- «…обратить на настроение наших мусульман особое внимание»
- Шариат и обычай: проблемы взаимодействия
- Газета «стамбульские новости» и ее редактор
- Советский союз и ислам
- Америку открыли мусульмане!
- Православный крест под защитой полумесяца
- Как искореняли ислам в ногайской степи
- Мусульманки в науке
- Из истории борьбы с религией в дагестане
- Исмаил гаспринский
- Джадидизм
- Ненависть ради всевышнего аллаха
- Кризис совести
- Из опыта появления в дагестане и выявления цепочки последователей накшбандийского и шазили
- Историография исламизации средневекового дагестана (X – XVI ВВ)
- Суфизм и власть в дагестане в хix – XX ВВ
- Роль тюркского элемента в исламизации дагестана в XI-XIV ВВ.
- Малая книга правил воспитания юношества
- У кого ключ от «гроба господня»
- Парижжжжжжжжжжжжжжжжж
- Пепси указывает путь
- Что библия говорит о мухаммаде
- Немного о демографии, или по следам одной информации
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Ибрахим-хаджи-афанди аль-кучри (к. с.) (1868–1930)
- Знаток арабоязычной культуры (давуд из усиша (1665-1757))
- Мастер переводов. известный ученый-богослов шихаммат- кади из эрпели
- Мусалав из кудутли (1652–1717)
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Исламский первопечатник и просветитель дагестана
- Дагестанская суфийская литература XIX – нач. XX ВВ.
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Дагестан - центр мусульманской культуры и арабо-графического книгопечатания
- Шамиль шихалиев: «развитию дагестанского востоковедения необходим импульс»
- Иджтихад или следование традиции?
- Обзор мусульманской прессы начала XX ВЕКА
- Особенности политики самодержавия к мусульманскому миру кавказа
- Дарбанд-нама (гунойский список)
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- Мусульманское образование на северо-западном кавказе (вторая половина XIX – начало ххв.).
- Стойкость
- Лев толстой и ислам
- Ценность времени
- Знамя пророка
- История абу муслима
- Послание имама гази-мухаммада
- Шариат и адат в реалиях северного кавказа
- Исламское образование в дагестане: эволюция содержания
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- "поучение" закавказского муфтия и председателя закавказского мусульманского духовного правления сунн
- Призыв к хиджре...
- Дибир-кади из хунзаха
- Арабо-дагестанские культурные, литературные контакты и их роль в формировании дореволюционной аварск
- «традиционный» и «нетрадиционный» ислам в дагестане: миф или реальность?
- Обращение умара аль-хунзахи к жителям дагестана (конец XVIII В. – начало XIX В.)
- «проходя протекшие времена и столетия»
- Абдулатип гоцинский – «ищущий благородные науки»
- Исламизация южной части горной аварии
- Берке бин джучи – первый хан золотой орды, принявший ислам
- Сочинение «ал-фаваид ад-дийаийа» абдурахмана джами в дагестане
- Идеи панисламизма на кавказе
- Ахмад талали – личность и эпоха
- Шейх асилдар аркасский
- Наука о нравственности – трактат по этике
- Биографии дагестанских ученых-богословов противников имама шамиля
- Письмо дагестанца из мекки
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по «мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Шариатский дискурс имамата в дагестане первой половины XIX в.
- Аз-заджир ‘ан мувалат ал-куффар: как источник по истории развития мусульманского...
- Дауд ал-усиши: жизнь и творчество
«ПРОХОДЯ ПРОТЕКШИЕ ВРЕМЕНА И СТОЛЕТИЯ»
«Народ, не имеющий национального самосознания — есть навоз, на котором произрастают другие народы". (Петр Столыпин)
ОДНАКО, если не вникнуть в глубинную суть такой постановки вопроса и его выводов, то само по себе это мнение высказанное далеко не глупым человеком и крупным политиком, звучит как приговор в адрес неспособных к его трезвому осмыслению и, действительно катастрофических последствий для неспособных сделать должные выводы….
В чем же суть этой политики СТОЛЫПИНА?
Он ли ее идейный вдохновитель или всего лишь последовательный сторонник курса по давно намеченной и проложенной политической магистрали?
Так что же и как способно компенсировать рост там, где нет национального достоинства в отсутствии какового эта среда становится благодатным «навозом»?
В ЭТОЙ СВЯЗИ, весьма примечательна личность директора Департамента духовных дел иностранных исповеданий — особое подразделение полиции ( ДДДИИ), одного из ближайших сподвижников и единомышленников П. А. CТОЛЫПИНА, игравшего если не основную, то первостепенную роль в определении ее тактики и стратегии — тайного советника, сенатора, гофмейстер, в 1908 — 1911 гг., одновременно и зам. министра ВД, — Алексея Николаевича ХАРУЗИНА.
