- «…обратить на настроение наших мусульман особое внимание»
- Шариат и обычай: проблемы взаимодействия
- Газета «стамбульские новости» и ее редактор
- Советский союз и ислам
- Америку открыли мусульмане!
- Православный крест под защитой полумесяца
- Как искореняли ислам в ногайской степи
- Мусульманки в науке
- Из истории борьбы с религией в дагестане
- Исмаил гаспринский
- Джадидизм
- Ненависть ради всевышнего аллаха
- Кризис совести
- Из опыта появления в дагестане и выявления цепочки последователей накшбандийского и шазили
- Историография исламизации средневекового дагестана (X – XVI ВВ)
- Суфизм и власть в дагестане в хix – XX ВВ
- Роль тюркского элемента в исламизации дагестана в XI-XIV ВВ.
- Малая книга правил воспитания юношества
- У кого ключ от «гроба господня»
- Парижжжжжжжжжжжжжжжжж
- Пепси указывает путь
- Что библия говорит о мухаммаде
- Немного о демографии, или по следам одной информации
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Ибрахим-хаджи-афанди аль-кучри (к. с.) (1868–1930)
- Знаток арабоязычной культуры (давуд из усиша (1665-1757))
- Мастер переводов. известный ученый-богослов шихаммат- кади из эрпели
- Мусалав из кудутли (1652–1717)
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Исламский первопечатник и просветитель дагестана
- Дагестанская суфийская литература XIX – нач. XX ВВ.
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Дагестан - центр мусульманской культуры и арабо-графического книгопечатания
- Шамиль шихалиев: «развитию дагестанского востоковедения необходим импульс»
- Иджтихад или следование традиции?
- Обзор мусульманской прессы начала XX ВЕКА
- Особенности политики самодержавия к мусульманскому миру кавказа
- Дарбанд-нама (гунойский список)
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- Мусульманское образование на северо-западном кавказе (вторая половина XIX – начало ххв.).
- Стойкость
- Лев толстой и ислам
- Ценность времени
- Знамя пророка
- История абу муслима
- Послание имама гази-мухаммада
- Шариат и адат в реалиях северного кавказа
- Исламское образование в дагестане: эволюция содержания
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- "поучение" закавказского муфтия и председателя закавказского мусульманского духовного правления сунн
- Призыв к хиджре...
- Дибир-кади из хунзаха
- Арабо-дагестанские культурные, литературные контакты и их роль в формировании дореволюционной аварск
- «традиционный» и «нетрадиционный» ислам в дагестане: миф или реальность?
- Обращение умара аль-хунзахи к жителям дагестана (конец XVIII В. – начало XIX В.)
- «проходя протекшие времена и столетия»
- Абдулатип гоцинский – «ищущий благородные науки»
- Исламизация южной части горной аварии
- Берке бин джучи – первый хан золотой орды, принявший ислам
- Сочинение «ал-фаваид ад-дийаийа» абдурахмана джами в дагестане
- Идеи панисламизма на кавказе
- Ахмад талали – личность и эпоха
- Шейх асилдар аркасский
- Наука о нравственности – трактат по этике
- Биографии дагестанских ученых-богословов противников имама шамиля
- Письмо дагестанца из мекки
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по «мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Шариатский дискурс имамата в дагестане первой половины XIX в.
- Аз-заджир ‘ан мувалат ал-куффар: как источник по истории развития мусульманского...
- Дауд ал-усиши: жизнь и творчество
ИСЛАМИЗАЦИЯ ЮЖНОЙ ЧАСТИ ГОРНОЙ АВАРИИ
В горной Аварии строительство мечетей эпиграфически засвидетельствовано впервые в ХIV в. (надпись 734 г.х./1333 г. на стене мечети в Хунзахе) [1]. Одновременно, на Аркасском городище выявлены остатки мечети ХIV в. [2] С этого времени началось более массовое строительство мечетей в Аварии. Если северная Авария была полностью исламизирована в течение ХIV-ХV вв., то в южной части этот процесс затянулся на долгие века.
