шестьдесят человек, некоторые сорок и иные двадцать, а наиболее мелкие до десяти человек»: Раджабилав из Аракани, Пирбудаг из Ашильты, Алихан из Цатаниха, Карахаджи-Мухаммад и Малачилав Хаджи-Мухаммад из Унцукуля, Нур-Мухаммад и Курбан из Караты, Абакар из Балахани, Юсуп из Тлоха, Омар из Местеруха, Чумчалав из «Авара» (Хунзаха), «Шег» из Кудали, Таймасхан из Зубутли, Мусал-Мухаммад из «Джамала» (Чамалал), Муса из Мехельты. Дошедшие до наших дней рассказы свидетельствуют о том, что тиндалы Аличу, Динга-Хаджи, Ихили, Ражабдибир, Муртазали и другие держали в постоянном страхе Картли-Кахетинских царей и их наместников. Старожилы утверждают, что хунзахцы без тиндальских предводителей не совершали набеги на Грузию.
Острота проблемы набегов дагестанцев и других северокавказцев на грузин обозначена и в поэме великого грузинского поэта Давида Гурамишвили «Картлис чIири» («Беды Грузии»), в которой изображен трагический период истории Грузии в первой половине XVII века.
…Многие русские публицисты, изучавшие жизнь и нравы дагестанцев, отмечали, что даже такое однозначно отрицательное действие как разбой, будучи подчиненным дагестанцем строгим нравственным рамкам, выглядело чем-то благородным. Набеги на соседей выстраивались в согласии с правилами игры, в числе которых помимо добычи должное внимание уделялось и рыцарским манерам.
Застигнутого врасплох врага нельзя было повергнуть, не окликнув, тем самым не предупредив о нападении.Если о набегах в целом дагестанцев и представителей крупных дагестанских этносов на грузинские земли имеются определенные исторические материалы, приводимые в трудах российских и дагестанских ученых-историков, то о набегах тиндалов до наших дней дошли лишь устные отрывочные сведения в виде семейных и народных преданий и легенд. Так, по воспоминаниям Абдуллы Гасанова, его прадед по отцу Муртазали-Дибир сын Деньги был предводителем одного из акнадинских отрядов, периодически совершавших дерзкие набеги на Кахетию. Подтверждая эту информацию со ссылкой на своего отца Магомедсаида, акнадинский имам Магомед Магомедсаидов рассказывает, что в набегах на Грузию активное участие принимал и другой прадед Абдуллы Гасанова (по матери) цунтинец Гитинав (Гитин-Мухамад). По рассказам старожилов, активным членом отряда храброго Муртазали-Дибира в числе других акнадинцев был и Курбан-Али. «Живыми» свидетелями набегов являются передаваемые из поколения в поколение и сохранившиеся до настоящего времени в роду Алиевых тухума Курбан-Али некоторые предметы давла — стакан, четки и тарелка (данные предметы были привезены из Цора (Грузии) дедушкой Курбан-Али после очередного похода акнадинцев на грузин). Нынешние потомки Абусупьяновых помнят, что их бабушка, долгожительница села Патимат Гарунова утверждала, что состояние ее предков было «от набегов на Цор» (Грузию) и что «один из предков тухума Ачара-гьанди со своими андийскими друзьями совершал дерзкие набеги на грузинские земли».Ангидинцы также принимали активное участие в набегах на грузинские земли. Известно, что одними из вожаков дерзких набегов являлись Алиахмадил Хаджимурад (АлахIма) и Давудил Маллачи.
Об участии акнадинцев, тиндинцев и других в набегах на Грузию, по мнению исследователя М. Магомедханова, свидетельствует не только слово «хъазахъал», под которым подразумевается социальная группа, родословную которую составляют в основном плененные некогда грузины, но и наличие термина гъебагъаби (набег) со значением, тождественным грузинскому лекианоба. Тиндинцы объясняют, что гъебагъаби равнозначно аварскому чабхъад и давла гъаби.
Важное значение для понимания актуальности для грузинских властей того периода поддержания добрых отношений с одними из «возмутителей» их спокойствия — тиндалами, несомненно, имеют найденные недавно в архиве два письма Ираклия II, адресованные чамалинскому и тиндальскому джамаатам. Как отмечает историк Шамхал-Дибир Исаев, анализировавший эти письма на арабском языке, «известны многочисленные факты обмена письмами между общинами Андийского бассейна и Ираклием II, в том числе и общинами Чамалал и Тинди. Это было выражением активной дипломатии Ираклия II, всеми силами стремившегося предотвратить дагестанские «набеги» на Грузию, стабилизировать ситуацию на грузино-дагестанской границе и положить конец «лекианобе». По мнению Ш. Исаева, эти письма свидетельствуют о том, что для Грузии проблема «лекианоба» была более актуальна, чем для горской стороны, и стремление грузинского царя поддерживать с ними отношения и опираться на них в своей внешней политике указывает на несомненный политический вес этих своеобразных политических образований высокогорного Дагестана.
Анализ литературы об истории Грузии того периода подтверждает мнение Ш. Исаева о том, что проблема дагестанских набегов была весьма актуальной для грузинских властей. В одном только изданном в Грузии фундаментальном труде «История Грузии (с древнейших времен до наших дней)», его авторы М. Вачнадзе, В. Гурули, М. Бахтадзе при всем своем нежелании вынуждены десятки раз упоминать о проблеме набегов дагестанцев, что позволяет в определенной мере понять причины и обстоятельства, побудившие царя Ираклия II обращаться к некоторым дагестанским «возмутителям» спокойствия, в данном случае — к тиндалам и чамалалам.Одним из самых тяжелых испытаний для грузин явилось, конечно, широкомасштабное опустошительное нашествие войск имама Шамиля на Кахетию летом 1853 года. Подготовку к этой военной кампании имам Шамиль провел в строжайшем секрете, скрыв ее даже от своего сына Гази-Мухамада — наиба земли Каралал, где осуществлялся сбор основных сил имамата. По пути в Грузию войска Шамиля на несколько дней остановились в ауле Тинди, где также было набрано пополнение из тиндальской молодежи. Хотя данная военная операция дагестанцев носила сугубо военнополитический характер, при ее завершении горцы существенно пополнили свою исхудавшую казну — увезли с собой не только небывалый давла, но и сотни членов семей грузинских князей, в том числе известных князей Чавчавадзе и Орбелиани, за которых в последующем был получен заметный выкуп.
Резюмируя вопрос о набегах дагестанцев и их воинственности, следует отметить, что, несмотря на скудное питание и суровый образ жизни, с самого раннего возраста мужчин здесь воспитывали как воинов, обучали искусству наездника, мастерскому владению оружием (кинжалом, саблей, шашкой, ружьем), а в свободное время занимались другими видами физической подготовки. Поэтому нападения и набеги не являлись самоцелью и основным занятием, они были в значительной степени забавой горской молодежи и подспорьем в пополнении материального достатка в суровых природно-климатических и бытовых условиях высокогорья.
Из книги "Военная история аварцев". — Махачкала, 2015.