- «…обратить на настроение наших мусульман особое внимание»
- Шариат и обычай: проблемы взаимодействия
- Газета «стамбульские новости» и ее редактор
- Советский союз и ислам
- Америку открыли мусульмане!
- Православный крест под защитой полумесяца
- Как искореняли ислам в ногайской степи
- Мусульманки в науке
- Из истории борьбы с религией в дагестане
- Исмаил гаспринский
- Джадидизм
- Ненависть ради всевышнего аллаха
- Кризис совести
- Из опыта появления в дагестане и выявления цепочки последователей накшбандийского и шазили
- Историография исламизации средневекового дагестана (X – XVI ВВ)
- Суфизм и власть в дагестане в хix – XX ВВ
- Роль тюркского элемента в исламизации дагестана в XI-XIV ВВ.
- Малая книга правил воспитания юношества
- У кого ключ от «гроба господня»
- Парижжжжжжжжжжжжжжжжж
- Пепси указывает путь
- Что библия говорит о мухаммаде
- Немного о демографии, или по следам одной информации
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Ибрахим-хаджи-афанди аль-кучри (к. с.) (1868–1930)
- Знаток арабоязычной культуры (давуд из усиша (1665-1757))
- Мастер переводов. известный ученый-богослов шихаммат- кади из эрпели
- Мусалав из кудутли (1652–1717)
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Исламский первопечатник и просветитель дагестана
- Дагестанская суфийская литература XIX – нач. XX ВВ.
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Дагестан - центр мусульманской культуры и арабо-графического книгопечатания
- Шамиль шихалиев: «развитию дагестанского востоковедения необходим импульс»
- Иджтихад или следование традиции?
- Обзор мусульманской прессы начала XX ВЕКА
- Особенности политики самодержавия к мусульманскому миру кавказа
- Дарбанд-нама (гунойский список)
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- Мусульманское образование на северо-западном кавказе (вторая половина XIX – начало ххв.).
- Стойкость
- Лев толстой и ислам
- Ценность времени
- Знамя пророка
- История абу муслима
- Послание имама гази-мухаммада
- Шариат и адат в реалиях северного кавказа
- Исламское образование в дагестане: эволюция содержания
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- "поучение" закавказского муфтия и председателя закавказского мусульманского духовного правления сунн
- Призыв к хиджре...
- Дибир-кади из хунзаха
- Арабо-дагестанские культурные, литературные контакты и их роль в формировании дореволюционной аварск
- «традиционный» и «нетрадиционный» ислам в дагестане: миф или реальность?
- Обращение умара аль-хунзахи к жителям дагестана (конец XVIII В. – начало XIX В.)
- «проходя протекшие времена и столетия»
- Абдулатип гоцинский – «ищущий благородные науки»
- Исламизация южной части горной аварии
- Берке бин джучи – первый хан золотой орды, принявший ислам
- Сочинение «ал-фаваид ад-дийаийа» абдурахмана джами в дагестане
- Идеи панисламизма на кавказе
- Ахмад талали – личность и эпоха
- Шейх асилдар аркасский
- Наука о нравственности – трактат по этике
- Биографии дагестанских ученых-богословов противников имама шамиля
- Письмо дагестанца из мекки
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по «мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Шариатский дискурс имамата в дагестане первой половины XIX в.
- Аз-заджир ‘ан мувалат ал-куффар: как источник по истории развития мусульманского...
- Дауд ал-усиши: жизнь и творчество
АЗ-ЗАДЖИР ‘АН МУВАЛАТ АЛ-КУФФАР: КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО...

АЗ-ЗАДЖИР ‘АН МУВАЛАТ АЛ-КУФФАР: КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ДАГЕСТАНЕ XVIII В.
Настоящая статья посвящена изучению «Аз-Заджир ‘ан мувалат ал-куффар» («Сдерживающее средство от вступления в дружбу с неверными») — одного из интереснейших памятников дагестанской правовой литературы на арабском языке XVIII в., содержание которого составляет рассмотрение ряда вопросов о войне и мире, отношений мусульманской общины с представителями других религий, которые стали важным явлением в сфере мусульманской юриспруденции, связанным с вторжением войск царской России в Дагестан, военные походы горцев Дагестана в Закавказье, что можно связать с политическими процессами в регионе: русско-турецким противостоянием.
