- «…обратить на настроение наших мусульман особое внимание»
- Шариат и обычай: проблемы взаимодействия
- Газета «стамбульские новости» и ее редактор
- Советский союз и ислам
- Америку открыли мусульмане!
- Православный крест под защитой полумесяца
- Как искореняли ислам в ногайской степи
- Мусульманки в науке
- Из истории борьбы с религией в дагестане
- Исмаил гаспринский
- Джадидизм
- Ненависть ради всевышнего аллаха
- Кризис совести
- Из опыта появления в дагестане и выявления цепочки последователей накшбандийского и шазили
- Историография исламизации средневекового дагестана (X – XVI ВВ)
- Суфизм и власть в дагестане в хix – XX ВВ
- Роль тюркского элемента в исламизации дагестана в XI-XIV ВВ.
- Малая книга правил воспитания юношества
- У кого ключ от «гроба господня»
- Парижжжжжжжжжжжжжжжжж
- Пепси указывает путь
- Что библия говорит о мухаммаде
- Немного о демографии, или по следам одной информации
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Ибрахим-хаджи-афанди аль-кучри (к. с.) (1868–1930)
- Знаток арабоязычной культуры (давуд из усиша (1665-1757))
- Мастер переводов. известный ученый-богослов шихаммат- кади из эрпели
- Мусалав из кудутли (1652–1717)
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Исламский первопечатник и просветитель дагестана
- Дагестанская суфийская литература XIX – нач. XX ВВ.
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Дагестан - центр мусульманской культуры и арабо-графического книгопечатания
- Шамиль шихалиев: «развитию дагестанского востоковедения необходим импульс»
- Иджтихад или следование традиции?
- Обзор мусульманской прессы начала XX ВЕКА
- Особенности политики самодержавия к мусульманскому миру кавказа
- Дарбанд-нама (гунойский список)
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- Мусульманское образование на северо-западном кавказе (вторая половина XIX – начало ххв.).
- Стойкость
- Лев толстой и ислам
- Ценность времени
- Знамя пророка
- История абу муслима
- Послание имама гази-мухаммада
- Шариат и адат в реалиях северного кавказа
- Исламское образование в дагестане: эволюция содержания
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- "поучение" закавказского муфтия и председателя закавказского мусульманского духовного правления сунн
- Призыв к хиджре...
- Дибир-кади из хунзаха
- Арабо-дагестанские культурные, литературные контакты и их роль в формировании дореволюционной аварск
- «традиционный» и «нетрадиционный» ислам в дагестане: миф или реальность?
- Обращение умара аль-хунзахи к жителям дагестана (конец XVIII В. – начало XIX В.)
- «проходя протекшие времена и столетия»
- Абдулатип гоцинский – «ищущий благородные науки»
- Исламизация южной части горной аварии
- Берке бин джучи – первый хан золотой орды, принявший ислам
- Сочинение «ал-фаваид ад-дийаийа» абдурахмана джами в дагестане
- Идеи панисламизма на кавказе
- Ахмад талали – личность и эпоха
- Шейх асилдар аркасский
- Наука о нравственности – трактат по этике
- Биографии дагестанских ученых-богословов противников имама шамиля
- Письмо дагестанца из мекки
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по «мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Шариатский дискурс имамата в дагестане первой половины XIX в.
- Аз-заджир ‘ан мувалат ал-куффар: как источник по истории развития мусульманского...
- Дауд ал-усиши: жизнь и творчество
ЗНАТОК АРАБОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ (ДАВУД ИЗ УСИША (1665-1757))
Селение Усиша Даргинского округа сыграло огромную роль в распространении и укреплении Ислама и шариатских норм не только среди представителей даргинской национальности, но и во всем Дагестане. Это одно из селений, известное в прошлом как крупный научный центр, где наряду с изучением наук, была очень развита и переписка книг, что в то время было одним из главных составляющих по распространению Ислама.
Медресе в селении Усиша стало одним из ведущих учебных заведений XVI–XVIII вв., куда съезжались знатоки арабоязычных наук со всей округи (с. Акуша, Купа и др.). Во многом медресе получали такую известность и признание благодаря преподавателям, работающим здесь. Зачастую дагестанские медресе имели одного преподавателя, и его учеников, которые имели право вести начальное и среднее звено мутааллимов. В селении Усиша преподавателем были известные нам по переписанным книгам и своим трудам Мухаммад бин Мухи, Абдурахман, и др.
В таком селении, где уже на протяжении столетия проводилась просветительская и научная работа, где джамаат села приветствовал и поддерживал Ислам, в 1665 г. родился будущий великий представитель арабоязычной культуры Дагестана XVII–XVIII вв. – Давуд.
