- Оружие храбрых
- Тухумы и тейпы. родовая община у дагестанцев и вайнахов
- Из истории потребительского интереса у дагестанских горцев
- Кавказское ружье
- Черкешенка для императрицы екатерины первой
- Аталычество как этнографическое явление
- Кумыки
- О правителях дагестана - шаухалах
- Еще раз об анжи
- Султан хан-гирей
- Воспитание у черкесов
- Кавказские горцы
- Мастер преподавания
- Мусалав из кудутли
- Имамы
- Народная медицина и лечебная магия
- «результаты лечения дагестанских хирургов, можно сказать, невероятны…»
- Как у нас лечат больных и раненых
- Горская медицина
- Исторические сведения античных авторов о малом этносе западного дагестана – ботлихцах
- Благотворительная традиция и социальная помощь в истории дагестанских народов
- Краткий историографический обзор социально-экономической и политической истории селения ботлих
- Расселение аварцев и андо-цезов во второй половине XIX - начале XX в.
- «…бороться с разбоем одними карательными мерами – не достаточно»
- Имам трех народов иса-апанди ташазул
- Как горцы изготовляли порох
- Откуда на кавказе столько наречий?
- Кази-кумукцы
- Кавказская политика
- Особенности переписи населения в дагестане
- Народы россии. дагестан в фотографиях XIX– начала хх века
- Елису и горный магал в XII-XIX ВВ.
- Проблема мухаджирства в дагестанских памятниках эпистолярного жанра конца XIX – нач. XX ВВ.
- К истории русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: участие северокавказцев на балканском театре военных
- Добыча соли на кавказе
- Устархан из таш-кичу
- Дибиров магомед-кади дибиргаджиевич
- Горская интеллигенция
- Горец из аула тидиб
- Советник имама шамиля загалав-дибир
- О кровной мести у лакцев во второй половине XIX-нач. XX ВВ.
- Ахмад-хан дженгутаевский. один из организаторов разгрома надир-шаха
- Горская интеллигенция
- Назир из дургели и его биобиблиографический труд «услада умов в биографиях дагестанских ученых»
- Военные набеги аварцев глазами российского военного историка
- «рейтинг-лист»
- Песни горной караты
- Предисловие к книге "военная история аварцев"
- «рейтинг-лист»
- Нечто о влиянии климата и образа войны
- «результаты лечения дагестанских хирургов, можно сказать, невероятны…»
- Из воспоминаний русского офицера
- Проездом по черкесии
- Экспедиция а. к. сержпутовского на кавказ
- Особенности развития судебной системы в дагестане с 1859 по 1868 год.
- О дагестанских ученых
- Военное снаряжение ногайцев
- Джаро-белоканы во внешней политики османской империи в xviiiв.- начало xixв.
- Анди и перевал чрез ботлихские высоты
- Абдурахман газикумухский: биографический очерк
- Гази-хаджи зандакский
- Зан сефер-бей
- Сведения западноевропейских путешественников XV ВЕКА о дагестане
- Из истории казачье-горской эмиграции. айтек намиток: опыт реконструкции политической биографии
- Деревянные горские мосты
- Фехтование на кавказе в первой половине XIX ВЕКА. краткий обзор
- Хириясулав, сын али-бека из хунзаха
- Дочь сурхая из с. колоб
- Хасан хаджияв маллачи-хан из с. ашильта
- Муртаза-али – «эмир самый великий этого времени»
- «искусство лечения … есть чисто наследственное»
- Джамал ад-дин. год рождения
СОВЕТНИК ИМАМА ШАМИЛЯ ЗАГАЛАВ-ДИБИР
Определенная категория нашего общества убеждена в том, что Дагестан никогда не имел алимов с большими знаниями, а все рассказы об уважаемых ученых прошлого, родом из Дагестана — якобы больше преувеличение, чем реальность. Хотим привести небольшие отрывки из сочинений и воспоминаний об одном из известных алимов своего времени Загалав-Дибире аль-Хварши, который являлся наибом имама Шамиля и его верным советником.
Пишет ученый Назир из Дургели в своей книге «Нузхату Азхан»: «Большой ученый Загалав-Дибир Аль-Хварши был крупным, истиным, способным ученым. Он был с имамом в его битвах, и имам Шамиль часто советовался с ним. Загалав прожил долгую жизнь. Умер, когда ему было за сто. Он был очень маленького роста». Также шейх Шуайб Афанди поделился воспоминаниями о Загалаве аль-Хварши . Его отец, а также его учитель, были учениками этого крупного ученого, и рассказывали об особой богобоязненности Загалава и любви к исламским наукам.
В книге «Табакат» шейх Шуайб афанди аль-Багини: «Шейх, алим, знающий хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и изучивший их тонкости, шейх нашего отца, Курбан Али из Хваршини, известный под именем Загалав. Нам рассказал наш благородный отец, что его учителем в науке фикх был Загалав, и был он ученым, глубоко изучившим все науки, особенно науку хадисоведения, он знал наизусть 500 хадисов вместе с передатчиками этого хадиса.
В набожности, в богобоязненности и в отдаленности от любви к неверным, ему не было предела. Он переписывал книгу «Фатхуль Бари» шарх на «Сахихуль Бухари» Ибн Хаджара аль-Аскалани и говорил мне: «О Идрис, (обращаясь к отцу Шуайба афанди), когда я закончу ее писать, с дозволением Всевышнего я буду ее читать моему сыну Талхату, тогда ты тоже приходи, чтоб я тебе тоже читал ее» и я ответил: «Слушаюсь и повинуюсь, о мой учитель». Шуайб афанди рассказывает, что после этого рассказа его отец, плача, с грустью говорил: «Не довелось мне, о мой сын Шуайб, пойти к нему для обучения «Сахихуль Бухари» из-за семейных обстоятельств».
«Мне рассказал мой шейх и учитель Ибрагим дибир аш-Шакани, что он учился перед алимом по имени Загалав в великом государстве имама Шамиля. В то время Загалав был муфтием его округа и имамом его села. [Рассказывает Ибрагим-Дибир]: «Я обучался у него книге «Канзу ррагибин шарх минхаджу талибин» и когда он читал мне урок, он читал его быстро. Однажды я сказал ему: «О мой устаз, я впервые читаю эту книгу и не знаю правила науки фикха, не могли бы вы читать мне медленнее хотя бы в один день?». Он сказал: «Ты этого хочешь, о Ибрагим?» Я ответил: «Это является моей целью и ничего больше». И Ибрагим-Дибир сказал: «И начал мой шейх Загалав читать урок [медленнее], и разъяснил мне все его истины и тонкости, и объяснил мне все нормы и правила, не оставив ни одного правила из [правил] двенадцати наук, кроме как прочитав мне их в этом уроке, мне даже показалось что в этот день я узнал все двенадцать наук от начала до конца». Вот такой способностью обладал Загалав. Ты посмотри на его огромные знания, обширный кругозор и способность донести все правила в одном уроке. Да будет доволен Аллах им и нами.
В 1285 году я с отцом дома совершал вечернюю молитву. После молитвы я вышел наружу, и я увидел небо со стороны востока очень красным. Я позвал отца и сказал: «Отец, посмотри на небо, как оно стало красно». Отец вышел и сказал: «Инна ли Лляхи ва инна иляйхи Раджиун. Клянусь Аллахом, о, мой сын, сегодня умер большой ученый востока». После двух дней мы услышали, что Загалав скончался. Да помилует его и нас Всевышний».