- «…обратить на настроение наших мусульман особое внимание»
- Шариат и обычай: проблемы взаимодействия
- Газета «стамбульские новости» и ее редактор
- Советский союз и ислам
- Америку открыли мусульмане!
- Православный крест под защитой полумесяца
- Как искореняли ислам в ногайской степи
- Мусульманки в науке
- Из истории борьбы с религией в дагестане
- Исмаил гаспринский
- Джадидизм
- Ненависть ради всевышнего аллаха
- Кризис совести
- Из опыта появления в дагестане и выявления цепочки последователей накшбандийского и шазили
- Историография исламизации средневекового дагестана (X – XVI ВВ)
- Суфизм и власть в дагестане в хix – XX ВВ
- Роль тюркского элемента в исламизации дагестана в XI-XIV ВВ.
- Малая книга правил воспитания юношества
- У кого ключ от «гроба господня»
- Парижжжжжжжжжжжжжжжжж
- Пепси указывает путь
- Что библия говорит о мухаммаде
- Немного о демографии, или по следам одной информации
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Ибрахим-хаджи-афанди аль-кучри (к. с.) (1868–1930)
- Знаток арабоязычной культуры (давуд из усиша (1665-1757))
- Мастер переводов. известный ученый-богослов шихаммат- кади из эрпели
- Мусалав из кудутли (1652–1717)
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Исламский первопечатник и просветитель дагестана
- Дагестанская суфийская литература XIX – нач. XX ВВ.
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Дагестан - центр мусульманской культуры и арабо-графического книгопечатания
- Шамиль шихалиев: «развитию дагестанского востоковедения необходим импульс»
- Иджтихад или следование традиции?
- Обзор мусульманской прессы начала XX ВЕКА
- Особенности политики самодержавия к мусульманскому миру кавказа
- Дарбанд-нама (гунойский список)
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- Мусульманское образование на северо-западном кавказе (вторая половина XIX – начало ххв.).
- Стойкость
- Лев толстой и ислам
- Ценность времени
- Знамя пророка
- История абу муслима
- Послание имама гази-мухаммада
- Шариат и адат в реалиях северного кавказа
- Исламское образование в дагестане: эволюция содержания
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- "поучение" закавказского муфтия и председателя закавказского мусульманского духовного правления сунн
- Призыв к хиджре...
- Дибир-кади из хунзаха
- Арабо-дагестанские культурные, литературные контакты и их роль в формировании дореволюционной аварск
- «традиционный» и «нетрадиционный» ислам в дагестане: миф или реальность?
- Обращение умара аль-хунзахи к жителям дагестана (конец XVIII В. – начало XIX В.)
- «проходя протекшие времена и столетия»
- Абдулатип гоцинский – «ищущий благородные науки»
- Исламизация южной части горной аварии
- Берке бин джучи – первый хан золотой орды, принявший ислам
- Сочинение «ал-фаваид ад-дийаийа» абдурахмана джами в дагестане
- Идеи панисламизма на кавказе
- Ахмад талали – личность и эпоха
- Шейх асилдар аркасский
- Наука о нравственности – трактат по этике
- Биографии дагестанских ученых-богословов противников имама шамиля
- Письмо дагестанца из мекки
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по «мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Шариатский дискурс имамата в дагестане первой половины XIX в.
- Аз-заджир ‘ан мувалат ал-куффар: как источник по истории развития мусульманского...
- Дауд ал-усиши: жизнь и творчество
СОЧИНЕНИЕ «АЛ-ФАВАИД АД-ДИЙАИЙА» АБДУРАХМАНА ДЖАМИ В ДАГЕСТАНЕ
Дагестан — богатый край своими историко-культурными традициями, письменными памятниками. Арабские сочинения сыграли большую положительную роль в развитии духовной культуры народов Дагестана. История материальной и духовной культуры народов Дагестана дает многочисленные свидетельства того, что данный регион никогда не находился в изоляции от других географических регионов и исторических цивилизаций. Дагестан с ее богатым культурным наследием, многочисленными рукописными собраниями представляет собой огромный интерес для исследователей — историков и востоковедов.
За последние десятилетия ежегодные археографические экспедиции, проводимые Институтом истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН под руководством проф. А.Р. Шихсаидова совместно с преподавателями Дагестанского государственного университета и аспирантами выявляют книжные коллекции Дагестана, проводят огромную работу по учету и фиксации арабских рукописей, определяют тематический состав коллекции, создают каталоги частных и мечетских библиотек.
В ходе полевых работ выявлены богатейшие книжные собрания Дагестана. Богатое рукописное наследие наших предков огромно. В одной только частной или мечетской коллекции можно встретить до 300 рукописей всех отраслей науки. Здесь можно встретить как произведения восточных авторов по различным отраслям науки, так и местных, дагестанских авторов, писавших свои произведения на арабском языке.
