- «…обратить на настроение наших мусульман особое внимание»
- Шариат и обычай: проблемы взаимодействия
- Газета «стамбульские новости» и ее редактор
- Советский союз и ислам
- Америку открыли мусульмане!
- Православный крест под защитой полумесяца
- Как искореняли ислам в ногайской степи
- Мусульманки в науке
- Из истории борьбы с религией в дагестане
- Исмаил гаспринский
- Джадидизм
- Ненависть ради всевышнего аллаха
- Кризис совести
- Из опыта появления в дагестане и выявления цепочки последователей накшбандийского и шазили
- Историография исламизации средневекового дагестана (X – XVI ВВ)
- Суфизм и власть в дагестане в хix – XX ВВ
- Роль тюркского элемента в исламизации дагестана в XI-XIV ВВ.
- Малая книга правил воспитания юношества
- У кого ключ от «гроба господня»
- Парижжжжжжжжжжжжжжжжж
- Пепси указывает путь
- Что библия говорит о мухаммаде
- Немного о демографии, или по следам одной информации
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Ибрахим-хаджи-афанди аль-кучри (к. с.) (1868–1930)
- Знаток арабоязычной культуры (давуд из усиша (1665-1757))
- Мастер переводов. известный ученый-богослов шихаммат- кади из эрпели
- Мусалав из кудутли (1652–1717)
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Исламский первопечатник и просветитель дагестана
- Дагестанская суфийская литература XIX – нач. XX ВВ.
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Дагестан - центр мусульманской культуры и арабо-графического книгопечатания
- Шамиль шихалиев: «развитию дагестанского востоковедения необходим импульс»
- Иджтихад или следование традиции?
- Обзор мусульманской прессы начала XX ВЕКА
- Особенности политики самодержавия к мусульманскому миру кавказа
- Дарбанд-нама (гунойский список)
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- Мусульманское образование на северо-западном кавказе (вторая половина XIX – начало ххв.).
- Стойкость
- Лев толстой и ислам
- Ценность времени
- Знамя пророка
- История абу муслима
- Послание имама гази-мухаммада
- Шариат и адат в реалиях северного кавказа
- Исламское образование в дагестане: эволюция содержания
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- "поучение" закавказского муфтия и председателя закавказского мусульманского духовного правления сунн
- Призыв к хиджре...
- Дибир-кади из хунзаха
- Арабо-дагестанские культурные, литературные контакты и их роль в формировании дореволюционной аварск
- «традиционный» и «нетрадиционный» ислам в дагестане: миф или реальность?
- Обращение умара аль-хунзахи к жителям дагестана (конец XVIII В. – начало XIX В.)
- «проходя протекшие времена и столетия»
- Абдулатип гоцинский – «ищущий благородные науки»
- Исламизация южной части горной аварии
- Берке бин джучи – первый хан золотой орды, принявший ислам
- Сочинение «ал-фаваид ад-дийаийа» абдурахмана джами в дагестане
- Идеи панисламизма на кавказе
- Ахмад талали – личность и эпоха
- Шейх асилдар аркасский
- Наука о нравственности – трактат по этике
- Биографии дагестанских ученых-богословов противников имама шамиля
- Письмо дагестанца из мекки
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по «мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Шариатский дискурс имамата в дагестане первой половины XIX в.
- Аз-заджир ‘ан мувалат ал-куффар: как источник по истории развития мусульманского...
- Дауд ал-усиши: жизнь и творчество
ОБРАЩЕНИЕ УМАРА АЛЬ-ХУНЗАХИ К ЖИТЕЛЯМ ДАГЕСТАНА (КОНЕЦ XVIII В. – НАЧАЛО XIX В.)
Данная статья вводит в научный оборот небольшое сочинение дагестанского богослова Умаара аль-Хунзахи. Помимо общей характеристики и анализа текста в приложении дается полный перевод сочинения.
В Национальном центре рукописей Грузии в арабском фонде в составе сборной рукописи было обнаружено небольшое по масштабу, но довольно интересное по содержанию сочинение автора дагестанского происхождения Умара аль-Хунзахи (1) . Оно составлено в форме назидания (насихат), и в нем рассматриваются три основных вопроса, полемика по которым сохраняет актуальность для мусуль-манского мира и в наши дни. Это, прежде всего, некоторые вопросы, связанные с отправлением хаджа, распитием спиртных напитков и условиями совершения развода.
Как видно из содержания текста сочинения, автор проживал в Мекке рядом с Заповедной территорией, находился в тесном контакте с местными учеными, но, вместе с тем, не терял связь с исторической родиной. И появление данного сочинения обусловлено не только его желанием устранить некоторые противоречия при совершении хаджа дагестанскими паломниками, которые он сам наблюдал воочию, но и стремлением принять участие в дискуссии по вопросам распития опьяняющих напитков и развода, которые вызывали достаточно интенсивную полемику среди дагестанских ученых-богословов XVII — XIX вв.