При этом, восточная часть южной Аварии была исламизирована довольно рано. Здесь, в бассейне реки Чеэр-ор (Кара-Койсу), в селе Арчиб Чародинского района находили куфические надписи [3], что позволяет нам датировать принятие здесь ислама ХII-ХIII вв. Новая религия сюда проникла из Гази-Кумуха – традиционного центра ислама в горном Дагестане. Потому наиболее рано ислам пришел в соседнее с Лакией, ущелье реки Рис-ор (правый приток Чеэр-ора). Немногим позже ислам проник и в Андалал (Гунибский район). Его А.Е. Криштопа датирует 1380-м годами, хотя западная часть Андалала приняла ислам позднее, вероятно одновременно с соседним регионом Карах (западная часть Чародинского района) в 1435-36 гг. [4].
В 1475 г. был исламизирован один из центров аварского христианства – Гидатль (Шамильский район). Еще Али Каяев писал, что неоднократно встречались памятные записи, свидетельствующие о том, что ислам в Гидатле был принят в 880 г. хиджры (1475 г.). Позже А.Р. Шихсаидов ввел в научный оборот надпись на могильной плите распространителя ислама – местного жителя хаджи Удурата: «Владелец этого камня Хаджи Удурат, распространился от него ислам среди жителей Гидатля в 880 г.» [5]. Вскоре после исламизации Гидатля, он сам стал центром по распространению ислама на левобережье реки Авар-ор (Аварское Койсу), а также в бассейне реки Анди-ор (Андийское Койсу), т.е. в современном Цумадинском районе – западной Аварии. К концу ХVII в. все население этого региона уже исповедовало ислам. Тогда аварцы распространяли ислам уже среди горных чеченцев, примыкающих к этому региону Аварии. Об этом говорится в записи, оставленной учеником Атанасил Хусайна Хунзахского павшего «в сражении с неверующими Дагнаб-Хачараб» (ущелье Хачарой в Итумкалинском районе Чечни) в 1078 (1667-68) г. [6].
Одновременно из центральной Аварии началось распространение ислама и в южную его часть и в частности на территорию Анкратля (Тляратинского района РД). Важными свидетельствами этого процесса являются обнаруженные здесь автором эпитафии проповедников ислама. Распространение здесь ислама, согласно устным преданиям, происходило из двух газийских центров: Хунзаха и Кумуха (через Тленсерух). Местные арабоязычные письменные источники («История Тледока») содержат интересную информацию об исламизации карахского ущелья (1435-36 гг.) в Чародинском районе и верховий реки Джурмут в Тляратинском районе: «два корейшита – Султанахмад и Алибек – пришли к селению Куруш, (в котором] находился его владетель. Они оба простояли вокруг него три месяца. После того, при помощи всевышнего Аллаха, вдвоем завоевали его и овладели вдвоем же вилайатом Карах. Они вдвоем пришли затем в вилайат Семиземелье (Анкратль – Ш.Х.) и завоевали его силой, после войн и многих убийств». Хроника также говорит о завладении ущельем Бугнада (селения Гиндиб и Кардиб, неправильно идентифицированные авторами перевода как Тиндиб и Кедиб в Цумадинском районе) и том, что руководители газийских отрядов («корейшиты» Султанахмад, Алибек и Мирзабек) осели в завоеванных ими землях[7].
Датировать процесс смены религий в этом регионе помогает также обнаруженная автором в Чороде (самое нижнее селение в Джурмуте, в 2 км от Салды) надмогильная плита первого, по преданиям, мусульманина в этих краях. Это могила местного жителя, принявшего первым ислам и далее уже ставшего его проповедником на своей малой родине. Учил Сами (авар. – «Сами, сын Учи») судя по эпитафии умер в 991 году хиджры (начался 24 января 1583 г.). Среди проповедников, что интересно, есть и газии из других регионов, называемые часто арабами из Шама (Сирии), Мисра (Египта) и Хиджаза (Саудовская Аравия). Среди последних – шейх Султан, умерший в 960 г.х. (начался 27 декабря 1552 г.) и похороненный в сел. Тлярата – административном центре одноименного района.