Написал «Аз-Заджир ‘ан мувалат ал-куффар» известный дагестанский правовед факих Абу Бакр ибн Муавийа. Он родился в с. Аймаки[1] в 1711 г., в семье знатного происхождения. Как пишет один из исследователей и собирателей местного мусульманского культурного наследия М. Гайдарбеков «род Абу Бакра берет начало в известном арабском племени Курайш» [3, с. 125]. Отец Абу Бакра Муавийа с раннего детства привил сыну вкус к знанию, научил арабской грамматике и другим предметам арабоязычных наук, и отправил его в соседнее селение Аракани[2] для дальнейшего совершенствования знаний, к кадию и известному преподавателю Дибиру Старшему из Карата. Абу Бакр получил от араканских учителей все, что можно, он возвращается в родное селение Аймаки. Ему предлагали преподавать в нескольких дагестанских обществах, так он занимался преподавательской и научной деятельностью в медресах (школах) Акуша, Кубачи, Аракани. Арабоязычное литературное наследие Абу Бакра тематически разнообразно [3, с. 125]. Он — автор сочинений по исторической, правовой, этикоморальной и стихотворной тематике. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что одним из главных направлений творческой деятельности ученого было создание сочинений по мусульманскому праву или комментариев к ним [4, с. 9-15]. В 1791 г., в возрасте 80 лет, Абу Бакр скончался в селении Аракани.
В основе нашего исследования «Аз-Заджир ‘ан мувалат ал-куффар» лежит копия, переписанная со списка произведения Абу Бакра ибн Муавийи «Базл ал-Фатави»: она находится в тексте тридцать пятого вопроса, а также некоторые ее выдержки имеются и в фетвах заключениях десятого, двадцать восьмого, тридцать первого и тридцать шестого вопросов. Автограф не удалось найти. Трактат хранится в рукописном фонде ИИАЭ [11, № 2610]. Бумага желтая, плотная, фабричного производства. Чернила черные, дагестанский насх, размер бумаги 22-17 см, переписанной Мухаммадом Багуджалавым из Мачады в 1778 г. При объяснении вопросов ученый приводит разные источники для утверждения своих положений.
Что касается времени составления «Аз-Заджир ‘ан мувалат ал-куффар», то точная дата неизвестна. Однако можно предположить, что первоначальный текст правового заключения был составлен во II половине XVIII в. Это мотивировано военно-политическим фактором: Россия с началом царствования Екатерины II вновь вплотную занялась завоеванием Кавказа. С исторической точки зрения это объяснялось растущим экономическим аппетитом империи, ее стремлением захватить новые рынки, источники сырья, приобрести колонии. Особенно резко изменилась ситуация в пользу России после ее победы в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.
В 1783 г. значительно усилились позиции России в Закавказье, что и всполошило правящие круги Турции и Ирана. Имеются сведения о том, что Али-Султан, хан Мехтулы, весной 1785 г. вместе с 11-ю тысячами горцев и Уммаханом Аварским прибыл к р. Алазань, переправившись через которую, они начали опустошать Грузию. Все это обостряло отношения с Россией. Поэтому он (Али-Султан) искал покровительства Турции. Этим и объясняются сведения от 1787 г. о том, что «дженгутаевский владелец Али-Султан и Уммахан Аварский весьма преданы Порте» [1, с. 237]. Получив от императрицы разрешение, Потемкин назначил Уммахану жалованье в 6 тыс. рублей в год, чтобы он не совершал военных походов на Грузию [1, с. 119].
Маскируя истинные цели своего правительства, представители царской администрации России были вынуждены проводить более умеренную политику, стремясь заручиться поддержкой определенных политических сил и местных феодальных правителей. Под прикрытием политики покровительства им удалось найти опору среди части дагестанских владетелей, а также торгово-ремесленных кругов, заинтересованных в расширении торговли и обмена с Россией. Эти круги надеялись, что переход под власть российского правительства принесет им больше выгоды, чем шиитский режим иранских шахов, который они испытывали в предшествующий период.
