- «…обратить на настроение наших мусульман особое внимание»
- Шариат и обычай: проблемы взаимодействия
- Газета «стамбульские новости» и ее редактор
- Советский союз и ислам
- Америку открыли мусульмане!
- Православный крест под защитой полумесяца
- Как искореняли ислам в ногайской степи
- Мусульманки в науке
- Из истории борьбы с религией в дагестане
- Исмаил гаспринский
- Джадидизм
- Ненависть ради всевышнего аллаха
- Кризис совести
- Из опыта появления в дагестане и выявления цепочки последователей накшбандийского и шазили
- Историография исламизации средневекового дагестана (X – XVI ВВ)
- Суфизм и власть в дагестане в хix – XX ВВ
- Роль тюркского элемента в исламизации дагестана в XI-XIV ВВ.
- Малая книга правил воспитания юношества
- У кого ключ от «гроба господня»
- Парижжжжжжжжжжжжжжжжж
- Пепси указывает путь
- Что библия говорит о мухаммаде
- Немного о демографии, или по следам одной информации
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Ибрахим-хаджи-афанди аль-кучри (к. с.) (1868–1930)
- Знаток арабоязычной культуры (давуд из усиша (1665-1757))
- Мастер переводов. известный ученый-богослов шихаммат- кади из эрпели
- Мусалав из кудутли (1652–1717)
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Исламский первопечатник и просветитель дагестана
- Дагестанская суфийская литература XIX – нач. XX ВВ.
- Мастер преподавания (тагир-хаджи из чиркея /1845-1925/)
- Дагестан - центр мусульманской культуры и арабо-графического книгопечатания
- Шамиль шихалиев: «развитию дагестанского востоковедения необходим импульс»
- Иджтихад или следование традиции?
- Обзор мусульманской прессы начала XX ВЕКА
- Особенности политики самодержавия к мусульманскому миру кавказа
- Дарбанд-нама (гунойский список)
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- Мусульманское образование на северо-западном кавказе (вторая половина XIX – начало ххв.).
- Стойкость
- Лев толстой и ислам
- Ценность времени
- Знамя пророка
- История абу муслима
- Послание имама гази-мухаммада
- Шариат и адат в реалиях северного кавказа
- Исламское образование в дагестане: эволюция содержания
- Мухаммад ал-йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах кавказской войны
- "поучение" закавказского муфтия и председателя закавказского мусульманского духовного правления сунн
- Призыв к хиджре...
- Дибир-кади из хунзаха
- Арабо-дагестанские культурные, литературные контакты и их роль в формировании дореволюционной аварск
- «традиционный» и «нетрадиционный» ислам в дагестане: миф или реальность?
- Обращение умара аль-хунзахи к жителям дагестана (конец XVIII В. – начало XIX В.)
- «проходя протекшие времена и столетия»
- Абдулатип гоцинский – «ищущий благородные науки»
- Исламизация южной части горной аварии
- Берке бин джучи – первый хан золотой орды, принявший ислам
- Сочинение «ал-фаваид ад-дийаийа» абдурахмана джами в дагестане
- Идеи панисламизма на кавказе
- Ахмад талали – личность и эпоха
- Шейх асилдар аркасский
- Наука о нравственности – трактат по этике
- Биографии дагестанских ученых-богословов противников имама шамиля
- Письмо дагестанца из мекки
- Русский посол в турции н.в. чарыков и его «заключение» по «мусульманскому вопросу» 1911 г.
- Шариатский дискурс имамата в дагестане первой половины XIX в.
- Аз-заджир ‘ан мувалат ал-куффар: как источник по истории развития мусульманского...
- Дауд ал-усиши: жизнь и творчество
ИБРАХИМ-ХАДЖИ-АФАНДИ АЛЬ-КУЧРИ (к. с.) (1868–1930)
В истории дагестанской ветви сокровенной непрерывной духовной цепи (силсила) мы находим и известного накшбандийского шейха, алима-шафиита высокого образования, паломника святых земель, предводителя газиев Ибрахима-хаджи-афанди аль-Кучри.
Родился мубарак Ибрахим-хаджи в 1868 г. в высокогорном дагестанском селении Кучраб Чародинского района, в семье алима Ахмада-хаджи.
Жену Ибрахима-хаджи звали Патимат. У них был сын Мухаммад-хаджи и дочь Патимат.
Жену Мухаммада-хаджи звали Укъият. Их сын Хаджияв погиб в ВОВ 1941–1945 гг. Мухаммад-хаджи был хафизом Священного Корана. Он умер в 1930 г., похоронен на кладбище с. Кучраб.
Дочь Ибрахима-хаджи Патимат была замужем за сыном шейха Шуайба-афанди (к. с.) Мухаммад-наби, который был большим алимом и хафизом Священного Корана. У них родилась дочь Написат. После смерти Мухаммаднаби она вышла замуж за второго сына шейха Шуайба-афанди Абдулваххаба, который также являлся большим алимом и хафизом Священного Корана. У них родилась дочь Марьям-Асият. Могилы Патимат и ее обеих дочерей находятся в с. Багинуб (Чародинский район) рядом с могилой шейха Шуайба-афанди аль-Багини.
