- «…обратить на настроение наших мусульман особое внимание»
- Шариат и обычай: проблемы взаимодействия
- Газета «стамбульские новости» и ее редактор
- Советский союз и ислам
- Америку открыли мусульмане!
- Православный крест под защитой полумесяца
- Как искореняли ислам в ногайской степи
- Мусульманки в науке
- Из истории борьбы с религией в дагестане
- Исмаил гаспринский
- Джадидизм
- Ненависть ради всевышнего аллаха
- Кризис совести
- Из опыта появления в дагестане и выявления цепочки последователей накшбандийского и шазили
- Историография исламизации средневекового дагестана (X – XVI ВВ)
- Суфизм и власть в дагестане в хix – XX ВВ
- Роль тюркского элемента в исламизации дагестана в XI-XIV ВВ.
- Малая книга правил воспитания юношества
- У кого ключ от «гроба господня»
- Парижжжжжжжжжжжжжжжжж
- Пепси указывает путь
- Что библия говорит о мухаммаде
- Немного о демографии, или по следам одной информации
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Ибрахим-хаджи-афанди аль-кучри (к. с.) (1868–1930)
- Знаток арабоязычной культуры (давуд из усиша (1665-1757))
- Мастер переводов. известный ученый-богослов шихаммат- кади из эрпели
- Мусалав из кудутли (1652–1717)
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Исламский первопечатник и просветитель дагестана
- Дагестанская суфийская литература XIX – нач. XX ВВ.
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Дагестан - центр мусульманской культуры и арабо-графического книгопечатания
- Шамиль шихалиев: «развитию дагестанского востоковедения необходим импульс»
- Иджтихад или следование традиции?
- Обзор мусульманской прессы начала XX ВЕКА
- Особенности политики самодержавия к мусульманскому миру кавказа
- Дарбанд-нама (гунойский список)
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- Мусульманское образование на северо-западном кавказе (вторая половина XIX – начало ххв.).
- Стойкость
- Лев толстой и ислам
- Ценность времени
- Знамя пророка
- История абу муслима
- Послание имама гази-мухаммада
- Шариат и адат в реалиях северного кавказа
- Исламское образование в дагестане: эволюция содержания
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- "поучение" закавказского муфтия и председателя закавказского мусульманского духовного правления сунн
- Призыв к хиджре...
- Дибир-кади из хунзаха
- Арабо-дагестанские культурные, литературные контакты и их роль в формировании дореволюционной аварск
- «традиционный» и «нетрадиционный» ислам в дагестане: миф или реальность?
- Обращение умара аль-хунзахи к жителям дагестана (конец XVIII В. – начало XIX В.)
- «проходя протекшие времена и столетия»
- Абдулатип гоцинский – «ищущий благородные науки»
- Исламизация южной части горной аварии
- Берке бин джучи – первый хан золотой орды, принявший ислам
- Сочинение «ал-фаваид ад-дийаийа» абдурахмана джами в дагестане
- Идеи панисламизма на кавказе
- Ахмад талали – личность и эпоха
- Шейх асилдар аркасский
- Наука о нравственности – трактат по этике
- Биографии дагестанских ученых-богословов противников имама шамиля
- Письмо дагестанца из мекки
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по «мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Шариатский дискурс имамата в дагестане первой половины XIX в.
- Аз-заджир ‘ан мувалат ал-куффар: как источник по истории развития мусульманского...
- Дауд ал-усиши: жизнь и творчество
АБДУЛАТИП ГОЦИНСКИЙ – «ИЩУЩИЙ БЛАГОРОДНЫЕ НАУКИ»

Абдулатип из Гоцо (1857–1890), может быть и остался в тени своего знаменитого младшего брата муфтия Нажмуддина Гоцинского, но по сей день является одним из самых одаренных и талантливых ученых и просветителей Дагестана.