Текст сочинения начинается с традиционной для сочинений мусульманских авторов басмалы и хамдалы и перечисления некоторых обществ Дагестана. Обращаясь к ним, автор пишет: «О братья мои мусульмане, последователи ахлю сунна ва л джамаа. Я обращаюсь к вам со словами, которые принесут вам пользу на этом свете и, может быть, спасут вас на том свете в день, когда человек будет отвечать за свои поступки и получит соответствующее воздаяние. [Делаю] это назидание братьям мусульманам, ведь назидание братьям [мусульманам] является делом необходимым. Так слушайте и примите».
Затем после повествования о некоторых обрядах при совершении хаджа, о категориях лиц, которым предписано его совершение, Умар аль-Хунзахи приступает непосредственно к описанию проблем, с которыми сталкиваются дагестанские паломники. Причем высказывается он достаточно жестко: «что касается того, как в наше время совершают хадж дагестанские паломники, то это можно назвать напрасными усилиями и тратой имущества, что противоречит нормам шариата». Приводя цитату из сочинения известнейшего мусульманского правоведа ан-Навави, он пишет о недопустимости допущения халатности по отношению к совершению одного из столпов ислама.
Автор подразделяет дагестанских паломников на три категории. К первой из них у него нет претензий, и среди паломников, совершающих хадж без нарушений, он называет Ибрагима аль-Уради (ум. 1770 г.), выдающегося дагестанского ученого, общественного деятеля и некоторых других известных в то время дагестанцев.
Ко второй категории паломников в сочинении отнесены те, кто «усердствуют в своих обязанностях и частично в обязанностях других», и о них автор пишет не очень много. Наибольшие претензии у него к третьей категории: «Они кружатся по базарам (2) в поисках того, кто бы совершил хадж за два абаса или же просят у кого-нибудь (деньги). И после они приходят в мой дом и толпятся перед воротами, перекрывая вход, что могут подтвердить некоторые паломники. Они берут (у меня) деньги и уходят. После этого они подходят и к другим людям, у которых они еще не брали денег и просят у них также. И таким образом они играются подобно маленьким детям».
Что касается вопроса о распитии спиртных напитков, то здесь Умар аль-Хунзахи придерживается жесткой позиции недозволенности любого напитка, одурманивающего разум: «И вы, народ Дагестана, возводите на Мусалава и Дамадана клевету, утверждая, что и тот, и этот позволяли себе выпить (спиртное). А в действительности те, кто приписывают подобным людям это действие, являются лжецами и порочат честь подобных совершенных ученых. А если даже и допустить, что такое действие было ими совершено, то они ошиба¬лись в этом».
В вопросе о правилах совершения развода автор призывает не следовать учению аль-Ямани: (3) «И решение, которое выносят некоторые ученые, следуя за аль-Ямани, следует считать неверным. Сам аль-Ямани не является ни одним из четырех имамов, и он даже не из ахлю сунна ва алъ джамаа. А кто последует за ним, то будет воскрешен вместе с ним».
Заканчивается сочинение следующими словами: «Это назидание было отправлено в Дагестан Умаром аль-Хунзахи, который живет рядом с заповедным домом Аллаха (4). С ним были согласны ученые Мекки. Это Абубакр аль-Михдари, Али ибн Абдаллах аль-Ямани и шейх Мухаммад Сайд (5). Да смилуется Аллах над всеми нами. Пере¬писано оно грешным рабом Казанбием, сыном выдающегося ученого Мухаммада сына Исы аль Инти, когда тот был мутаалимом в упомя¬нутом селении. 1296 г.х.- 1879 г.».
Примечание
1. Национальный центр рукописей. Ar. L. 463. С. 69-71.
2. Здесь речь идет о такой форме хаджа, довольно распространенной в 19 в. когда в связи со сложностью или невозможностью совершения хаджа, отдавались деньги паломнику идущему совершать хадж, чтобы тот совершил за них хадж или же нашел в Мекке кого либо кто за плату совершил бы за них хадж. И вероятно,
некоторые паломники, растратив переданную им сумму пытались найти человека за более низкую плату или даже бесплатно.
3. Здесь вероятно идет речь о Салмане аль-Ямани, который был учителей Мухаммада ал-Кудуки, часто именовавшим Мусалав.
4. Т.е. на заповедной территории Мекки, рядом с мечетью аль-Харам.
5. Как видно из контекста, Мухаммад Саид также был выходцем из Дагестана. Примечателен тот факт, что жители Мекки называли его своим шейхом.