- «…обратить на настроение наших мусульман особое внимание»
- Шариат и обычай: проблемы взаимодействия
- Газета «стамбульские новости» и ее редактор
- Советский союз и ислам
- Америку открыли мусульмане!
- Православный крест под защитой полумесяца
- Как искореняли ислам в ногайской степи
- Мусульманки в науке
- Из истории борьбы с религией в дагестане
- Исмаил гаспринский
- Джадидизм
- Ненависть ради всевышнего аллаха
- Кризис совести
- Из опыта появления в дагестане и выявления цепочки последователей накшбандийского и шазили
- Историография исламизации средневекового дагестана (X – XVI ВВ)
- Суфизм и власть в дагестане в хix – XX ВВ
- Роль тюркского элемента в исламизации дагестана в XI-XIV ВВ.
- Малая книга правил воспитания юношества
- У кого ключ от «гроба господня»
- Парижжжжжжжжжжжжжжжжж
- Пепси указывает путь
- Что библия говорит о мухаммаде
- Немного о демографии, или по следам одной информации
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Ибрахим-хаджи-афанди аль-кучри (к. с.) (1868–1930)
- Знаток арабоязычной культуры (давуд из усиша (1665-1757))
- Мастер переводов. известный ученый-богослов шихаммат- кади из эрпели
- Мусалав из кудутли (1652–1717)
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Исламский первопечатник и просветитель дагестана
- Дагестанская суфийская литература XIX – нач. XX ВВ.
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Дагестан - центр мусульманской культуры и арабо-графического книгопечатания
- Шамиль шихалиев: «развитию дагестанского востоковедения необходим импульс»
- Иджтихад или следование традиции?
- Обзор мусульманской прессы начала XX ВЕКА
- Особенности политики самодержавия к мусульманскому миру кавказа
- Дарбанд-нама (гунойский список)
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- Мусульманское образование на северо-западном кавказе (вторая половина XIX – начало ххв.).
- Стойкость
- Лев толстой и ислам
- Ценность времени
- Знамя пророка
- История абу муслима
- Послание имама гази-мухаммада
- Шариат и адат в реалиях северного кавказа
- Исламское образование в дагестане: эволюция содержания
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- "поучение" закавказского муфтия и председателя закавказского мусульманского духовного правления сунн
- Призыв к хиджре...
- Дибир-кади из хунзаха
- Арабо-дагестанские культурные, литературные контакты и их роль в формировании дореволюционной аварск
- «традиционный» и «нетрадиционный» ислам в дагестане: миф или реальность?
- Обращение умара аль-хунзахи к жителям дагестана (конец XVIII В. – начало XIX В.)
- «проходя протекшие времена и столетия»
- Абдулатип гоцинский – «ищущий благородные науки»
- Исламизация южной части горной аварии
- Берке бин джучи – первый хан золотой орды, принявший ислам
- Сочинение «ал-фаваид ад-дийаийа» абдурахмана джами в дагестане
- Идеи панисламизма на кавказе
- Ахмад талали – личность и эпоха
- Шейх асилдар аркасский
- Наука о нравственности – трактат по этике
- Биографии дагестанских ученых-богословов противников имама шамиля
- Письмо дагестанца из мекки
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по «мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Шариатский дискурс имамата в дагестане первой половины XIX в.
- Аз-заджир ‘ан мувалат ал-куффар: как источник по истории развития мусульманского...
- Дауд ал-усиши: жизнь и творчество
МАСТЕР ПРЕПОДАВАНИЯ (ТАГИР-ХАДЖИ ИЗ ЧИРКЕЯ /1845-1925/)
В 1844 году селение Чиркей было разрушено царскими войсками. Джамаат села тоже переселился кто-куда по разным селам Аварии. Семья наиба имама Шамиля Хаджиява переселилась в селение Ботлих. Там, в 1845 году у него родился сын, которого назвали Тагир.
Мать его рано умерла, и осиротевшего его воспитывали родственники по материнской линии. Видя желание учиться, Хаджияв отдал сына в Ашильта (ныне Унцукульский район) к самому видному ученому того времени – Курбанали. Учителю сразу понравился проницательный, умный и способный мальчик. Проучившись в Ашильта, он отправился к алиму Газимухаммаду в Карах (ныне Чародинский район). В то время много посещал и Мухаммад-Тахира Карахского – знаменитого секретаря Шамиля его летописца, и признанного во всем Дагестане алима.
В первое время он два года проработал имамом в селении Дылым Казбековского района. Затем вернулся в родное село и более 35 лет вел джамаат по пути шариата. Все эти годы он беспрестанно преподавал в своей мечети. Говорят, что он обучил исламским наукам около четырехсот человек. В те годы, благодаря Тагиру-хаджи и Хамзату-хаджи, селение Чиркей занимало одно из ведущих мест в Дагестане, где можно было получить хорошее образование. Здесь учились, вставшие впоследствии известными на весь Дагестан, Пахрудин из Аргвани, Чанка из Батлаича, Гамзат Цадаса, Маккашариф из Гимры и другие. У Тагира учились не только аварцы, но и казикумухцы, также у него было много учеников с кумыкской низменности.
Владение кумыкским языком позволяло иметь мутаалимов этой национальности. Он был известен как знаток шариатских наук и мастер преподавания. Один алим в то время пригласил Тагира на диспут. На его приглашение он ответил, что любой из его мутаалимов способен ответить на его вопросы. Так и получилось. Тот человек признал превосходство знаний учеников Тагира из Чиркея.
Село Чиркей, как и другие крупные селения, имело свои порядки и низам. Вот с назначением имама села тоже был устоявшийся порядок. С давних времен имамом становился только выходец из большого тухума. А Тагир был выходцем из немногочисленного тухума, переселившегося сюда из селения Харахи. Но все же джамаат отдал предпочтение ему. Своим умом, знаниями и жалостью Тагир оставил незабываемые воспоминания в сердцах людей, которые и поныне передают благодарные чиркейцы друг другу.
В 1875 году сын имама Шамиля Газимухаммад, живший тогда в Турции, принял паломников, возвращающихся из хаджа. На прощание он каждому преподнес подарки. Тагиру-хаджи подарил серебряный кинжал, при этом подчеркнув, что сыну верного имаму наиба.
В начале 1890-х годов в Дагестане распространилась холера. Бывали дни, когда приходилось хоронить даже по 40-50 человек. Люди стали уходить на хутора во избежание заражения, но Тагир-хаджи не покинул село, остался с джамаатом. После этого он приобрел еще больший авторитет в глазах джамаата.
Тагир-хаджи уделял большое внимание общественной жизни села. В годы гражданской войны постоянно выступал перед джаматом, и призывал людей не проливать кровь. Встречался с Нажмудином Гоцинским, Узуном-хаджи, Махачем Дахадаевым, призывал к миру и маслиату. Но мы же знаем, что один человек не может остановить кровопролитие. Само селение Чиркей тоже разделилось на два лагеря, одни встали на сторону революции, т. е. красными партизанами, другие восстали против них. Но все-таки большинство джамаата послушалось имама и им удалось выйти из положения. За 35-летний безупречный труд в самые трудные годы чиркейцы до сих пор с благодарностью вспоминают Тагира-хаджи. Это и есть та богобоязненность и старание распространить Ислам во имя Аллаха, что пропагандирует доброе, ценное, вечное.
Умер Тагир-хаджи в 1925 году и похоронен в старом Чиркее, которое ушло под воду в семидесятые годы прошлого века после строительства Чиркейского водохранилища.
Да не лишит нас Всевышний бараката наших славных предков!