- Оружие храбрых
- Тухумы и тейпы. родовая община у дагестанцев и вайнахов
- Из истории потребительского интереса у дагестанских горцев
- Кавказское ружье
- Черкешенка для императрицы екатерины первой
- Аталычество как этнографическое явление
- Кумыки
- О правителях дагестана - шаухалах
- Еще раз об анжи
- Султан хан-гирей
- Воспитание у черкесов
- Кавказские горцы
- Мастер преподавания
- Мусалав из кудутли
- Имамы
- Народная медицина и лечебная магия
- «результаты лечения дагестанских хирургов, можно сказать, невероятны…»
- Как у нас лечат больных и раненых
- Горская медицина
- Исторические сведения античных авторов о малом этносе западного дагестана – ботлихцах
- Благотворительная традиция и социальная помощь в истории дагестанских народов
- Краткий историографический обзор социально-экономической и политической истории селения ботлих
- Расселение аварцев и андо-цезов во второй половине XIX - начале XX в.
- «…бороться с разбоем одними карательными мерами – не достаточно»
- Имам трех народов иса-апанди ташазул
- Как горцы изготовляли порох
- Откуда на кавказе столько наречий?
- Кази-кумукцы
- Кавказская политика
- Особенности переписи населения в дагестане
- Народы россии. дагестан в фотографиях XIX– начала хх века
- Елису и горный магал в XII-XIX ВВ.
- Проблема мухаджирства в дагестанских памятниках эпистолярного жанра конца XIX – нач. XX ВВ.
- К истории русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: участие северокавказцев на балканском театре военных
- Добыча соли на кавказе
- Устархан из таш-кичу
- Дибиров магомед-кади дибиргаджиевич
- Горская интеллигенция
- Горец из аула тидиб
- Советник имама шамиля загалав-дибир
- О кровной мести у лакцев во второй половине XIX-нач. XX ВВ.
- Ахмад-хан дженгутаевский. один из организаторов разгрома надир-шаха
- Горская интеллигенция
- Назир из дургели и его биобиблиографический труд «услада умов в биографиях дагестанских ученых»
- Военные набеги аварцев глазами российского военного историка
- «рейтинг-лист»
- Песни горной караты
- Предисловие к книге "военная история аварцев"
- «рейтинг-лист»
- Нечто о влиянии климата и образа войны
- «результаты лечения дагестанских хирургов, можно сказать, невероятны…»
- Из воспоминаний русского офицера
- Проездом по черкесии
- Экспедиция а. к. сержпутовского на кавказ
- Особенности развития судебной системы в дагестане с 1859 по 1868 год.
- О дагестанских ученых
- Военное снаряжение ногайцев
- Джаро-белоканы во внешней политики османской империи в xviiiв.- начало xixв.
- Анди и перевал чрез ботлихские высоты
- Абдурахман газикумухский: биографический очерк
- Гази-хаджи зандакский
- Зан сефер-бей
- Сведения западноевропейских путешественников XV ВЕКА о дагестане
- Из истории казачье-горской эмиграции. айтек намиток: опыт реконструкции политической биографии
- Деревянные горские мосты
- Фехтование на кавказе в первой половине XIX ВЕКА. краткий обзор
- Хириясулав, сын али-бека из хунзаха
- Дочь сурхая из с. колоб
- Хасан хаджияв маллачи-хан из с. ашильта
- Муртаза-али – «эмир самый великий этого времени»
- «искусство лечения … есть чисто наследственное»
- Джамал ад-дин. год рождения
МУРТАЗА-АЛИ – «ЭМИР САМЫЙ ВЕЛИКИЙ ЭТОГО ВРЕМЕНИ»

Один из выдающихся полководцев в истории человечества Надир-шах, который более четверти века не испытывал горечь поражения, в Дагестане подорвал свое «обаяние непобедимости» и виной этому во многом он был обязан Муртаза-Али, сыну Сурхай-хану Гази-Кмухского, который вместе с другими горскими лидерами дал чувствительный отпор захватчику.