При изучении книжных собраний частных и мечетских библиотек Дагестана, среди рукописей по истории, мусульманскому праву, грамматике арабского языка, медицине, логике, этике, богословию, астрономии, поэзии очень часто, практически в каждой коллекции, встречается грамматическое сочинение «ал-Фаваид ад-Дийаийа» известного поэта, философ, выдающегося ученого XV в. Абдурахмана ал-Джами. Выдающейся деятель культуры и литературы XV в., ученый-энциклопедист, Джами при жизни был признанным авторитетом для миллионов современников. Влияния его на последующее поколение литераторов, художников Ближнего Востока и Средней Азии было огромно.
Абдурахман Джами родился 23 ша‘бана 817 г.х. / 7 ноября 1414 г. в Харджирде, расположенный между Гератом и Мешхедом, в семье влиятельного духовного лица. Получив образование в Герате, здесь он изучает арабский язык, логику, поэтику, риторику, теологию философию, в дальнейшем Абдурахман Джами продолжает совершенствовать свои знания в Самарканде, в знаменитом медресе Улугбека. Джами отказался от придворной карьеры и примкнет к суфийскому ордену «накшбандийе», привлекшему поэта своими призывами к деятельному добру.
У Джами был обширный и разнообразный по составу круг учеников: Абдугафур лари, Камалуддин Массури Ширвани, Мухаммад Бахрабади, Баяни, Сухайли, Бинаи, Давлатшах Самарканди и др.
В ноябре Абдурахман Джами заболел и скончался 18 мухаррам 898-899 г.х. / 9 ноября 1492 г.
Сочинение «ал-Фаваид ад-Дийаийа», написанное для своего сына, в течение пяти веков служило основным пособием по арабскому синтаксису в медресе Средней Азии, Ирана Афганистана, Поволжья и Северного Кавказа, он использовался как учебник в Индии, Турции и в арабских странах.
Хотя грамматика арабского языка представлена в Дагестане такими сочинениями и комментариями как: «ал-Унмузадж фи-н-нахв» аз-Замахшари (ум. в 583/1143 г.), «ал- Кафина» и «аш-Шафийа» Ибн ал-Хаджиба (ум, в 646 Г./1248 г.), «Тасриф аз-‘Иззи» аз-Занджани (XIV в.), «Ми’ат ‘амил» ал-Джурджани (ум. в 471/1078 г.), «ал-Вафийа фи шарх ал-Кафийа» ал-Астарабади (ум. в 715/1315 г.), «Марах ал-арвах» Ион Мас‘уда (начало VIII/XIV в ), «Изхар ал-асрар» ал-Биркави (ум. в 981/1573 г.), «ал-Мутаввал» ат-Тафтазани (ум.), «ал-Фава’ид ад-Дийа’ийа» Абдурахмана Джами (ум. в 898-899 1492 г.). «ал-Чарпарди» и «Ираб ал-Унмузадж» Мухаммада ал-Кудуки (ум. 1130/1717 г.), «Хашийат Давуд» Дауда ал-Усиши (ум. 1757 г.), супракомментарий «Хашийат Дибадж Ибрахим» Мухаммадтахира ал-Карахи (ум. в 1300/1882 г.), комментарий «Макис ал-масаил» и супракомментарий «Хашийат ат-тасри.ф» Муртадаали ал-Уради (ум. в 1282/1865 г.) и др. копии рукописей сочинения «ал-Фаваид ад-Дийаийа» преобладают. В одной только библиотеке могут храниться несколько рукописных копий сочинения «ал-Фаваид ад-Дийаийа» Абдурахмана ал-Джами. Только в рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН хранится более 70 рукописей по грамматике арабского языка Абдурахмана ал-Джами.
Каждая копия сочинения «ал-Фаваид ад-Дийаийа» с многочисленными записями в начале и конце рукописи несет в себе ценную информацию. Это могут быть записи о чтении книги, вакуфные записи, записи о рождении или смерти, о купле-продаже, владельческие записи. В одной только рукописи, хранящейся в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН под № 2636 имеется 14 записей о чтении данного учебного трактата, в другой рукописи, хранящейся в частной коллекции жителя селения Кулиф имеются 8 записей о чтении. Практически в каждой записи зафиксирован год изучения учебного трактата и место изучения. На примере одной только рукописи мы можем увидеть, что в течение нескольких лет книга служила учебным пособием по грамматике арабского языка.
Читательские записи в исследуемых рукописях отмечены в пределах 1763-1941-42 гг. Эти записи свидетельствуют о наличии мусульманского образовательного учреждения (медресе) во многих селениях Дагестана (Акуша, Кубачи, Тураг, Кутиша, Голода, Мекеги и др.) и использования сочинения Абдурахмана ал-Джами в качестве учебного пособия по изучению арабского языка в медресе Дагестана.
Таким образом, мы видим, что с начала XVIII вв. постепенно нарастает интерес к сочинению ал-Джами, а с XIX вв. «ал-Фаваид ад-Дийаийа» фактически вытесняет все известные в Дагестане трактаты по арабской грамматике. Учебный трактат стал одним из основных учебных пособий по грамматике арабского языка в мусульманской системе образования Дагестана.