Отец Давуда – Али бин Мухаммад, бедный пастух, испытывал все время крайнюю нужду, поэтому работал круглый год. Давуд с детства проявлял любовь к учебе, сначала учился у местных алимов, чуть повзрослев, каждый день ходил пешком в селение Акуша. Как бы ни было трудно он проявил удивительные способности в изучении наук. Позднее он, как особо одаренный ученик, был направлен в знаменитое в то время медресе Мусалава из Кудутли, находившееся в Аварии, в селении Кудутль. Феноменальная память и рвение в изучении наук отличало Давуда от его сверстников.
Вскоре он стал одним из любимых учеников своего учителя. Особенно силен был молодой Давуд в области арабской филологии. Мусалав из Кудутли, воспользовавшись своим авторитетом и знакомством с многими видными учеными арабского мира, вскоре направил его в Египет, для продолжения учебы. Учась в Египте, Давуд добился огромных успехов, что подтверждается тем, что он был приглашен преподавать арабский язык самим же арабам. Через некоторое время, т. е., в конце XVII века. Позднее Давуд ад-Дагистани (так звали его на Востоке), перебрался в Сирию. Там он, по всей видимости, углубил свои знания по богословию, юриспруденции и другим наукам.
Пробыв несколько лет в странах арабского Востока, Давуд вернулся в Дагестан. К этому времени у него не было ни своего дома, ни семьи, что могло бы поддержать его в трудные дни. Все, что имел, он потратил на приобретение книг, которые составляли солидную библиотеку. Возвращаясь с учебы, он привез в Дагестан много книг по шафиитскому фикху, которые еще не были известны в Дагестане.
Сразу по возвращении Давуд продолжил преподавательскую деятельность. Вначале он работал в селении Акуша. Затем усишинцы построили ему отдельный дом непосредственно возле мечети. Из его дома была сделана дверь, через которую он беспрепятственно мог пройти в мечеть. Вот такое внимание и уважение к обладающему знаниями со стороны джамаата во многом способствовало развитию Ислама. А наличие в селении грамотных, образованных людей во все времена помогало самому обществу, способствовало его развитию и прогрессу.
Постепенно Давуд становится известным и признанными во всем Дагестане ученым. Известны очень много фетв, данных им по ряду сложнейших вопросов в области юриспруденции и т. д.
Сохранились фетвы, данные им в переписке с известным в то время ученым Татилавом аль-Карати, впоследствии комментированные Ибрахимом аль-Уради. В этих письмах имеются смелые фетвы, где Давуд, пользуясь шафиитскими книгами, высказывал мнения, отражающие местные события и насушные проблемы населения. Сюда вошли: наказания за смертельное ранение, воровство и возможность материальной компенсации подобных деяний; раздел собственности между супругами; порядок наследования пашен, недвижимости и скота, согласно завещанию; условия при даче обета перед Всевышним; порядок передачи на хранение имущества, лугов и склонов гор в аренду; ишкиль и взимание долга у несостоятельного должника; условия свидетельствования; порядок расторжения брака, а также других видов договоров; вопросы по совершению ритуала захоронения и определению размера закята, а также запрет нападения на иноверцев.
Решения Давуда по этим и многим другим вопросам нашли поддержку и во всем исламском мире. Давуд аль-Усиши не оставался в стороне и от государственных вопросов. Он одним из первых призвал народы отказаться от выплаты податей иранскому шаху. Существует предание, что Давуд повел иранских собирателей подати на кладбище, показав на могилы, сказал: «Вон те, кто обещал вам платить. Возьмите у них». Он также выступал против того, чтобы дагестанцы совершали набеги на соседские земли немусульман. Он обращался к джамаатам сел, которые не ухаживают за кладбищем, что необходимо его огородить и содержать за счет джамаата.
Известны труды Давуда аль-Усиша: «Хаваши аль Усиша ли Шархит-Тафтазани» («Субкомментарий аль-Усши на комментарий ат-Тафтазани»), «Шарх алал Кари» («Комментарий на аль-Кари»), «Таркиб миат амил» (Структура ста управляющих частиц»).
Дагестанским ученым всегда было интересно и свойственно заниматься философией, особенно логикой. Они изучали ее и комментировали. Давуд из Усиши тоже не обошел вниманием эту науку. «Хашия Нуман» («Субкомментарий на Нуман») – это субкомментарий комментария ученого Нумана аль-Абхари на сочинение по логике греческого философа Порфирия. Второе произведение Давуда – примечания к «Ар-Рисала аш-шамсия фи каваид аль-мантикия» – это трактат по логике известного персидского философа Нажмудина Казвини. Это очень малая часть тех трудов, которые Давуд составил при жизни.
Давуда в свое время называли устазом. Он у себя дома под полом вырыл отдельную худжру, куда спускался и занимался богослужением в уединении (халват).
О его способностях существует много преданий в народе. Он имел тесные связи со всеми учеными Дагестана, советовался с ними. Вот таким был еще один славный сын Дагестана, о котором нам нужно говорить и передать все, что известно о нем, следующим поколениям.
На примере именно этих героев нужно воспитывать будущее Дагестана.