Дальнейшее изучение на основе источников и материалов кавказской политики России, Ирана и Турции, взаимоотношений народов Дагестана с Россией и ее геополитическими соперниками в регионе, интерпретация этих проблем с позиций объективной научной методологии в свете нынешних реалий, остается актуальной задачей исторической науки.
Широкое развитие получило в исследуемый период мусульманское право Фикх. Почти все ученые того времени занимались фикхом. Фикх преподавался во всех медресе Дагестана [8, с. 111]. В фикхе разрабатывается примерно одинаковый круг вопросов: ритуал и молитва, налог и милостыня, пост, война и торговля, взаимоотношение мусульман с неверными и т.д. В Дагестане по числу копий сочинениям по фикху всегда принадлежало одно из первых мест.
Система мусульманского права в целом включает комплексы принципов и норм, регулирующие три основные сферы жизни: отношение правоверных с Аллахом, взаимоотношения людей, а также связи между государствами или религиозными конфессиями [7, с. 83].
К публично-правовой отрасли мусульманского права примыкает сийар (международное право. — М.Г.), нормы которого касались отношений Халифата с иными государствами, вопросов войны и мира, отношений мусульманской общины с представителями других религий.
Абу Бакр ибн Муавийа в сочинении «Аз-Заджир ‘ан мувалат ал-куффар», как и во многих других своих правовых произведениях, затрагивает актуальную тему мусульманского права. В нем он сосредоточил правовые нормы, регулирующие порядок взаимоотношений мусульман с куффар неверными. Следует отметить, что Абу Бакр, как и все мусульманские правоведы, выводит правовую концепцию международного права из главных источников мусульманского права: Корана, Сунны, иджма (единодушное мнение сподвижников Пророка и крупных правоведов. — М.Г.) и кияса (суждение по аналогии. — М.Г.), и обращается к именам и работам крупных ученых фикха, таких как ар-Рамли (ум.1440) [9, p. 115], Ибн Хаджар (ум.1567), ас- Суйути (ум.1505) [10, p. 396] и др.
Сочинение «Аз-Заджир ‘ан мувалат ал-куффар» представляет исключительный интерес, поскольку в нем мы находим общую концепцию правовых представлений Абу Бакра ибн Муавийи о соотношении между мусульманскими и немусульманскими странами. Также в Дагестане в изучаемый период известна и другая работа такого же жанра — «Маса’ил Титалав ал-Карати ва аджвибат Дауд ал-Усиши» («Вопросы Титалава ал-Карати и ответы на них Дауда ал-Усиши») — Дауда ал-Усиши (ум. 1757 г.).
Как мы видим, «Аз-Заджир ‘ан мувалат ал-куффар» — это одно из первых правовых сочинений ученых Дагестана XVIII в., положивших начало дальнейшему развитию данного жанра. Абу Бакр твердо проводит мысль о необходимости оберегать мусульманскую часть населения от вхождения в подданство и в состав государств неверных. В основу его работы положены основополагающие источники Ислама, — нусус. Ему вообще присуще глубокое знание Корана и хадисов.
Мусульманское государственное право требует, чтобы правитель обязательно был мусульманин, с первоочередной защитой интересов Ислама и контролем за исполнением правоверными своих религиозных обязанностей.
Любые отношения между людьми оцениваются факихом с учетом религиозной концепции о разрешенном халал и запретном харам. Абу Бакр ибн Муавийа указывает, что существуют ряд норм Корана и заключения ученых, запрещающих дружбу с неверными. Например, известный мусульманский правовед Ибн Хаджар (ум.1567) сказал, как и ар-Рамли (ум.1440), что «дружба с неверными запрещена, даже если она в пользу своих интересов» [11, л. 7].
Задача ученого Абу Бакра заключалась в выборе нужной нормы, исходя из условий, места и времени. Основная идея регулирования международных отношений в Исламе — деление всех стран на мир безопастности (дарул салам. — М.Г.) и мир войны (дарул харб. — М.Г.). Внешняя политика Ислама строится согласно теории — свой и чужой. Так, на вопрос о правовом положении мусульман, если «некоторые их политические образования вошли в подданство государств неверных, сотрудничают с ними, полученные трофеи от набегов возвращают неверным, опасаясь причинения несчастий?», Абу Бакр ибн Муавийа отвечает: «им (мусульманам. — М.Г.) не разрешается подобное действие, и считается одним из больших грехов, если их сердца тяготеют к неверным. Они обязаны защищать трофеи, которые являются их собственностью» [11, л.7].