Учеба и воспитание
Отец придавал огромное значение воспитанию, образованию своих сыновей, проявляя большую заботу в их обучении. Гасан Алкадарский писал по этому поводу: «…Его старший сын Абдулатип овладел всеми арабоязычными науками и шариатскими знаниями, которые в то время были вообще доступны в наших краях, обучаясь им у великолепных учителей и алимов… преумножая свои знания изучением редких книг и постижением верных учений». Начальное и среднее образование Абдулатип получил в медресе аула Аракани, обучаясь у Сааду и Хабибулы. Математические, астрономические и философские науки Абдулатипу преподавали такие известные алимы, как Зейд из Куркли, и Атти Хаджи из Гази-Кумуха. Закончив свою учебу (вернее, определенный цикл, так как совершенствованием своих знаний он занимался всю жизнь), Абдулатип приступил к педагогической и научной работе, параллельно занимаясь литературной деятельностью.
Медресе Абдулатипа
Основанное Абдулатипом медресе в Нижнем Дженгутае являлось в то время одним из лучших в Дагестане. Чем был вызван выбор места для основания медресе, где Абдулатип осел и провел большую часть своей жизни? Ведь тихое, высокогорное Гоцо, окруженное красивой природой, более соответствовало занятиям учебой, литературной деятельностью. Ответов на этот вопрос несколько. Во-первых, Н. Дженгутай был для него почти родным селением, так как это была родина его матери Хайбат. Во-вторых, медресе, располагавшееся в таком состоятельном ауле, имевшем выгодное географическое положение, получало ряд преимуществ с точки зрения материального положения мутаалимов. В-третьих, немалую роль в выборе местожительства имели его расхождения с отцом.
И, наконец, еще одной причиной, побудившей Гоцинского переехать в предгорье, была его женитьба на дочери влиятельного царского чиновника полковника Мухаммада по прозвищу «пристав» из Верхнего Дженгутая, который «хотел, чтобы его дочь и зять находились не очень далеко от него». Жена Абдулатипа Хану (Ханзадай) была воспитанной и умной девушкой, уважала своего ученого мужа, из-за которого ей пришлось немало перенести в жизни. Зная его неприспособленность, равнодушие к имущественным делам, она энергично взялась за управление своим большим и сложным хозяйством, тем самым освободив мужа для занятий наукой и со своими многочисленными учениками. В редких случаях, когда Абдулатип нехотя выезжал к чабанам для осмотра и пересчета баранов, которые проводились регулярно, как это полагалось хозяину, он совершенно не участвовал в контрольных процедурах, полностью доверяя все самим чабанам и просто сельчанам, заявляя, что единственное, на что он способен в этом деле, – это отличить черного барана от белого. На претензии своего любимого дяди Гамзата по поводу пренебрежительного и безразличного отношения племянника к своему хозяйству, однажды, улыбаясь, Абдулатип показал ему пальцем на книгу и серьезно сказал: «Поверь мне, Гамзат, нет на свете богатств, равных одной букве, написанной в этой книге».
Молодой ученый, педагог, поэт был очень популярен в Дагестане, нередко алимы обращались к нему за разъяснением сложных вопросов. В медресе Абдулатипа обучались наиболее способные и сильные ученики, которые получали глубокие знания по арабоязычным наукам, включая естественные, математические и философские дисциплины. Один из выпускников данного учебного заведения, известный в будущем алим и религиозный деятель Дарбиш Мухаммад из Нижнего Инхо, вспоминал о своем учителе: «За два года обучения я постиг и познал у него гораздо больше, чем приобрел в течение всей своей остальной жизни. Все это благодаря высоте его научного уровня, пе-дагогического таланта и воспитательского мастерства». Помимо арабского языка, которым Абдулатип владел в совершенстве, он знал также персидский и тюркский языки, причем вел на них активную переписку, а в своей библиотеке имел большое собрание книг на этих же языках.
Скромность и усердие
Некоторые дагестанские алимы с недоверием относились к книжным новинкам и поздним изданиям, предпочитая новой изданной литературе старые книги, столетиями известные в ученом мире Востока. Абдулатип же всегда интересовался книжными новинками, понимая их значимость. По свидетельству богословов Дарбиш Мухаммад и Тажуддина Кади из В. Дженгутая, комиссия ученых-алимов всемирно известного каирского университета «Ал-Азхар» выдала в свое время Абдулатипу полномочия на вы-несение фетвы по всем четырем мазхабам ислама, что было свидетельством признания высочайшей степени его образованности в научной среде мусульманского Востока. Однако Абдулатип, не отрицая факта этих полномочий и скромный по природе, не считал себя достойным пользоваться данными ему высокими правами.