Крупный этнолог и антрополог А.Н. ХАРУЗИН, закончив физико-математический факультет, вместе с тем, давно и серьезно интересовался мусульманской проблематикой.
С 1885 г. по 1899 гг. по поручению Императорского общества любителей естествознания и русского географического общества, исколесил Крым, Закавказье, Северный Кавказ, побережье Эгейского море, Боснию и Герцоговину, киргизскую Букеевскую степь.
Еще в 1889 г., анализируя политические и духовные процессы, происходившие в среде кочевого населения Центральной Азии, он с тревогой писал об « УКРЕПЛЕНИИ» здесь позиций ислама и полагал, что имперским властям НЕ СЛЕДУЕТ ПОТАКАТЬ «враждебному нашим государственным началам направлению магометанско-татарскому».
ЧТО КАСАЕТСЯ П.А. СТОЛЫПИНА, употребившего в выше приведенном высказывании сравнительную форму с «навозом», то в этом нет ничего удивительного.
Как и подавляющее большинство представителей отечественной политической и интеллектуальной элиты XVIII — XX вв., П.А. СТОЛЫПИН воспринимал ислам в рамках традиционного европоцентристско-христианского стереотипа представлений о мире Востока, в котором понятия «азиатское варварство», «исламизм» и «фанатизм» выступали как своего рода синонимы.
Оба столпа самодержавия российской государственности, таким образом, являлись приверженцами и выразителями крайне правых взглядов, в частности на мусульманский вопрос, отпечатавший фактический симбиоз государственной власти и церкви, определенно носивший репрессивный характер.
Не видя иной, нежели имперской формы построения государства, они соответственно и исходили из путей его развития, отражавшихся на неотчуждаемых правах и интересах его многочисленных и разноконфессионных народов.
В условиях переживаемого системного кризиса, «очерненного» обострением национального вопроса и в годы первой российской революции, вызвавшей мощное национально-освободительное движение, охватившее; Финляндию, Польшу, Украину, Кавказ, Поволжье, показавшее что без его решения нельзя добиться успокоения в стране «для самодержавия, — как отмечал А.Я. АВРЕХ — СУТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ СВОДИЛАСЬ К ВОПРОСУ О СУДЬБЕ ИМПЕРИИ.. И для царизма, и для буржуазии вопрос сохранения империи был главным жизненным вопросом, которому подчинялись и служили все остальные внутриполитические проблемы…»
Cтолыпинский план преобразования России рассчитанный на 10 лет в реализации которого он полагался на сотрудничество националистов всех типов сводился к открытому продолжению русификаторского направления.
Ясно и полно его позиция была сформулирована в отзыве министра народного образования А.Н. ШВАРЦА на проект плана государственной обороны, представленного военным ведомством, где указывалось на необходимость развития и укрепления в школе русского национального духа и: «Необходимости неуклонно ОТСТРАНЯТЬ всякие притязания ИНОРОДЦЕВ на какую-бы то ни было обособленность и национализацию школы…неуклонно и строго – последовательно проводиться образование и воспитание В ДУХЕ к русской народности и русским идеалам».
В принципе, не образуя ничего нового в этом вопросе, столыпинская стратегия, отвечала сути гораздо более ранее выработанной и достаточно четкой концепции, определенной еще в 1870 году министром просвещения А.Д. Толстым: «Конечной целью образования всех инородцев, — писал он,- живущих в пределах нашего отечества, должно быть обрусение их и слияние с русским народом».
В этой связи весьма примечательны взгляды на жизнь иных представителей российской научной и общественной мысли…….
Так, еще в конце XIX в. московский ученый – филолог, историк и исламовед, академик А.Е. КРЫМСКИЙ писал: «Коран нефанатичен… сама по себе исламская религия настолько же не должна считаться помехой прогрессу и цивилизации, насколько и всякая другая религия».
«Гораздо более принципиальный, – писал знаменитый русский писатель и общественный деятель, почетный академик Императорской Академии В.Г. КОРОЛЕНКО, заслуживший высокое признание своей правозащитной деятельностью, за что подвергался репрессиям со стороны царского режима, – вопрос о свободе национальных культур. Это начало — необходимо признать сразу. Иначе государственная политика на местах может стать не русской в широком смысле, а «русопятской» только обрусительной».
И, уже в сопоставлении эпох, вдруг приходят высказывания, в целом дающего оптимистичные оценки о России вообще, известного журналиста и политолога М. ИСКАНДЕРА: «Просвещенный деспотизм, – пишет он, – политическое и культурное наследие России… Упорные сомнения в открытости России для контактов и в ее способности достигнуть успеха в ХХI веке уходят корнями в историю в том виде, в каком ее обычно воспринимают».
МОСКВА
29 июля 2012 г.