Для рассматриваемой нами темы небезынтересно письмо амира Али-бека к анцухцам, датированное Т.М. Айтберовым ХV веком: «Надеюсь, что вы великодушно разведаете у непокорных кидеринцев (Кидеро, административный центр Цунтинского района – Ш.Х.) относительно принятия [ими] ислама, взятия д.вира (дибира, т.е. муллы – Ш.Х.) и отдачи документа нам добровольно, до наступления полков и сбора войск. Если они примут [ислам], то [пусть] так [и живут себе], а если нет, то вы объявите им, что я приду с войсками, против которых им не устоять» [8]. Вероятно, попытка Али-бека была неудачна, поскольку даже в 1640 г. жители тех мест были язычниками, которых кахетинский царь Теймураз пытался «отвратить» от «идолослужения» [9]. Из письма можно сделать вывод как об исламизации Анцуха (включал на тот момент северную часть Тляратинского района и Бежтинский участок) к ХV в., так и о его попытках распространить ислам в Цунтинском районе. Отметим, что селение Кидеро находится сразу за гинухским перевалом, которое соединяет его с Бежтой и Анцухом. Поэтому вполне логично стремление анцухцев начать исламизацию Цунты именно с Кидеро.
К началу ХVIII в. ислам приняло население Шаитлинского ущелья, а также селения Сагада, Тляцуда и Хамаитли, т.е. северная часть Цунтинского района. Где-то в середине ХVIII в. исламизировались и селения центральной Цунты – Мокок (1760-е гг.), Кидеро и другие общины. В конце ХVIII в. последние бастионы язычества – крупные селения Асах и Хутрах, также принимают ислам. Процесс исламизации носил в крае характер цепной реакции. Если мококцы приняли ислам от тляцудинцев, то в дальнейшем сами мококцы приобщили к исламу асахцев, которые в дальнейшем стали распространителями ислама в своем ущелье. Во всей Цунте осталось только одно немусульманское селение – Терутли. Оно расположено в верховьях Асахского ущелья, на границе с Тушети. В начале ХIХ в. асахцы неоднократно пытались распространить ислам в Терутли мирным путем, что им не удалось. Тогда Терутли был взят штурмом, его жители для скорейшей исламизации переселены в Асах, а само селение было сожжено [10].
Таким образом, к началу 1820-х годов приняло ислам последнее аварское селение. Тем самым завершился процесс исламизации аварцев, затянувшийся на целое тысячелетие (если исходить из того, что первые мусульмане среди аварцев Закавказья, вероятно, появились в результате арабских походов конца I тыс.). На примере исламизации Аварии мы видим сложность и противоречивость этого процесса на Восточном Кавказе, который осуществлялся как мирным путем, так и в результате завоевательных походов газиев.
Литература:
[1] Саидов М.-С. О распространении Абумуслимом ислама в Дагестане // Ученые записки ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР. Махачкала, 1957. Т. II. С. 44.
[2] Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М., 1993. С. 111.
[3] Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч. 1. Надписи X-XVII вв. / пер., комм., вступ. статья и прил. Л. И. Лаврова, М., 1966. С. 114.
[4] Криштопа А.Е. Дагестан в ХIII – начале ХV вв. М., 2007. С. 187.
[5] Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-ХV вв.) Махачкала, 1969. С. 208-209.
[6] Айтберов Т.М. Абдулкеримов М.М. Обзор некоторых рукописных собраний Дагестана // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988. С. 60.
[7] Айтберов Т.М., Оразаев Г.М., Шихсаидов А.Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. С. 141-146.
[8] Айтберов Т.М. Дагестанские документы XV-XVII вв. // Письменные памятники Востока. 1975. М., 1982. С. 4-11.
[9] Генко А.Н. Из культурного прошлого ингушей // Записки коллегии востоковедения при Азиатском музее АН СССР. Л., 1930. Т.5. С. 730.
[10] Раджабов Р.Н. История дидойцев (цезов). Махачкала, 2003. С. 180-183.