Согласно мусульманской доктрине, некоторые нормы Корана и Сунны относятся к абсолютно точным и не допускают различных толкований (сюда относятся и все правила религиозного культа, и некоторые нормы взаимоотношений верующих и неверующих). Относительно вопроса, «разрешается ли мусульманам заключить перемирие или мирный договор с неверующими с условием выдачи им в качестве заложника-мусульманина или его имущество?», Абу Бакр ибн Муавийа отвечает, что «договор с таким условием является недействительным» [11, л. 4]. А на вопрос, «можно ли нам (мусульманам. — М.Г.) искать покровительство (SV'j^) у неверных?», ученый из Дагестана отвечает, что «категорически запрещено указанное действие согласно нормам Корана и Сунны» [11, л. 7-8]. Далее он приводит ряд айатов из Корана в пользу своего заключения: «Пусть те, кто верует, при выборе партнера и друзей не отдает неверным предпочтенье пред теми, кто благочестив» [6, 3:28, с. 72]. Другой айат: «Ты не найдешь среди тех, кто в Господа и в Судный День уверил, тех, кто противится Аллаху и Его Пророку» [6, 58:22, с. 565], также: «О вы, кто верует! Себе в друзья и покровители вы не берите ни иудеев, ни христиан. Они — друзья один другому. А тот из вас, кто берет их в друзья, тот сам — из их числа» [6, 5:51 с. 136].
Юридические нормы тесно связаны с предписаниями исламской догматики и морали, и в этом смысле мусульманское право идет впереди других правовых систем. Абу Бакр ибн Муавийа утверждает, что главным в мусульманском праве является установление самых ясных параметров отношений между мусульманами и немусульманами на религиозной основе, цитируя айат из Корана: «О вы, кто верует! Вы не берите в покровители себе ваших отцов и ваших братьев, если они любовь к неверию предпочитают вере. А те из вас, кто в покровители берут их, (Дозволенное Богом) преступают» [6, 9:23, с. 209].
Во времена Абу Бакра ибн Муавийи и ранее дагестанские факихи одобряли и выносили фетвы на ведение военных действий и нападений дагестанцев против неверных, в частности, своих соседей грузин, и они (жители Дагестана), объединяясь под командованием известных предводителей в отряды, ежегодно совершали набеги на Грузию, Армению, Азербайджан и др. брали в плен грузин, армян, шиитов, русских, грабили и захватывали их имущество [5]. Так, на вопрос, «разрешается ли нам (мусульманам Дагестана. — М.Г.) завладеть, путем хищения, имуществом неверных, с которыми не заключен правовой (шариатский. — М.Г.) договор?», Абу Бакр отвечает, что «да, разрещается данное действие, на это указывали такие ученые, как ал-Аузаи[3] , Ибн Хаджар и др.» [11, л. 8]. Однако относительно вопросов захвата имущества в ходе военных походов в Закавказье другой дагестанский алим Дауд ал-Усиши выступил с противоположной позицией.
Как уже отмечалось выше, в Дагестане широкое хождение имело сочинение Дауда ал- Усиши (ум. 1757 г.) «Маса’ил Титалав ал-Карати ва аджвибат Дауд ал-Усиши» («Вопросы Ти- талава ал-Карати и ответы на них Дауда ал-Усиши»), содержащее около 50 вопросов ал-Карати и обстоятельных ответов ал-Усиши по широкому кругу насущных локальных проблем, связанных с применением мусульманского права. В одном из вопросов Титалав ал-Карати осведомляется, «можно ли отнести газиев нашего времени к истинным борцам за веру, когда мы знаем, что их целью является овладение трофеями ганаим, а не возвышение слова Всевышнего Аллаха и распределение милостыней, следуя Его путем». Дауд ал-Усиши вынес следующее заключение: «В целом действия борцов за Аллаха одобряются, если только найдутся истинные газии в наше время и в наших краях. По моему мнению, газиев у нас нет, поскольку они ошибочно считают народы окружающие нас неверными, с которыми необходимо воевать. Такое заблуждение относительно Грузии очевидно, как огонь, зажжённый ночью на вершине горы. Грузины это никто иные как подданные персов или турок. И как бы ни было, нам нельзя проливать их кровь и посягать на их имущество. Жителей Тушетии также относят к их подданным, так как платят джизью и харадж правителям их. Другие соседние народы постоянно находятся под покровительством одного из мусульманских государств. А если кто-то находится под покровительством одного из мусульманских государств, даже если он раб, то запрещено нам проливать их кровь, посягать на их имущество, брать их в плен» [2, с. 157-158].