Ибрахим-хаджи аль-Кучри является последователем мубарака Шуайба-афанди, с которым породнился, отдав замуж за его сына свою дочь. Он 25 лет находился рядом со своим шейхом, который очень любил его. Когда шейх Шуайб-афанди вручал иджазу муршида Ибрахиму-хаджи, жена спросила его: «Почему ты даешь иджазу муршида Ибрахиму-хаджи в то время, когда твои сыновья большие алимы и хафизы Корана?» Мубарак Шуайб-афанди ответил ей: «Патимат, я не вправе решать этот вопрос сам по себе. Для этого необходимо внушение Свыше (илхам). Что касается Ибрахима-хаджи, то он оказался достойнее».
Много мюридов достигли совершенства под воспитанием накшбандийского шейха-хафиза Шуайба-хаджи-афанди аль-Багини, но совершеннее всех, став его маъзунами, были Хасан-афанди аль-Кахиби и Ибрахим-хаджи-афанди аль-Кучри. В назму алима Ибрахима аль-Багини есть строки, указывающие на совершенность шейхов Шуайба-хаджи-афанди и Ибрахима-хаджи-афанди:
Если написать о Шуайбе-афанди и Ибрахиме-хаджи,
О достоинствах их и караматах, то люди не поверят.
Поистине, я ведаю немного об их способностях и тайнах,
И если рассказать о них, то вряд ли поверят мне жахили.
Однажды в с. Чох (Гунибский район) мюрид Урусиласул Ахмад-хаджи попросил шейха Шуайба-афанди аль-Багини показать ему какой-нибудь карамат. На что шейх спросил, зачем ему это. Но тот снова попросил. Маъзун шейха Ибрахим-хаджи аль-Кучри сказал, раз он хочет, покажите ему. Тогда шейх дал разрешение самому Ибрахиму-хаджи показать ему карамат. Ибрахим-хаджи сказал тому мюриду, чтобы он направился в сторону своего дома. По дороге домой Урусиласул Ахмад-хаджи внезапно оказался на кладбище аль-Баки в Медине. Он очень испугался и сказал себе: «Я бы поверил и без перебрасывания на такую даль. Теперь что делать без копейки в кармане?» И вдруг, так же внезапно, он оказался в одном из переулков с. Чох. Он пришел к тому же месту и сказал шейхам: «Теперь довольно».
Однажды летом шейх Ибрахим-хаджи находился на мавлиде. Внезапно он вышел и через некоторое время пришел обратно. Несмотря на летнее время в его галошах был снег, а он сам замерзал от холода. Он сказал: «Я спасал свою ученицу – женщину, которая попала под сугроб в местечке, называемом Гьумил ккал. Сын шейха Шуайба-афанди Мухаммаднаби съел тот снег, который был в галошах шейха.
Мубарак Ибрахим-хаджи аль-Кучри, как говорят его современники, был спокойным, уравновешенным, терпеливым и мудрым человеком. К нему большими потоками шли мюриды из разных селений Чародинского, Гунибского, Лакского районов. У него также было очень много мюридов из Цора, ибо он долго проживал в аварском селе Белоканы (ныне Закатальский район Азербайджана), работая имамом мечети. С вершин гор в Кучраб группами спускались мюриды к своему почтенному тарикатскому шейху, громко и красиво произнося формулу единственности Всевышнего Аллаха: «Ла илаха илла ллах».
Кучраб, высокогорное селение Чародинского района, где жил известный накшбандийский шейх Ибрахим-хаджи-афанди, большевики называли «царским селом».
В памяти горцев шейх Ибрахим-хаджи аль-Кучри остался как достойный и мужественный человек. Он был постоянно занят не только воспитанием своих мюридов и распространением суфийских наук, но вместе с этим прикладывал максимум усилий в борьбе за укрепление национальной независимости родного края. Кроме того, Ибрахим-хаджи делал все возможное для укрепления его экономической и военной мощи, а также стремился достичь объединения мусульман не только в Дагестане, но и по соседству, чтобы они могли противостоять любой агрессии.
Шейх Ибрахим-хаджи аль-Кучри, по словам его современников, был «одним из духовных вождей в антиденикинском восстании». Когда в период с 1917 по 1918 гг. на Северном Кавказе и в частности Дагестане появились признаки национально-освободительного движения религиозной горской общественности против деникинцев, шейх Ибрахим-хаджи входил в ядро группы «Истикълал», возглавлявшей это движение. В 1920 г. против власти большевиков под лозунгами «Истикълала» вспыхнуло восстание. Для защиты Ислама и шариата была создана высшая светско-духовная власть повстанческих сил – Совет четырех шейхов, куда входил и шейх Ибрахим-хаджи.
Как мы уже знаем, накшбандийский шейх Ибрахим-хаджи-афанди аль-Кучри долгое время проживал в аварском с. Белоканы. В Цоре у него было очень много мюридов, и поэтому он там пользовался большим авторитетом. В Цоре, в селении Даначи, восстановлена мечеть, которая была построена там в его время. Жители с. Даначи очень уважали и любили своего суфийского шейха и в память о нем назвали эту мечеть «мечетью шейха Ибрахима-хаджи».
Любящие своих славных предков и свой родной край благородные люди Чародинского района оказали всевозможную помощь в восстановлении дома шейха Ибрахима-хаджи-афанди в с. Кучраб. Этот зиярат в высокогорном дагестанском селении навеки останется как память о героической борьбе шейха Ибрахима-хаджи-афанди за веру и свободу, а также памятником его бесконечной любви и преданности своей родине.