В детстве, вместе со своим братом Мухаммадом, Муртаза-Али был отдан отцом, Сурхай-ханом Гази-Кумухским на воспитание Данду Тюхчарскому, требовательному и строгому воспитателю. Беспрекословное подчинение приказам, неукоснительное их выполнение – это были безусловные требования, предъявляемые им своим воспитанникам.
Обучением сыновей хана занималась группа ученых во главе с самим Мухаммадом из Убра. Уже в раннем возрасте братья стали участвовать в боевых действиях, отправлялись в походы отца. Сурхай-хан заметил военные дарования Муртаза-Али. Хан специально посылал его в походы с разными предводителями, чтобы он освоил различные методы ведения военных действий.
Многолетняя, жестокая борьба Сурхай-хана и его мужественного сына Муртаза-Али против Надир-шаха отражена в летописях и песнях народов Дагестана.
Давая возможность своему сыну мобилизовать горцев против персидского завоевателя, Сурхай-хан сдался в плен. Муртаза-Али отступил в Андалал для организации борьбы с врагом. Целый месяц хан водил за нос Надир-шаха, тем самым, создавая иллюзию прекращения сопротивления. По плану хана его сыновья Муртаза-Али и Мухаммад с письмами-призывами и суммой для набора дополнительного ополчения, их экипировки, снабжения и подготовки их к предстоящему сражению, должны были мобилизовать силы горцев.
Огромную помощь им оказали жители Согратля, Чоха, Мегеба, Бухти, Обох, Шитли и других селений всего горного Дагестана. Андалальцы гостеприимно приняли сыновей Сурхай-хана и сопровождавшего их Ибрагим-хаджи из Урада. Жители Западного Дагестана откликнулись на их призыв, что привело к небывалому до этого единения горских народов.
Узнав о подготовке к решающей битве, Надир-шах принял экстренные меры и направился на Турчидагское плато, простирающееся над Андалалом.
Надировская пехота, по словам историка, одним своим видом приводящая противника в ужас, начала наступление на позиции дагестанцев одновременно в девяти пунктах, расположенных у подножья горы Турчи. Многочисленные атаки персов были отбиты. «Битва народов» продолжалась несколько дней. В результате контрнаступления, предпринятого горцами, победоносное войско шаха было прижато к горам и разгромлено.
Началось отступление, больше напоминавшее бегство. Надир-шах отступал через Кукминский перевал, за которым, в местности Гундривалу, Муртаза-Али настиг арьергард кизилбашей, нанеся удар. Это было последнее сражение славного полководца. Все это время, он, раненный в битве на Турчи-даге, не выпускал оружия из рук.
Дальнейшие попытки Надир-шаха покорить Дагестан, которые он не прекратил вплоть до своего убийства в 1747 года, также ни к чему не привели. Дагестан стал непреодолимой крепостью, не миновав которую Надир не мог реализовать свои планы по покорению Кавказа.
Через три месяца после славной победы над Надир-шахом, Муртаза-Али, называемый в народе Хан-Муртаза-Али, «прославленный герой решающего сражения с кизилбашами», скончался. Он был похоронен в Гази-Кумухе «возле мечети, которую, по преданию, построил его отец Сурхай-хан I».
Эпитафия на могильном памятнике гласит: «Протяжение этого мира из конца в конец – крошки огромного. Все зримое – ничтожный клочок созданного мирового царства в то время, когда овладевший Востоком и Западом не остался неизменным. Владычество принадлежит Всевышнему Аллаху. Величие у Всевышнего Аллаха. Это могила Муртаза-Али б. Сурхай-хана, да будет прощение им обоим! Дата: тысяча сто пятьдесят четвертый год. О, люди, знайте, что это он эмир самый великий этого времени, храбрый советник, прославленный. Он явился и повиновались храбрецы этого края…».