В данном случае вопросы являются более показательными, чем ответы. Сама их формулировка и тематика демонстрируют, что раздел о войне и мире, отношений мусульманской общины с представителями других религий производился в соответствии с правовыми установлениями господствовавшего в Дагестане шафиитского мазхаба (одна из четырех мусульманских правовых школ. — М.Г ). Это обстоятельство является дополнительным аргументом в пользу того, что военные походы дагестанцев в разные районы Кавказа, вооруженное сопротивление против иноземных захватчиков регламентировались мусульманским правом.
Если рассматривать проблему вхождения мусульман (дагестанцев) в подданство /или покровительство/ государства иноверцев изолированно, только в контексте изучения местных арабоязычных источников, то можно прийти к следующим выводам.
О необходимости оберегать мусульманскую часть населения от вхождения в подданство и в состав государств неверных. В отношении военных походов дагестанцев в разные районы Кавказа (объектами которых служили, чаще всего, христиане и щииты) дагестанские алимы выступали с позицией о дозволенности пленения неверных куффар и присваивания их имущества, если последние не заключили договор о покровительстве с одним из мусульманских политических образований.
«Аз-Заджир ан мувалат ал-куффар» является важным источником, который историки еще мало привлекают для изучения социально-политической ситуации Дагестана в XVIII в. Абу Бакр ибн Муавийа подчеркивает, что мусульманское международное право, по существу, не отличается от других его отраслей, поскольку основывается на тех же источниках, а его нормы в равной степени являются общеобязательными и обеспечиваются такими же средствами, как и все другие правила поведения Шариата. Он тщательно подбирает цитаты из Корана так, чтобы сформировать у своих читателей нужную ему точку зрения.
Исследование осуществлено при поддержке гранта РГНФ № 13-01-00248а «Антология северокавказских правовых сочинений на арабском языке XVIII в.».
1. Алиев Б.Г., Умаханов М-С.К. Историческая география Дагестана XVIII — нач. XIX вв. — Махачкала, 1999.
2. Алхасова Д. М. Дауд Хаджжи ал-Усиши: жизнь и творческое наследие. — Махачкала, 2006.
3. Гайдарбеков М. Саид из Аракани. Антология дагестанских ученых // Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф 3. Оп.1. Д.129.
4. Гизбулаев М.А. Источниковедческий анализ сочинения «И’лам ат-Тилмиз би ахкам ан- Набиз» // ВЕСТНИК СПбГУ. Санкт-Петербург. — 2013. — Серия (13). — Вып. 4. — С.9-15.
5. Мусаев М.А. Взгляд на «лекианоба» в контексте изучения правовых заключений дагестанских ученых-богословов XVIII в. // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 10 (часть 14). — стр. 3223-3228.
6. Коран. Пер. с араб. Валерии Пороховой. — Каир, 1997.
7. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. — М., 1986.
8. Тагирова Н.А. Из истории арабоязычной традиции в Дагестане. Мусульманское право (на материалах фонда восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН) // Вестник ДИН, РАН. — 2001. — № 9. — С.111-120.
9. Al-zerekly. Biographical Dictionary. Beirut, 1969. V.1.
10. Brockelmann C. GAL, I, 396.
11. Абу Бакр ибн Муавийа. Аз-Заджир ‘ан мувалат ал-куффар / Базл ал-фатави // Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.14. Оп. 2. № 2610.
[1] Селение Аймаки — ныне в Гергебельском районе.
[2] Селение Аракани — ныне в Унцукульском районе.
[3] Абу Амр Абдуррахман ибн Амр аль-Аузаи (ум.774) — выдающийся мусульманский законовед из поколения учеников табиев.