Поездка в Казань
Знаменательным событием в жизни Абдулатипа, повлиявшим на всю жизнь молодого ученого-педагога, стало его увлечение суфизмом под влиянием шейха Мухаммада Хаджи из Кикуни и в дальнейшем вступление в тарикат накшбандийа. Это вызвало недовольство у его отца, царского чиновника, очень умного и осторожного человека. По всей вероятности, Доного Мухаммад был не столько против самого учения тариката, сколько опасался, что подозрительность и преследования, которым подвергались в то время представители тариката со стороны российских властей, могут коснуться его сыновей.
Поведение и инакомыслие Абдулатипа при его авторитете и популярности не могли долго оставаться без внимания российских спецслужб, и он оказался среди ненадежных и нежелательных лиц в глазах русской администрации. В 1884 г. Абдулатип Гоцинский впервые покинул пределы Дагестана, отправившись в Казань, где посетил известного татарского ученого Шихаб ад-Дина Гаруна ал-Марджани в его медресе «Марджанийа», встречался со многими крупными алимами Татарии, познакомился с новыми для него методами обучения. Он убедился в превосходстве многих ученых Казани, обладавших современным уровнем мышления, позволившим, по его мнению, им познать европейские науки, новые достижения культуры.
Поездка в Казань произвело на Абдулатипа большое впечатление: он понял, что, находясь безвыездно в Дагестане, можно отстать от передовой науки, кроме того, у него пробудилось желание поближе познакомиться с мусульманским миром. Абдулатип подает заявление в российскую администрацию с просьбой совершить паломничество в Мекку, но неожиданно получает отказ.
Хадж и путешествие по Востоку
Паломники, вернувшиеся из святых мест, являлись, по мнению администрации, «разносчиками вредных идей», в связи с чем губернатор Дагестанской области Н.З. Чавчавадзе распорядился препятствовать горцам отправляться в Аравию под предлогом опасности распространения холеры. Однако вскоре, после поступления многочисленных жалоб, был дан другой приказ: разрешался выезд в Мекку только людям старше пятидесяти лет.
Желание уехать к мусульманским святыням было уж очень велико, и Абдулатип совершает поступок, который трагически скажется на его последующей жизни. Со своим учеником Хаджи Ибрагимом он отправился в Батум, где вместе они нелегально перешли турецкую границу и прибыли в Стамбул. Там они пребывали около двух месяцев и оттуда отправились в Египет. После этого оба путешественника совершили паломничество в Мекку, затем посетили Медину и уже оттуда вернулись обратно в Стамбул и гостили там более 7 месяцев. По всему пути и в местах пребывания Абдулатип покупал книги, встречался с крупными учёными, знакомился и беседовал с высокопоставленными, известными личностями разных стран.
В течение всего времени пребывания на территории Османской империи Абдулатип был под наблюдением царской охранки, которой, разумеется, были известны все встречи Гоцинского с чиновниками, учеными, поэтами, философами, политическими и религиозными деятелями. Информация передавалась наместнику Кавказа, а от него к военному губернатору Дагестанской области.
Возвращение в Дагестан
Возвращаясь в Дагестан, Абдулатип надеялся заняться там любимой преподавательской работой и быть полезным для своих соотечественников. Оба путешественника приехали в Темир-Хан-Шуру в конце июня 1890 г. и были тут же арестованы, так как губернатор был крайне возмущен их выездом за пределы государства без его разрешения. Через несколько месяцев заточения, они были высланы в Россию: Абдулатип в г. Обоянь Курской губернии, а Хаджи Ибрагим – в г. Тимб Тамбовской губернии. Абдулатип умер в возрасте чуть более 39 лет, что же касается Хаджи Ибрагима, то он пробыл в ссылке около трех лет.
Отец не дожил до приезда сына. Сохранившееся устное предание гласит, что когда Доного Мухаммад скончался, Н.З. Чавчавадзе воскликнул: «Сын убил отца», тем самым, подчеркивая, что трагическая судьба старшего сына смертельно сказалась на здоровье старого отца. А Нажмуддин Гоцинский со своими родственниками и друзьями выехав на место смерти своего старшего брата, поставил ему надмогильный камень.